БИБЛИОТЕЧНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ: НА ПРИМЕРЕ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

БИБЛИОТЕЧНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ: НА ПРИМЕРЕ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из основополагающих принциповдеятельности исправительных учреждений является максимальное использование времени отбытия наказания осужденными для повышения их культурного уровня. Данная работа, направленная на исправление осужденных, дает свои ощутимые результаты особенно в создании психолого - педагогической обстановки в колониях, что способствует снижению нарушений порядка отбывания наказания.

Читайте книги - некоторые из них специально для этого написаны.

Михаил Генин

Как известно, уголовно - исполнительный кодекс Республики Казахстан одной из целей определяет исправление осужденных. Авторы, затрагивая тему организации библиотечной работы в местах лишения свободы, считают на сегодняшний день тему актуальной. Поскольку, в исправительных учреждениях остро стоит проблема исправления осужденных имеющимися средствами, такими как режим, воспитательная работа, труд, общее образование, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Следует заметить, что перечисленные основные средства исправления в полном объеме не используются в силу объективных причин: например трудовое устройство осужденных в нынешних условиях безработицы, а в местах лишения свободы полное отсутствие какой-либо работы приводит к массовому «ничегонеделанию», вследствие чего остро встал вопрос о рациональном использовании свободного времени осужденных. Охват средним и профессиональным образованием не всегда представляется возможным реализовать: для этого попросту нет никаких возможностей. Возможности общественного воздействия ограничены: по - прежнему тюремная система остается закрытой. Поэтому поиск новых форм исправительного воздействия на осужденных остается приоритетным направлением в реформировании уголовно-исполнительной системы.

Ранее мы в своих работах показали положительный опыт возобновления деятельности библиотек в исправительных учреждениях Павлодарской области. Следует отметить, что такой подход к организации воспитательной работы среди осужденных был замечен в масштабах республики. В связи, с чем отмеченная работа была обобщена, изучена и рекомендована к внедрению в деятельность воспитательных служб исправительных учреждений Комитета уголовно - исполнительной системы МВД Республики Казахстан.

Вместе с тем, анализ работы воспитательных отделов показывает, что фонды библиотек исправительных учреждений требуют пополнения, так как в расчете на одного осужденного в настоящее время приходится не более пяти изданий, что конечно дает своеобразный эффект, однако как показало анкетирование среди осужденных требуется расширение диапазона книжного фонда с учетом возрастных особенностей осужденных. Мониторинг, проводимый воспитательными отделами исправительных колоний показывает, что основными условиями формирования активного читателя среди осужденных являются:

- доведение фонда библиотек до такого количества, когда на одного осужденного приходилось бы не менее пяти изданий;

- обучение осужденных умению библиографической работе;

- создание передвижных библиотек и назначение ответственных «книгонош»;

- организация подписок на газеты-журналы, покупка книг на средства осужденных и их родственников;

- проведение различных конкурсов по результатам прочитанной литературы: на лучшего чтеца, на лучшее сочинение, на лучшее изложение и т.д.;

- пополнение фонда библиотеки путем общественных инициатив;

- поощрение наиболее активных читателей правами начальника отряда и начальника учреждений;

Отношение осужденных к самообразованию, работе в библиотеке, а также участие в различных мероприятиях учитывается при представлении осужденных к условно - досрочному освобождению, переводу в колонию - поселения, перевод на льготные условия содержания.

Говоря о доступе к книгам, газетам, телевидению и радио, необходимо отметить и то, что говорят об этом международные документы:

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Правило 39:

До сведения заключенных следует регулярно доводить наиболее важные новости, за счет чтения газет, журналов и специальных тюремных изданий, прослушивания радиопередач и посещения лекций, или же получение информации при помощи других средств, допускаемых и контролируемых органами администрации.

Отметим, что указанные международные стандарты (норм) в Республике Казахстан в сфере исполнения наказания исполняются, более того они учитываются при совершенствовании уголовно - исполнительного законодательства.

Также следует отметить, что помимо контактов с семьей и друзьями, заключенные должны иметь возможность быть в курсе последних событий в мире. Для этого необходим регулярный доступ к периодическим изданиям, радио и телевидению. За исключением каких - то особых обстоятельств и при отсутствии каких-либо причин, по которым следовало бы подвергать цензуре доступ к средствам массовой информации. Равно как не должно быть какой - либо нравственной цензуры, выходящей за рамки той, которая применяется в данной стране [2].

Следует заметить, что тюремная администрация должна очень внимательно подойти к вопросу о разрешении доступа к Интернет. Он может оказаться важным источником информации о событиях в мире, но также и представить возможность для неуместных поступков.

По состоянию на 01.10.2013 года в исправительных учреждениях Павлодарской области насчитывалось 18 библиотек, 70 переносных библиотек, 8 методических кабинетов, 6 компьютерных зала с доступом к Интернет, а фонд книг достиг свыше 120 тысяч экземпляров [3].

Данная работа, направленная на исправление осужденных, дает свои ощутимые результаты, особенно в создании психолого - педагогической обстановки в колониях, тенденция к снижению нарушений порядка отбывания наказания остается стабильной [3].

Отечественная практика использования библиотек в исправлении осужденных заставляет нас обратиться к зарубежному опыту.

Значительные успехи достигнуты за рубежом. Еще в 1932 г. в США издан "Справочник тюремного библиотекаря", а в 1943 - 1944 гг. были одобрены стандарты для библиотек в тюрьмах для взрослых и исправительных учреждениях для малолетних преступников.

Одним из впечатляющих результатов деятельности библиотек во многих исправительных учреждениях США является то, что заключенные тянутся к книге. Они могут пользоваться телевизорами и магнитофонами, но, как отмечают библиотекари, среди них есть и читатели, любители приключенческой литературы, мистерий и научной фантастики. Заключенные покупают довольно много книг и на свои собственные средства.

Знаменателен факт, что в России книги в камерах заключенных появились почти одновременно с соответствующей практикой в США и западноевропейских странах, причем создание библиотек объяснялось не столько воспитательными целями, сколько стремлением проявить милосердие. Еще в ХVIII столетии был выдвинут принцип исправления преступника, его перевоспитания. В России одним из замечательных сторонников гуманного отношения к заключенным был Ф.П. Гааз (1780 - 1853), который лично снабжал арестантов книгами. О создании тюремных библиотек говорится в официальных инструкциях (1812), в уставе Попечительного о тюрьмах общества (1819), в Особом положении об исправительном заведении в Санкт-Петербурге (1839). В конце XIX - начала XX в. как на Западе, так и в России наблюдалось довольно интенсивное развитие тюремных библиотек. В тюрьмах США появились штатные должности библиотекарей. В 1911 в рамках Американской библиотечной ассоциации был создан Комитет библиотек в федеральных тюрьмах [5].

Вплоть до недавнего времени тюремные библиотеки находились вне поля зрения библиотековедов, их контакты с другими библиотеками имели ограниченный характер. В 1966 г. была создана Государственная республиканская юношеская библиотека РСФСР (ныне РГЮБ), призванная оказывать организационную и методическую помощь всем библиотекам, работающим с молодежью, в сферу ее методического воздействия были включены и библиотеки системы МВД. В настоящее время юношеские библиотеки приступили к выполнению некоторых реабилитационных функций, ориентируясь на обслуживание инвалидов, подростков, запущенных в социальном отношении, воспитанников специнтернатов, воспитательно - трудовых учреждений.

Сейчас в ведении Министерства юстиции России (не так давно все это "принадлежало" МВД) входит: 731 исправительная колония, 191 следственный изолятор, 63 воспитательные колонии для несовершеннолетних. Соответственно можно выделить следующие виды тюремных библиотек - следственных изоляторов, исправительно-трудовых колоний, воспитательных колоний. Все они имеют сходные функции и задачи, но отличаются условиями своей работы [5].

С 1990 г. стали действовать семинары социально-правовых знаний. В библиотеках оформлялись уголки в помощь слушателям этих семинаров. Они обеспечивали проведение занятий необходимой литературой. Заключенные стремились использовать библиотеки в рекреационных и самообразовательных целях.

Во Франции, начиная с середины 19 века, уже имелись упоминания о тюремных библиотеках. Они были созданы в первую очередь на счет средств самих заключенных и пожертвовании. Сегодня тюремные библиотеки предусмотрены уголовно - процессуальным кодексом Франции. SPIP выступил с инициативой разработать ряд проектов. Проекты включают в себя регулярные семинары, такие как навыки письма, чтение группами семинаров и рассказов, и разовых мероприятий, таких как встречи с писателями и иллюстраторами [6].

В отличие от большинства стран, тюремные библиотеки в Англии обязаны укомплектовать профессионального библиотекаря. Работу тюремных библиотек активно поддерживают за счет политики поощрения, непрерывного образования, наставничества, издательского дела и т.д. В 2005 - 2008 годах финансирование тюремных библиотек увеличилось почти в два раза [7].

В Италии можно найти упоминания о тюремных библиотек с начала ХХ века. Итальянская тюремная система в то время была окутана одеялом молчания и изоляции до 1970 - х годов. В 1975 году Правительство приняло Закон о реформировании пенитенциарной системы. С 1992 года отдел библиотековедения Университета Милана был связан с тюремным библиотекам, сначала как часть исследовательского проекта с целью сбора данных о состоянии этих библиотек, оценки их (библиотек), а затем, предлагая новые методы. В мае 2009 года был начат новый пилотный проект был совместно с университетом Пизы и тюрьмы Вольтерра. Этот проект включал формирование исследовательской группы по предоставлению услуг различным типам учреждений и групп пользователей, включая тюрьмы, больницы и людей с ограниченными возможностями [8].

В целом для зарубежного библиотековедения характерно признание общественной значимости работы библиотек в тюрьмах. Существует потребность в более тесном сотрудничестве работников тюремных библиотек на международном уровне. На одном из заседаний Секции библиотек, обслуживающих лиц с ограниченными возможностями пользования библиотекой, во время 51 - й Генеральной конференции и сессии Совета ИФЛА (Чикаго, 1985) была сформирована Рабочая группа по библиотечному обслуживанию в тюрьмах. С этого времени обмен опытом и изучение конкретных вопросов деятельности тюремных библиотек находятся в центре внимания этой международной организации.

Таким образом,зарубежная практика свидетельствует, что одним из основополагающих принципов деятельности исправительных учреждений является максимальное использование времени отбытия наказания осужденными для повышения их культурного уровня. При этом следует помнить, что содержание работы с осужденными должно обеспечивать гибкое реагирование на меняющиеся потребности общества, на выработку способности решать задачи в нестандартных ситуациях, разрешать конфликты ненасильственным путем (в противоположность тому, к чему привыкло большинство отбывающих наказание) и общаться с представителями различных социальных, культурных, этнических групп. При этом особое внимание должно быть уделено формированию культуры, нравственности, гуманизма, умению учитывать мнение других, уважения прав и свобод граждан, а также воспитанию чувства собственного достоинства, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Для решения этой задачи необходимо понимать, что осужденный в реальной жизни принимает свои решения не в вакууме. На совершаемые им поступки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личностного и психологического порядка.

Культура - основная первопричина, определяющая потребности в поведении человека. Любая культура включает в себя мелкие составляющие, или субкультуры, которые представляют своим членам возможность конкретного отождествления и общения с себе подобными.

«Воспитывать по книгам невозможно, поскольку каждый из нас неповторимо индивидуален; воспитывать без книг неразумно: никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий».

«Воспитывать с помощью книг, с опорой на книги, с учетом мирового опыта - значит не повторить типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы, значит расти и развиваться как воспитателю» [4].

Таким образом, мы считаем, что использование возможностей библиотечной работы как составной части процесса исправления осужденных может быть использована в пенитенциарной педагогике.

В заключении вносим следующие предложения:

- для дальнейшего совершенствования библиотечной работы считаем необходимым передать библиотеки в ведение средних образовательных школ, действующих в исправительных учреждениях области и находящихся в ведении министерства образования и науки [9].

- методическую работу возложить на управление культуры департаментов городов, районов.

«Следует отметить, что книги прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что давно стали для нас обыкновенным чудом. Применительно к осужденным научиться читать - в истинном значении этого слова - значит не только овладеть техникой чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нем смыслы, а также не выраженный словами тот смысл, который называется «подтекстом». И с этим трудно не согласиться.

Завершая нашу статью, хотим сказать, что затронутая нами проблема исправления осужденных, весьма актуальна: предложенные нами методы и подходы заслуживают пристального внимания и дальнейшего исследования.

Литература

1. Архив управления КУИС по Павлодарской области (2001-2005 гг.).

2. Эндрю Койл. Пособие для тюремного персонала: подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека.- Лондон, 2002. - 156 с.

3. Отчет (форма-15) за 2009 год УКУИС по Павлодарской области.

4. Мудрость воспитания / Сост. Б. М. Бим - Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов - 2 изд., доп. - М.: Педагогика, 1999. - 304 с.

5. А. Е. Шапошников. Тюремные библиотеки: история и современность. Cборник "Книга. Исследования и материалы", сб. 81, М., Изд. "Наука", 2003.- стр. 74 - 86.

6. Carole Bowe. Recent Trends in UK Prison Libraries / Library Trends. - 2011. - Volume 59, Number 3. - pp. 427 - 445.

7. Odile Cramard, Kevin McLoughlin. The Long Development of Prison Libraries in France / Library Trends. - 2011. - Volume 59, Number 3. - pp. 544 - 562.

8. Emanuela Costanzo, Giorgio Montecchi, Eda Derhemi. Prison Libraries in Italy / Library Trends. - 2011. - Volume 59, Number 3. - pp. 509 - 519.

9. Сайт Международной Академии Информатизации. Жамулдинов Виктор Николаевич [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://academy.kz/chleny-main/blogger/listings/jamuldinov.html (дата обращения: 24.12.2013).

Просмотров работы: 3475