ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Черепкова Н.В. 1, Буйнова Е.В. 1
1МГГУ им.М.А. Шолохова Ставропольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития. У детей с задержкой психического развития в той или иной степени не сформирована речевая система. Речь младшего школьника носит ситуативный характер, у этих детей только намечается переход к контекстной речи. Этот переход означает новый этап в речевом развитии ребенка.

The speech – one of the major functions necessary for mental development of the child. Timely formation of a grammatical system of language of the child is the main condition of its full speech and general mental development. At children with a delay of mental development the speech system to some extent isn't created. The speech of the younger school student has situational character, at these children transition to the contextual speech only is planned. This transition means a new stage in speech development of the child.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей,музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков,воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только всловах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачиразличной информации, побуждения к действию. А прежде чемребенок научится понимать и произносить отдельные слова, онреагирует на интонацию. Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. На сегодняшний день, речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. Основными исследователями в этой области являются Н.Ю.Борякова, Л.В.Яссман, Лалаева Р. И., Мальцева Е.В., Р.Д.Тригер и другие. Ученые выявили, что у большого количества школьников младших классов преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

По результатам исследования Н. Ю. Боряковой , дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются: пропуски или избыточность членов предложения, ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания. Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают на несформированность внутреннего программирования.

Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того какую форму он принимает (распластан или образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Чтобы научиться говорить чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки в нем); к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Недостаточнаясформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Из всего сказанного следует: для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов, и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат; речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, правильно воспроизводить их в слове.

Возникновение речи основывается на когнитивном базисе. На начальной стадии сенсомоторного интеллекта ребенок усваивает логику действия с непосредственно воспринимаемыми объектами. Затем развивается «концептуальная» логика, т. е. появляется способность мыслить об объектах в виде представлений. Таким образом, возникает семиотическая (символическая) функция (к 2-м годам) и дальнейшее развитие этой функции связано с развитием речи. При задержке психического развития наблюдается замедление темпа развития уже на уровне сенсомоторного интеллекта. Мышление и речь тесно взаимосвязаны, что проявляется в значении слова. Словесно – логическое мышление оперирует понятиями, которые формируются благодаря речи. При ЗПР наблюдается замедление темпа в развитии речи, в расширении словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи учащихся класса ЗПР с нарушениями речи осуществляется в основном на уроках развития речи и направлено на решение следующих задач:

  1. Уточнение значений грамматических форм и конструкций.

  2. Формирование умений и навыков наблюдения за языковым материалом, его анализа и синтеза.

  3. Знакомство с новыми грамматическими формами и конструкциями.

  4. Обучение использованию в собственной речи адекватных грамматических форм и конструкций в соответствии с замыслом высказывания.

Трудность у этих детей вызывает определение цвета и формы, подбор антонимов и синонимов.

Ограниченность лексических средств у детей с ЗПР проявляется при составлении предложений по опорным словам и с заданнымисловами.Уровень овладения предложением служит показателем сформированности грамматического строя речи. Для детей с ЗПР составление предложений представляет трудность. Ошибки у детей очень многочисленны. Наиболее распространенная ошибка — нарушение порядка слов.

Одно из ярких проявлений несформированности грамматического строя речи является употребление предлогов. Сложные предлоги не употребляются этими детьми, но и простые употребляются с ошибками (замена предлога, пропуск).

Несформированность устной речи обуславливает и нарушение письма у детей с задержкой психического – развития. У всех детей встречаются синтаксические ошибки - неумение выделить слово, предложение из текста и др.

Собственно речевые дефекты группируются в зависимости от того, какая именно сторона речевой деятельности нарушена в наибольшей степени.

В целом, актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Включение речи в познавательную деятельность перестраивает основные психические процессы ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальную адаптацию умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у детей с интеллектуальными отклонениями являются широко распространенными, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики. Дефекты речи у таких детей могут быть обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, могут быть связаны и с другими факторами (снижение слуха, нарушение речевой моторики, аномалии строения артикуляционного аппарата и др.)

Список литературы:

  1. . Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с ЗПР. // Дефектология. – 1983. – №3.

  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч., т. 2. М., 2007.

  3. Дефектологический словарь / Гл. ред.А.И. Дьячков, 2007.

  4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В. Жулаповой. - М.: Академия, 2009.

  5. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей: Учебн. пособие. - М., 2007.

Просмотров работы: 7941