ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Зрелова М.В. 1, Пустовалова И.Н. 2
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
2«Ивановский государственный университет» Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дети – это будущее любой нации, ее социокультурная ценность, вне зависимости от географической, религиозной, социально-культурной принадлежности1. Поэтому проблема обеспечения подрастающему поколению необходимых правовых условий и гарантий их полноценной и гармоничной жизни является главным условием существования общества. В настоящее время этот курс, наиболее фундаментально представленный в Конвенции ООН о правах ребенка2, поддерживает большинство государств мира.

К сожалению, в настоящее время права детей, в большинстве случаев, ограничиваются лишь декларированием, а не действительным их соблюдением и реализацией.

Негативные тенденции социально – экономического и политического характера породили в России глубокий кризис семьи и детства. Получили распространение случаи насилия в семье, участилось лишение родителей родительских прав, повсеместно отмечаются факты нарушения жилищных прав ребенка, особенно такой незащищенной группы как социальные сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Согласно Конституции РФ одной из основ конституционного строя России являются права и свободы человека и гражданина, что закреплено в статье 2 Конституции РФ, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.3 При этом указанные права и свободы являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому, они непосредственно действуют и обеспечиваются правосудием. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Социальная защищенность населения любой страны, и, прежде всего подрастающего поколения, входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества.

Среди проблем, порожденных сложившейся ситуацией можно назвать и проблему культуры молодежной среды. С одной стороны – отсутствие правовой культуры, а с другой – состояние бездоходности, находящее свое выражение и в речевой практике. Поскольку проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних носит комплексный характер, представляется необходимым изучение данной среды, в том числе и ее языковой культуры, как выразительницы сознания.

Как известно, способность говорить, как и способность мыслить, является ро­довым свойством человека. Слово является отражением внутренней культуры человека и его духовного богатства; также слово – это то и самохарактеристика, средство общения с людьми, возможность воздействовать на них. Чтобы овладеть словом, научиться формировать мысли, выражать чувства, т.е. общаться с людьми, необходима высокая культура речи.

Под «культурой речи» в современной науке принято понимать умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства. Культура речи - это осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически-корректной речи в заданных условиях общения; это уважение и любовь к языку; это совокупность знаний и навыков, обеспечи­вающих целесообразное и незатрудненное пользование языком; это сложившаяся в процессе длительного развития человеческого общества дисциплина, определяющая возможность и правила употребления языковых средств с учётом конкретной обстановки и в соответствии с задачей, поставленной говорящим.

Культурная речь отличается следующими признаками: правильностью, точностью, логичностью, чистотой, выразительностью, богатством и уместностью. Таким образом, общаясь с помощью языка, мы не просто произносим какие-то сло­ва — мы осуществляем речевую деятельность,которая, без сомнения, подлежит нравственной оценке.

В данном докладе мы хотели бы попытаться сопоставить феномен молодежного сленга и нормы речевой культуры.

Термин "сленг" появился в русской лингвистической традиции относительно недавно. Сленг – слова или выражения, употребляемые людьми определённых возрастных групп, профессий или классовых прослоек. С английского языка слово slang можно перевести по-разному, самый распространенный перевод так и произносится – сленг или жаргон со значениями распущенный, фривольный, оскорбительный; яркий, кричащий, вульгарный; развязный, грубый.

Исследователи выделяют три бурные волны в развитии молодёжного сленга в XX веке.

Первая связана с Первой Мировой войной, революцией 1917 года и последовавшими за ней гражданской войны и разрухой.

Вторая волна связана со Второй Мировой войной. Собственно, почти все повторилось опять: казенные дети (суворовцы и нахимовцы) беспризорники, безотцовщина… Приведем слова из воспоминаний очевидцев: «Влияние войны и связанных с нею невзгод сказывается, к сожалению, в другом. У мальчиков был перерыв в учебе. Они скитались из города в город, были в эвакуации, и не всегда у родителей хватало времени следить за правильным развитием детей. У многих речь страдает погрешностями против законов русского языка, она неряшлива, отрывиста, перегружена лишними словами».

Третья волна оказалась самой мощной и продолжительной. Она тянется более 20 лет и неизвестно, сколько еще протянется. С перестройкой и последующей откровенно криминальной демократизацией рухнуло советское государство. Рухнули представления о советском человеке, советской морали, советской семье – идеологической ячейке общества. Родители оказались по преимуществу моральными банкротами в глазах своих детей. Это нравственное сиротство целого поколения – явление гораздо более страшное, чем, кажется. Если в двух предыдущих волнах обездоленному детству и его языку была противопоставлена официальная мораль, то теперь ничего такого нет, а средства массовой информации часто работают за моральную вседозволенность, новый язык, за превращение сленга, жаргона в язык нового поколения. Мы все прекрасно помним, как слова «беспредел», «общак», «стрелка», «тусовка», «стволы», «путана», «зелень» хлынули из зон в газеты и на телевидение.

Стихия, питающая молодежный сленг в настоящее время, - это речь музыкальных фанатов и речь наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго. .ьмие слово - это ства. ЭодимыИ для того, чтобы быть включенным в молодежное сообщество, стать в нем "своим", молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно владеть и пользоваться молодежным сленгом. Этот сленг по-своему кодирует, сохраняет и передает информацию от одного молодого человека к другому. Несмотря на объективное существование молодёжного сленга, это явление не устоялось во времени, оно является подвижным и меняющимся.

В нашем докладе мы хотели бы обратить внимание на лексику, с помощью которой молодой человек/девушка называет людей.

Особый интерес представляет группа слов, которыми молодежь называет своих родителей: пэренты, предки, генофонд, надзор, мапы, правительство, родаки, шнурки, Папье-маше, родичи, черепа…. Очевидно, что смысловая наполненность этих слов по преимуществу несет в себе негативный оттенок и отнюдь не является формами выражения почтения или любви к родителям.

Отсутствием чувства уважения к противоположному полу проникнуты и слова, которыми именуют девушки парней: кабели, козлы, пацаны, дядьки, чуваки, и парни девушек: герлы, телки, девки, девченки, девули, чувихи, бабы…

Разумеется, такая речь, имеющая множество подтекстов, часто непристойного свойства, отправляющая в "телесный низ" все угнетающее, вызывающее агрессию, может использоваться только в неформальном общении равного с равным.

Таким образом, молодежный сленг чаще всего характеризует отход от базовых норм культуры речи. Вот почему молодежи необходимо, на наш взгляд, почаще задумываться над исконным смыслом тех слов, которые подчас употребляются в речи машинально, невдумчиво, и приобщаться к русскому языку через соприкосновение с лучшими произведениями культуры слова.

Одновременно сленговая речь показатель готовности принятия агрессивных форм поведения, отвержения авторитетов, размывания границ дозволенного, служащее, в свою очередь, средой формирования противоправного поведения несовершеннолетних.

Права детей отражены в более чем 140 российских нормативно-правовых актах. Однако, несмотря на предпринятые государством шаги по пути улучшения положения несовершеннолетних в стране и приведения законодательства РФ в соответствие с нормами международного права, в современных российских реалиях состояние дел в области охраны прав ребенка пока оставляет желать лучшего, поэтому необходимость совершенствования законодательного регулирования в этой области вполне очевидна. Проблема реализации и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество.

1 Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 243.

2 Конвенция ООН о правах ребенка. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета, N 7, 21.01.2009

Просмотров работы: 1348