Дети-инвалиды испытывают трудности в обеспечении бесплатными лекарственными средствами, специализированном лечении в санаторно-курортных центрах, в своевременном, полноценном и качественном обеспечении средствами реабилитации. Недостаточно развита сеть специальных общеобразовательных учреждений. К сожалению, во многих субъектах Российской Федерации нет возможности содержать специализированные учреждения коррекционного образования для детей- инвалидов. Дополнительные сложности создает недостаток специалистов по коррекционному образованию. Только малая часть людей, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеют специальное дефектологическое образование. К тому же, проблема нехватки квалифицированных кадров обостряется, в связи с увеличением числа детей-инвалидов. Отдельной проблемой является отсутствие специально разработанных для этой категории лиц государственных образовательных стандартов, программ и методик обучения. Нередко, содержание образовательных программ не учитывает действительные способности и возможности обучающихся, нет специальных пособий, учебников. Однако, государство предпринимает различные меры для решения данных проблем.
Одной из таких мер является разработка и реализация федеральной целевой программы «Дети России», которая была запущена в 1994 году и продолжает функционировать по сей день.
Программа предусматривает решение следующих задач:
повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
улучшение возможностей для комплексной психолого - педагогической и социальной реабилитации детей - инвалидов;
обеспечение детей - инвалидов техническими средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;
создание системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности;
обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми, имеющими физические и умственные ограничения;
организация научных исследований актуальных проблем детской инвалидности;
укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей - инвалидов.
В рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" предусматривается реализация следующих мероприятий:
развитие и ежегодное обновление федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями;
внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации;
материально-техническое оснащение специализированных учреждений для детей-инвалидов;
внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов на базе реабилитационных учреждений для детей-инвалидов
создание учебно-производственных, трудовых и творческих мастерских в специализированных учреждениях для детей-инвалидов;
проведение всероссийских и региональных мероприятий для детей-инвалидов (фестивалей, спартакиад и др.);
разработка методик и технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи и учреждений социального обслуживания семьи и детей;
строительство и реконструкция специализированных учреждений для детей-инвалидов.
В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" было достигнуто некоторое снижение инвалидности среди детей с хронической патологией. В том числе удалось расширить сеть реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. Оснащение их современным оборудованием позволило создать условия для более полного удовлетворения потребностей детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. Доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, возросла с 21,8% до 32%. Но до полного охвата детей-инвалидов реабилитационными услугами пока еще далеко, и это один из самых существенных недостатков государственной политики в отношении детей-инвалидов.
Активное участие в правовой защите детей-инвалидов принимает Организация Объединенных Наций (ООН). В 2008 году вступила в силу Конвенция ООН о правах инвалидов. Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
Согласно статье 7 данной конвенции:
Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.
Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.
Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.
Государства-участники признают право инвалидов на образование. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:
инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;
инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;
инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.
Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья.
Данной Конвенцией признаётся право детей-инвалидов на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Для реализации этого права применяются надлежащие меры.
Таким образом, в настоящее время социально-правовая защита детей-инвалидов осуществляется не только на уровне отдельных государств, но и на международном уровне. Специализированные организации занимаются разработкой различных программ, стараются сделать все возможное для создания благоприятных условий жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.