Ключевые слова: носоглотка, аденоидит, низкочастотный ультразвук, бактериологические исследования.
Актуальность. Заболевания носоглотки считаются преимущественной патологией детского возраста, что связано с особенностями развития лимфоидной ткани носоглотки у детей, частотой респираторных заболеваний у них и широким кругом общих заболеваний, индуцированных гипертрофией и хроническим воспалением аденоидных вегетаций [9, 10, 16]. Хронические аденотонзиллиты и аденоидиты занимают одно из первых мест в структуре патологии JIOP-органов и наблюдаются у 20-50% [1, 4, 6, 8, 9], а в группе часто болеющих детей у 70% детского населения [4, 6, 9, 11].
Эндоскопически выявлено, что лимфоидная ткань глоточной миндалины имеется в виде контура у 63% новорожденных, в процессе развития до 7 лет увеличивается, затем приостанавливает свой рост до пубертатного периода, когда начинается ее медленный регресс, который в 10% случаев может продолжаться до пожилого возраста [3, 10, 16].
Патология носоглотки у взрослых чаще представлена опухолями, которые составляют от 0,5 до 8% [5].
Кисты и гиперпластические процессы носоглотки иногда проявляются храпом и синдромом обструктивного апное сна [2, 5].
Воспалительные заболевания носоглотки представлены патологией трубных валиков и миндалин, рост которых связаны с экологическим неблагополучием среды обитания человека, увеличением группы иммунокомпраментированных людей, нарастанием лимфотропной вирусной инфекции (Эпштейн-Барр, герпетическая инфекция, группа адено- и респираторно-синцитиальных вирусов), микоплазменной инфекции [9, 11, 17, 18].
При большом выборе различных методов, лечение воспалительных и неопухолевых заболеваний носоглотки остается нерешенной проблемой, т.к. эти методы либо излишне трудоемки, либо низкоэффективны, либо имеют выраженные побочные эффекты. При существующих методах лечения аденоидитов эндоскопические исследования показывают, что у 90% пациентов в полости носа сохраняется вязкий патологический секрет, препятствующий воздействию лекарственного вещества непосредственно на слизистую оболочку носоглотки.
Перспективой может стать разработка метода, включающего эффективную и безопасную элиминацию патогена с нормализацией собственных защитных свойств аденоидов с использованием свойств НУЗ [12].
Цель настоящего исследования: разработка низкочастотного ультразвукового инструмента-волновода для топического воздействия и санации носоглотки при гнойных заболеваниях.
Для создания волновода-инструмента для терапии и определения эффективности его воздействия на патогенную микрофлору носоглотки были поставлены три задачи:
Технологическая: изучение типоразмеров носоглотки у детей (на основе литературных данных)
Метрологическая: подбор оптимальных параметров инструмента для ультразвукового орошения носоглотки
Бактериологическая: изучение воздействия на основную патогенную флору носоглотки диоксидина, обработанного низкочастотным ультразвуком через созданный волновод-инструмент.
На основе литературных данных выделены типы и размеры строения носоглотки и глоточной миндалины у детей и взрослых, актуальные для доставки лекарственного вещества [4, 6, 7, 14].
Высота хоан составляет от 12 до 25 мм, ширина в нижней части от 12 до 20 мм, в средней части – от 16 до 26 мм.
Размерные характеристики образований полости носа и носоглотки связаны с формой лицевого скелета и независимы от пола ребенка и формы свода черепа.
Типы строения носоглотки:
-узкая;
-широкая;
-узко-широкая;
-широко-узкая;
Размеры глубины носоглотки в зависимости от возраста:1-2 года -16,6±0,6 мм2-5 лет - 17,4±0,6 мм5-8 лет- 18,8±4,4 мм8-12 лет - 22,0±0,5 мм
Гипертрофия АВ – это патологическое увеличение глоточной миндалины, приводящее к выраженным клиническим проявлениям. Она наблюдаются одинаково часто у девочек и мальчиков. Различают три степени гипертрофии глоточной миндалины:
1 степень — глоточная миндалина закрывает сошник на1/3
2 степень — глоточная миндалина закрывает сошник до 2/3
3 степень — глоточная миндалина закрывает сошник более 2/3 [1, 4].
С учетом анатомических параметров была подобрана оптимальная длина инструмента, высота и наклон факела, необходимые для достижения лекарственным раствором носоглотки. Это инструмент не менее 100 мм в длину с толщиной рабочего окончание не более 5 мм, с подачей струи ионизированного раствора под углом 45 град. с высотой факела 100 – 150 мм.
Совместно с сотрудниками объединения «Автоматика» г. Омска был изготовлен волновод-распылитель с необходимыми параметрами для активного контролируемого воздействия на носоглотку ионизированным раствором лекарственных веществ с дисперсностью 15-20 мкм при консервативном лечении аденоидитов [15].
Режим озвучивания для воздействия на биологический объект - частота колебаний 26,5 кГц в режиме акустических течений при амплитуде 40-60 мкм - был принят как стандартная величина, теоретически обоснованная в работах Н.В. Мишенькина (1992) [13]. Источником ультразвуковых колебаний служили серийные генераторы Тонзиллор-2 и Тонзиллор-М объединения «Автоматика».
Мы изучили результаты бактериологического исследования носоглоточной слизи у 500 детей в возрасте от 1 до12 лет для определения превалирующей флоры. В 64% случаев флора была представлена ассоциациями, чаще всего с анаэробами – 54% и грибами – 13%. Из аэробной флоры чаще встречался золотистый стафилококк -22%, синегнойная палочка и Klebsiella pneumoniae по 10%.
Этим можно объяснить упорный характер течения хронического аденоидита и трудность его лечения консервативными методами.
Эпидермальный стафилококк, эшерихия и пневмококк встречались по 6% случаев.
В значительном проценте случаев выявлены дисбиотические изменения за счёт высокого роста добавочной микрофлоры: среднепатогенные α-гемолитические стрептококки (Str. mitis, Str. spherical и др. суммарно – 23%) со степенью обсеменения более 10 в 4 степени КОЕ/мл
Для исследования санационных свойств НУЗ взвесь чистых культур часто встречающихся при патологии ВДП микроорганизмов S. aureus, Pr. vulgaris , Ps. Аerugenosa подвергалась обработке ультразвуком заданных параметров с помощью инструмента-волновода пятикратно с различными экспозициями. Взвесь сеялась на плотные питательные среды, выращивалась в термостате, подсчитывалось микробное число. Исследования показали, что практически полная санация достигается при экспозиции 180 сек.
Добавление в озвучиваемую взвесь антибиотиков или антисептиков сокращает это время до 120 сек. Наиболее активным оказалось сочетание НУЗ + диоксидин. Это определило выбор лекарственного препарата для лечения гнойных заболеваний носоглотки.
Для выяснения бактерицидных свойств лекарственных препаратов, пропущенных через волновод – распылитель был поставлен следующий эксперимент. На поверхность чашек Петри с плотной питательной средой АГВ было нанесено по 1 мл чистой 18-часовой бульонной культуры S. аureus, E. сoli, S. еpidermidis, P. aeruginosa, S. pneumonia со стандартом мутности 10. После подсушивания в течение 40 минут при комнатной температуре на поверхность чашек было нанесено по на поверхность чашек Петри наносили по 0,04 мл (40 мкл, Гамильтоновские пипетки) озвученного и неозвученного 0,5 % раствора диоксидина.
Опыт проводился четырьмя сериями, по 50 посевов в каждой. Чашки инкубировали при 370С в течение 18 часов. Учет результатов производили путем замера диаметров зон задержки роста.
Результаты свидетельствуют, что НУЗ усиливает антимикробную активность диоксидина в среднем в 2,9 раза, при этом сохраняются видовые различия в чувствительности микробной флоры.
Рис. 1. Идет апробация нового метода лечения заболеваний носоглотки – А.А. Нестерова работает с пациентом, Д.Р. Юнусова следит за ультразвуковой аппаратурой.
На основе полученных данных мы разработали метод лечения гнойных заболеваний, в который в качестве составляющей входит орошение носоглотки ионизированным раствором 1% диоксидина, подаваемым в респираторный тракт в режиме акустических течений. Фонофоретическое и ионизирующее свойства НУЗ создают оптимальные условия для транскапиллярного всасывания препарата слизистой оболочкой.
Была предложена и апробирована модель волновода с подачей струи ионизированного раствора под углом 45 град. к плоскости инструмента для щадящей доставки лекарственного вещества в носоглотку (рис. 1).
Вывод. Созданный инструмент позволяет обеспечить доставку ионизированного НУЗ лекарственного вещества к при всех типоразмерах носоглотки и глоточной миндалины, обеспечивает достаточную степень орошения при сохранении высокого бактерицидного действия на все основные возбудители бактериального воспаления в носоглотке у детей и взрослых.
Список литературы.
Аденоиды / В. Р. Чистякова // Оториноларингология : национальное руководство / ред. В. Т. Пальчун. – М., 2008. – С. 705-715.
Бобошко М.Ю. Слуховая труба / Бобошко М.Ю., Лопотко А.И.-СПб.: СпецЛит,2003. - 317с.
Быкова В. П. Аденоиды и аденоидиты в физиологии и патологии детского возраста / В. П. Быкова, О. А. Бруевич, О. В. Паюшина // Архив патологии. – 2007. – Т. 69, вып. 4. – С. 50-55.
Гипертрофия глоточной миндалины // Богомильский М. Р. Детская оториноларингология : учебник / М. Р. Богомильский, В. Р. Чистякова. – М., 2012. – С. 355-361.
Ильинский С.Е. Диагностика и лечение хронических воспалительных заболеваний носоглотки у взрослых /С.Е. Ильинский // автореф. … канд. мед. наук. Москва, 2010. – 24 с.
Индивидуальная изменчивость формы и строения носоглотки в связи с особенностями строения основания черепа и лицевого скелета у детей / О. В. Мареев и др. // Вестник оториноларингологии. - 2006. - № 6. - С. 45-46.
Казанова А. В. Лицевой скелет и варианты строения носоглотки / А. В. Казанова // Российская оториноларингология. - 2006. -№ 1. - С. 98-99.
Карпова Е.П. О роли различных этиологических факторов в развитии хронической патологии носоглотки у детей / Е. П. Карпова Д. А. Тулупов // http://www.lvrach.ru/2013/01/15435598/hyperlink "/2013/01/"#01/13. дата обращения 27.12.13.
Ляпин В.А. Социально-значимая патология детского населения промышленного центра Западной Сибири / ВА Ляпин // Сибирь-Восток. 2005. - №3 (87) – С. 9-11
Нестерова К.И. Анализ клинико-анатомических предпосылок формирования хронической инфекции верхних дыхательных путей на основе принципов современной многомерной статистики / К.И. Нестерова // Рос. оторинолар. – 2012. - №5. – С. 95-101.
Нестерова К.И. Комплексное лечение больных негнойными синусогенными орбитальными осложнениями с применением низкочастотного ультразвука / КИ Нестерова // Рос. оторинолар. 2004. - №2 (9) – С. 80 – 83.
Нестерова К.И. Лечение острых воспалительных заболеваний носа и околоносовых пазух низкочастотным ультразвуком / Нестерова К.И. // Автореф. … канд. мед. наук. Омск, 2002 – 24 с.
Низкочастотная ультразвуковая терапия и хирургия в оториноларингологии / Н.В. Мишенькин, А.И. Драчук, В.Г. Папулов и др. Новосибирск: НГУ, 1992. 196 с.
Способ определения ширины носоглотки в средних отделах RU 2289309 : патент / А. В. Казанова [и др] // владелец патента Мареев О. В.
Ультразвуковой волновод-распылитель для лечения аденоидитов и фаринголарингитов /Верхолезов П.С., Денисова Т.К., Драчук А.И. и др.// патент на полезную модель rus №61115 от 26.01.2005.
Шишмарева Е.В. Возрастная эндоскопическая семиотика нормы и патологии носоглотки у детей / Е.В. Шишмарева // Автореф. … канд. мед. наук. Москва, 2005. – 24 с.
Changes of cellular morphology and nuclear DNA content in different nasopharyngeal epithelium from diff erent patients. / S. Zhao [et al.] // Clin Med. – 1995. – Vol. 108, №5. – P. 377-382.
Characterization of smoking –indusednasopharyngeal lymphoid hyperplasia / Y Finkelstein [et al.] // Laryngoscope . –1997. –Vol.107, №12. – Part I. – P. 1653-1642.