О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Блинова Е.О. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние недели проблема беспризорности несовершеннолетних находится в центре внимания Президента Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти, известных политических и общественных деятелей страны и средств массовой информации.

Информационно-аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации проанализировано в порядке инициативы более 140 программ, поступивших из 61 субъекта Российской Федерации на Всероссийский конкурс проектов и программ профилактической и реабилитационной деятельности специализированных учреждений социальной защиты для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, проведенный Минтрудом России. Министерству направлены рекомендации по совершенствованию деятельности подведомственных ему учреждений по профилактике и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей.

Глубокое изучение деятельности указанных учреждений, а также всех имеющихся в настоящее время подходов к пониманию данной проблемы, позволяют сделать выводы о причинах массового распространения детской беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации и сформулировать законодательные и иные предложения по решению данной проблемы.

Масштабы проблемы

Не налажен полный статистический учет беспризорных детей. Официальная статистика фиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются милицией либо попадают в специализированные социальные учреждения для беспризорных и безнадзорных детей.

Существенно различаются экспертные оценки масштабов беспризорности. Одни специалисты оценивают число беспризорных (бездомных) детей, а другие – общее число беспризорных и безнадзорных детей (контроль за которыми отсутствует из-за ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию).

Максимальная оценка дана председателем Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны В.Озеровым – от 3 до 5 млн. беспризорников, минимальная – Министром образования Российской Федерации В.Филипповым – от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Согласно оценкам Минтруда России в стране около 1 млн. безнадзорных детей

Наибольшее число российских беспризорников находится в Москве. По данным МВД России в столице находится около 28 тыс. беспризорных детей. 8 тыс. из них задержаны московской милицией в 2001году на улицах города. Четыре имеющихся приюта смогли разместить порядка 700 таких детей. По оценкам Правительства Москвы абсолютное число беспризорников приехало из других регионов России, стран СНГ, Балтии и Дальнего Зарубежья.

Если оценки обследования МВД по Москве репрезентативны для России в целом, то общая численность беспризорных детей в стране составляет 560 тыс. человек (в Москве проживает каждый 20-й ребенок России в возрасте от 3-х до 18 лет, а число беспризорных детей в Москве – 28 тыс. человек). Учитывая, что большинство московских беспризорников – иногородние, оценка по России сильно завышена. При определении масштабов беспризорности в России следует говорить не о миллионах, а о тысячах детей.

Но значительно превышает детскую беспризорность безнадзорность детей. Беспризорные и безнадзорные дети ведут антиобщественный образ жизни. За последнее десятилетие в 2 раза (до 1,2 млн.) увеличилось число подростков-правонарушителей, доставленных в органы внутренних дел, более чем в 2 раза - несовершеннолетних, совершивших убийства и покушения на убийства, в 1,5 раза - совершенных несовершеннолетними грабежей, в 2,4 раза - несовершеннолетних, задержанных за незаконное приобретение и изготовление наркотиков. С 1994 по 1999 год в 1,9 раза выросло число детей, больных алкоголизмом, в 3,3 раза – токсикоманией, в 17,5 раз – наркоманией. В десятки раз увеличилось количество детей, больных сифилисом, другими венерическими заболеваниями, СПИДОМ.

За 1990-2000 годы вдвое увеличилось (до 637 тыс.) число детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях. Причем только 10% находящихся в них детей не имеют родителей. Остальные являются социальными сиротами, т.е. имеют живых кровных родителей.

Анализ причин

Основной причиной возникновения и роста беспризорности и безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.

Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступностьдля семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.

Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

В 2000 году реальные доходы населения составили только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными бедными - неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями с малолетними детьми, в России появились так называемые “новые бедные” - полные семьи с работающими родителями и 1-2 детьми, составляющие половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, а также семьи безработных.

В результате роста смертности в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок.

Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.

Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

Дети и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе в школах. Негативному воздействию подвержены сегодня все российские дети, в т.ч. из благополучных семей.

Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.

Изменились репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

Проблемы государственной политики

В 90-е годы государством создана новая система реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ней участвуют все министерства и ведомства социальной направленности. При этом основная роль принадлежит Минтруду России и его системе социальных учреждений.

В то же время общая стратегия государственной деятельности выстроена неэффективно, не обеспечена профилактическая направленность и должная координация работы.

1300 специализированных учреждений для несовершеннолетних системы Минтруда России не в состоянии охватить поддержкой всех российских беспризорных и безнадзорных детей.

Но только наращивание числа специализированных учреждений для беспризорных и безнадзорных детей не решает проблемы. Необходимо бороться с причинами, а не с последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.

Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти иуправления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).

Не все семьи поддаются реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.

Однако главной задачей является обеспечение полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального образования и здорового досуга всех детей на каждой территории.

Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.

Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.

Предложения по законодательному регулированию

В области первоочередных мер законодательного регулирования государственной политики в отношении семьи и детства необходимо:

  • внести изменения и дополнения в Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” в части разработки механизма направления подростков в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, а также внести изменения в статью 13 закона, предусмотрев обязательность работы с несовершеннолетними, оказавшимися в социально-опасном положении, в учреждениях органов социальной защиты (сегодня дети, совершившие административные правонарушения, остаются на улице, без помощи государства);

  • принять федеральный закон об основах государственной молодежной политики, предусматривающий формирование новых эффективных механизмов социализации детей и молодежи в условиях рыночных отношений;

  • вернуться к разработке законопроекта о профилактике насилия в семье и обществе;

  • разработать законодательную основу формирования ювенальной юстиции и введения института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации;

  • поддержать принятие законопроекта “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации” в части повышения уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних;

  • заключить международные договоры со странами СНГ по вопросам сотрудничества в области обеспечения прав беспризорных детей.

Предложения по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти:

Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять неотложные меры по ликвидации беспризорности и создать условия для полноценной социализации детей:

  • ужесточить контроль за полной реализацией мер, предусмотренных Федеральным законом “Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • восстановить роль школы в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, усилить ее работу с неблагополучными семьями;

  • привлечь учреждения культуры и спорта, досуговые учреждения к целенаправленной работе с семьей и детьми;

  • создать в каждом регионе инфраструктуру, обеспечивающую полноценную социализацию всех категорий детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, детей из неблагополучных семей, нуждающихся в социальной реабилитации, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с аномалиями в развитии, детей-инвалидов, детей наркоманов и алкоголиков, детей – жертв насилия и др.);

  • ввести общегосударственную систему учета (банк данных) беспризорных и безнадзорных детей, в том числе не работающих и не учащихся детей, а также банк данных пропавших детей, которых разыскивают родители, опекуны, интернатные учреждения;

  • внедрить системы индивидуального комплексного сопровождения (патронажа) каждого ребенка, контроля за его развитием в государственном и негосударственном учреждении, в приемной и опекунской семье;

  • внедрить новые инновационные модели семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемные семьи, семейные группы);

  • обеспечить учет реальных расходов семей на содержание и воспитание детей в государственной политике в области оплаты труда, налоговой политике, а также при реформировании образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, жилищно-коммунального хозяйства;

  • создать федеральное министерство по работе с семьей и молодежью, а также управленческие структуры на региональном уровне.

Просмотров работы: 4710