Введение
Актуальность. В Российской Федерации в настоящее время процессы, связанные с притоком мигрантов, приобретают все большую актуальность и требуют эффективного регулирования. Это связано с тем, что современное российское общество характеризуется наличием отрицательного естественного прироста населения и сокращением трудовых ресурсов страны и, следовательно, возрастающей ролью миграции как источника поддержания и роста численности населения России. На сегодняшний день иммигранты, особенно в молодом возрасте, для нашей страны рассматриваются как лица, способствующие в будущем улучшению возрастного состава населения и, соответственно, снижению нагрузки на систему государственного социального обеспечения и здравоохранения. В последние годы миграция приобретает значительные масштабы, становясь одним из важнейших факторов экономического, социального, политического и культурного развития не только России в целом, но и Удмуртской Республики в частности.
Сам факт переезда выступает дестабилизирующим фактором и влечет за собой определенные неудобства. Смену социального окружения, климата, правового поля и так далее. На новом месте жительства мигранту необходимо ориентироваться в окружающем его пространстве – устанавливать социальные связи (дружеские, деловые, взаимоотношения с соседями и т.д.), познавать законы нынешнего места пребывания (особенности взаимоотношений в новом сообществе, права, льготы и обязанности человека и гражданина в данной местности и т.д.), получать (восстанавливать) социальный статус – иметь работу, жилье, реализацию права на обучение и воспитание детей, достойные средства для существования и т.д. Безусловно, у человека разумно принимающего решение о переезде, часть проблем решается им самим и он мысленно и физически нередко готов с ними бороться. Однако часть проблем не означает, что процесс приживаемости человека на новом месте будет благополучным. И оказать содействие либо помощь в решении этих проблем может специалист по социальной работе.
Объект исследования: мигранты.
Предмет исследования: социальная работа с мигрантами.
Цель исследования: выявить формы и методы социальной работы с мигрантами.
Гипотеза исследования: социальная работа с мигрантами в Удмуртской Республике ведется недостаточно.
Задачи исследования:
Изучить теоретический материал по социальной работе с мигрантами;
Проанализировать практический опыт социальной работы с мигрантами в Удмуртской Республике и соседних регионах;
Разработать рекомендации.
Методы исследования:
Сравнительный метод;
Анкетирование;
Обработка полученных данных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ
На современном этапе миграция представляет собой не только социально-экономическое, но и социально-психологическое, этнографическое, нормативно-правовое, политическое явление, которое нельзя назвать однозначным ни по своей сущности, ни по содержанию. Формируются качественно новые миграционные потоки, появление которых обусловлено складывающейся политической и экономической обстановкой в мире.
Однако, несмотря на огромную значимость миграционных процессов в современном мире, до сих пор в научной литературе и международном праве нет четкого, всеобъемлющего и однозначного определения этого явления. В современном понятийном аппарате отсутствует единое представление о миграции как научной категории. Теоретические обобщения проблем миграции носят фрагментарный характер, что связано с отсутствием полных и достоверных данных о мигрантах, миграционных потоках и процессах.
Не оказались в стороне от общего направления в изучении миграционных процессов и отечественные исследователи, сделавшие попытку охарактеризовать отдельные категории мигрантов и дать унифицированное определение понятия "миграция". Российская учёная Воробьева О.Д. в своих работах пишет, что миграция населения — это "любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих [2]. Она различает внешнюю (эмиграция, иммиграция) и внутреннюю (из села в город, межрайонные переселения и другие) миграцию населения. Под эмиграцией имеется в виду переселение жителей за пределы страны своего происхождения или проживания. Иммиграция подразумевает поток, наплыв, въезд иностранцев или переселенцев из другого региона с последующим получением постоянного места жительства.
Начальник Главного управления кадров и образования Министерства обороны РФ Г.И. Касперович выделяет иной аспект, рассматривая, прежде всего, трудовую миграцию: "миграцией рабочей силы, или миграцией трудовых ресурсов называется миграция населения с целью трудоустройства за рубежом или в другом регионе страны в личных интересах"[3]. Зачастую рабочая миграция носит незаконный характер. Здесь имеется в виду различного рода способы и ухищрения проникновения за рубеж при отсутствии у иммигранта рабочей визы и разрешения на работу.
Нелегальная миграция – одна из наиболее актуальных проблем международной миграции. Незаконность этой формы миграционного передвижения связана либо с нарушением режима въезда в страну, либо с нарушением режима пребывания в стране. Одной из проблем при анализе этого вида миграции является сложность определения количества нелегальных мигрантов.
Анализ документов ООН и научной литературы дает возможность конкретизировать определение международной миграции. Международная миграция населения - это территориальные передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими) или с пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный или маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение.
Существует несколько вариантов классификаций миграционных процессов. Одной из наиболее полных является классификация, предложенная В.И. Моисеенко [4], который положил в ее основу фактор времени:
Безвозвратная миграция — переселение из одной страны в другую, чаще всего связанная со сменой гражданства;
Постоянная миграция — миграция на продолжительный срок;
Краткосрочная миграция — выезд или въезд в другую страну на срок до 1 года (по классификации ООН) или иной срок, определяемый национальным законодательством;
Сезонная миграция - временный въезд или выезд трудовых мигрантов на трудовые работы;
Маятниковая миграция — временная трудовая миграция, связанная с ежедневными или еженедельными передвижениями;
Эпизодическая миграция подразумевает временный въезд в другую страну с деловыми, туристическими целями.
Таким образом, можно сделать вывод, что специфика миграции связана с естественным стремлением человека переменить место жительства и работы. Ключевым понятием в определении сущности миграции является понятие родного дома как жилища. Поэтому командировка или пребывание в гостинице не являются разновидностями миграции. Следует подчеркнуть, что международное право не давало общей концепции миграции, хотя имелись определения конкретных категорий мигрантов.
Мигранты являются категорией населения, требующей особого внимания и поддержки со стороны государства и общества. Оказавшись в неблагоприятных, а порой даже экстремальных, жизненных условиях, они имеют множество проблем, которые невозможно разрешить самостоятельно. Среди основных социальных проблем вынужденных мигрантов, следует выделить следующие:
– получение статуса беженца (вынужденного переселенца);
– жилищная проблема;
– проблема трудоустройства;
– социальная и психологическая адаптация.
К вышеперечисленным проблемам добавляется множество других: размещение и временное пребывание, получение прописки по месту жительства, правовая неосведомленность и отсутствие информации о том, где можно получить необходимую помощь, устройство детей в школу и детский сад, незнание (плохое знание) языка и культурных особенностей новой территории пребывания, неприятие со стороны местного населения [12].
Крайне острой является проблема материальной компенсации понесенного мигрантами ущерба. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» [6] предусматривается ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем. В результате правительственных решений мигранты получают определенную помощь от государства. Однако для решения проблемы их материального обеспечения необходимо не только предоставление материальной помощи со стороны соответствующих государственных учреждений, но и создание возможностей для профессионально-трудовой адаптации трудоспособных лиц – этому способствует предоставление вынужденным мигрантам льгот относительно прописки и трудоустройства наряду с выплатой компенсаций и пособий в районах поселения.
Адаптация и обустройство мигрантов во многом зависят от получения постоянного места работы. На новом месте жительства мигранты не имеют возможности получить работу в соответствии с их профессией и вынуждены заниматься случайными заработками и неквалифицированным трудом.
Большую сложность представляют собой взаимоотношения мигрантов и местного населения, которые не всегда складываются благоприятно. Социально экономический кризис Российской Федерации, бытовые, поведенческие, культурно-религиозные особенности вновь прибывающих порой являются причиной недоброжелательного отношения к ним со стороны местного населения.
Иммигранты и члены этнических групп иммигрантского происхождения часто испытывают трудности при обустройстве в новых местах жительства – частично ввиду недостатка средств, дающих людям возможность эффективно функционировать в обществе, а частично – в силу существования различных форм дискриминации (неумышленной или преднамеренной).
Напряженные межнациональные и межэтнические отношения стали реальностью в некоторых регионах России, где нередко возникают кровавые столкновения, на многие десятилетия вперед программирующие неприязненные отношения между людьми разных этнических групп.
Серьезные этнические и социальные конфликты и напряженность отмечаются в различных странах и регионах, поэтому изучение опыта развитых стран мира по предотвращению такого развития событий жизненно необходимо для решения аналогичных вопросов в нашей стране[17].
1.3. Формы, методы и принципы социальной работы с мигрантамиВ своей профессиональной деятельности специалист-практик руководствуется выводами и правилами, возникающими из сформулированных наукой закономерностей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.
Принципы социальной работы – важнейший структурный компонент логических форм научной теории. Именно посредством принципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы.
В книге «Социальная работа» под редакцией профессора В.И. Курбатова[9] выделяются специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности, универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.
Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций, распространены в нашем обществе[9].
В нашей стране содержание принципа толерантности претерпело достаточно сложную трансформацию. С одной стороны, практически мононациональное окружение большинства населения, отсутствие традиций совместного существования с людьми иной расы, религии, культуры не создавали больших проблем при встрече с их представителями, что предопределило терпимость к тем индивидам из других общностей, с которыми взаимодействовали наши соотечественники. С другой стороны, индивидуальные отличия не поощрялись и не признавались, человек воспринимался как часть общности, некоторого «всеединства», поэтому уважение к праву на отличие в целом не сформировано.
Кризис системы нравственно-культурных ценностей, застойная экстремальность существования большинства населения, политические и военные конфликты привели к ослаблению регулирующих механизмов человеческого индивидуального и социального поведения, к сокращению толерантности, возрастанию нетерпимости в отношениях между людьми. Одной из форм проявления социальной напряженности стали межнациональные конфликты.
В таких условиях многократно усиливается значение толерантности социального работника, который должен не только проявлять это качество во взаимоотношениях с клиентами, но и воспитывать его у населения в целом[8].
Поэтому толерантность между переселенцами и местным населением должна выступать как принцип социальной работы с мигрантами, так как это гарантия стабильности в социуме и, построенная на данной основе работа, – эффективный инструмент для реализации миграционной политики России.
Сам факт переезда выступает дестабилизирующим фактором и влечет за собой определенные неудобства. Смену социального окружения, климата, правового поля и так далее. На новом месте жительства мигранту необходимо ориентироваться в окружающем его пространстве – устанавливать социальные связи (дружеские, деловые, взаимоотношения с соседями и т.д.), познавать законы нынешнего места пребывания (особенности взаимоотношений в новом сообществе, права, льготы и обязанности человека и гражданина в данной местности и т.д.), получать (восстанавливать) социальный статус – иметь работу, жилье, реализацию права на обучение и воспитание детей, достойные средства для существования и т.д. Безусловно, у человека разумно принимающего решение о переезде, часть проблем решается им самим и он мысленно и физически нередко готов с ними бороться. Однако часть проблем не означает, что процесс приживаемости человека на новом месте будет благополучным. И оказать содействие либо помощь в решении этих проблем может специалист социальной работы.
Дифференциация форм работы с мигрантами – закономерный процесс, сопутствующий ее развитию, изменению содержания понятия «миграция». Так, преобладание беженцев, вынужденных переселенцев в структуре мигрантского потока в середине 1990-х гг. требовало одних форм помощи мигрантам. Усиление потока репатриации и переселения соотечественников, начавшееся с 2007 г., нуждается в других формах работы.
Значительная часть мигрантов – это лица, пострадавшие от факторов социального риска; вместе с тем их большинство вполне работоспособно, обладает соответствующим уровнем образования и имеет определенную трудовую квалификацию. В связи с этим помощь мигрантам должна начинаться с оказания содействия в их трудоустройстве, в том числе в организации самозанятости.
Крайне острой остается проблема материальной компенсации понесенного мигрантами ущерба. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» [6] предусматривается ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем.
Также создалась довольно острая и противоречивая ситуация: переселенцы заинтересованы в выборе места жительства и работы в городах, где они, как правило, проживали до миграции, а государственные программы – в освоении регионов, в которых имеется дефицит трудовых ресурсов, чаще всего в сельской местности.
Проблемы мигрантов требуют комплексного решения с участием различных ведомств федерального и регионального уровня.
В социальной работе с мигрантами выделяют три жизнесферные составляющие, через которые осуществляются адаптация, аккультурация переселенцев:
Естественно-антропологическая (демографическая, территориальная, поселенческая),
Духовно-культурная (образовательная, национально-культурная),
Агентно-профессиональная (занятость, рынок труда, профессиональная и предпринимательская структура).
Эти составляющие по-разному проявляются в социальной работе с мигрантами. Для естественно-антропологической составляющей (особенно для мигрантов, приезжающих на длительные сроки) важным является механизм территориальной реабилитации и социальной адаптации на новом месте (на территории и среди населения). Для духовно-культурной составляющей в первую очередь важен механизм аккультурации, национально-культурной идентификации, ведущий при последовательном проведении миграционной политики к обретению гражданства и принятию культурных образцов страны проживания. Для агентно-профессиональной составляющей наиболее значим механизм профессиональной адаптации благодаря обретению места работы, конкурентоспособных качеств, сохранению трудовой практики по специальности, приобретению востребованной специальности[1].
Социальному работнику необходимо принимать во внимание особенности реализации повседневных потребностей, законных интересов и прав мигрантов в России.
Миграционная политика и формирование системы социальной работы с мигрантами предполагают не только инициативы государства, но и координацию действий многих государственных и общественных институтов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Для России, несмотря на то, что именно в России всесторонняя ценность ресурса мигрантов постоянно возрастала, направление социальной работы с мигрантами не находило должного проявления в практике. Необходимость интеграции иммигрантов в общество давно осознается на уровне экспертов, отражалась в концепциях и программах, но переход этого осознания в движение к социализации миграционной политики и выделению социальной работы с мигрантами весьма замедлен. В основном работа с мигрантами долгое время отдавалась на откуп миграционным службам, проводилась по доброй воле предприятий, работодателей и муниципалитетов. Миграционные службы, особенно в начале 2000-х гг. увлеклись контрольно-ограничительным администрированием. Из-за этого образ России значительно потерял в своей привлекательности для соотечественников в странах СНГ, Балтии и др. Тем самым Россия серьезно осложнила свою демографическую, геокультурную и геоэкономическую ситуацию.
Суть функций социальной работы с мигрантами и ее различных направлений заключается в поддержании комплементарной (взаимодополняемой) социальной среды или изменений социальной среды в направлении ее большей комплементарности для людей, изменяющих свое местожительство и попадающих в другую социальную среду. В то же время сам мигрант получает помощь в активизации своих способностей для преодоления трудных жизненных ситуаций. Другими словами, с помощью социальной работы формируется, поддерживается, изменяется система общественных отношений и связей, в которые включен мигрант, члены его семьи на новом месте, повышается активность таких слоев, восполняются их потери в активности. Кроме этого, блокируется по отношению к таким дезадаптированным, незащищенным слоям и отдельным людям негативное, в том числе агрессивное, воздействие среды, связанное с рыночным развитием экономики, закрытостью системы здравоохранения, ограничениями в получении образования, профессиональной переподготовке, доступе на рынок труда и т.д. Таким образом, социальная работа с мигрантами выражается, с одной стороны, в повышении статуса и улучшении положения мигранта, с другой – в воздействии на среду, в которую включается мигрант. Изменение отношений мигрантов как элементов структуры с социальной средой – это функциональная основа целевой детерминации специалистов и соответственно выделения направления социальной работы с мигрантами и беженцами.
Пока в системе органов социальной защиты населения еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами. Однако ее создание – настоятельная потребность[5].
В настоящее время органами социальной защиты населения ведется разносторонняя работа с мигрантами. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личных социальных, экономических, правовых и других проблем, содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.
В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:
1. Практическая социальная работа.
2. Организационная работа.
Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.
1. Социальное направление включает в себя:
– проведение социальных консультаций;
– проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
– выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;
– социальная диагностика;
– помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;
– содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;
– выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;
– профилактика девиантного поведения;
– организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;
– профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);
– профилактика детской беспризорности;
– содействие возвращению имущества мигрантов и получению ими компенсаций;
– взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.
2. Социально-информационное направление (работа осуществляется совместно с Федеральной миграционной службой, Федеральными органами государственной статистики, средствами массовой информации):
– информирование мигрантов о деятельности социальных служб;
– сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;
– информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;
– содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции населения.
3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):
– психологическое консультирование;
– психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;
– психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;
– психопрофилактика стресса;
– проведение психологических тренингов с мигрантами;
– обучение аутотренингам и психологической саморегуляции;
– психологическая диагностика развития детей и подростков из семей мигрантов;
– психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности.
4. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка):
– проведение консультаций по вопросам семьи и воспитания детей;
– социально-педагогическая работа с детьми и подростками;
– специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам;
– контроль за получением образования детьми и подростками из семей мигрантов;
– профессиональное консультирование и содействие получению профессионального образования подростками и молодежью из числа мигрантов;
– профилактика девиантного поведения;
– проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.
5. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):
– защита прав мигрантов;
– предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;
– социально-правовое консультирование.
6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения):
– медико-социальное консультирование;
– оказание доврачебной медицинской помощи;
– содействие в проведении диспансеризации мигрантов;
– контроль за адекватной санитарно-профилактической работой и соблюдением норм социальной гигиены;
– помощь в приобретении полисов страховой медицины;
– выявление хронических больных и нетрудоспособных и организация для них специализированных медико-социальных консультаций;
– социально-психиатрическая диагностика и помощь;
– оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств;
– при необходимости выделение финансовой помощи на лечение;
– направление в специализированные медицинские учреждения;
– контроль за санитарным состоянием жилья мигрантов.
7. Финансовое направление – оказание стартовой помощи (предоставление ссуд):
– предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.
8. Социально-экономическое направление:
– консультирование по социально-экономическим вопросам;
– предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности;
– содействие в повышении доходов.
9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями):
– предоставление продуктовой помощи;
– предоставление вещевой помощи;
– предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и др.).
10. Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости):
– оказание содействия в получении основной и дополнительной работы;
– оказание содействия в открытии собственного дела;
– консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации;
– помощь в профессиональной подготовке и переподготовке[10].
Практические формы социальной работы с мигрантами конкретизируют реализацию ее функции как средства помощи маргинальным субъектам и «примирения» их с социальной средой. Для большинства категорий мигрантов, тем более для беженцев и вынужденных переселенцев, важнейшим проявлением социальной незащищенности является признак значительной дезадаптированности по отношению к новому сообществу.
Акмалова А.А., Капицын В.М. [1] выделяют классические и неклассические формы социальной работы с мигрантами.
К классическим формам социальной работы, по их мнению, необходимо отнести устоявшиеся на сегодняшний день виды помощи (услуги, мероприятия), применимые практически ко всем направлениям социальной работы, в том числе и с мигрантами. Причем классические формы отражают триаду форм гарантирования социальной помощи, улучшения положения дезадаптированных клиентов. Эта триада разделяется на индивидуальные, коллективные и общественно-государственные формы. В отношении социальной работы с мигрантами это разделение прослеживается особенно явно:
1) индивидуальная помощь;
2) работа с группами мигрантов, работа одновременно и с мигрантами, и с принимающим обществом;
3) меры воздействия на государственную политику.
Становление неклассических форм работы и методик характерно для всех направлений социальной работы. Применимы они и к социальной работе с мигрантами, что отражает общую тенденцию учета социальных факторов в генезисе трудных жизненных ситуаций, заболеваний, дезадаптированности. Специфические технологии социальной реабилитации и адаптации отдельных лиц, семей и социальных групп оказались востребованными. И. Нойфельд отмечал, что примерно с середины 1980-х гг. классические методы (индивидуальная помощь, групповая терапия, работа в общине) стали дополняться психологическими и техническими приемами диагностики и изучения клиента, его семьи, социальной микросреды; разработкой конкретных методик социальной работы, а также терапевтических методов. Так называемые «закрытые» структуры классических методов стали более восприимчивыми к проблемно ориентированным способам работы (игротехника, тренинги, диагностика, социодрама и др.) Это создало условия для деятельности на широком социальном поле[1].
Одна из форм социальной работы с мигрантами заключается в содействии созданию групп самопомощи и переселенческих организаций. Как правило, общественные организации создают мигранты, имеющие проблемы, которые в одиночку решить невозможно. Однако многие из них, даже решив личные проблемы, продолжают работать в общественных организациях, помогая новым мигрантам.
Особо следует сказать о государственных социальных услугах мигрантам. Принятие решений о предоставлении мигранту конкретных социальных услуг должно учитывать его интересы, состояние здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится получатель помощи, кратковременность или долговременность потребности в этих услугах и другие объективные факторы.
В силу этого ряд социальных услуг может быть обеспечен мигранту в соответствии с Национальным стандартом социальных услуг Российской Федерации ГОСТ Р 52143–2003 и российским законодательством (Закон «О государственной социальной помощи» [14] и др.), федеральными миграционными программами.
В отношении вынужденных переселенцев в миграционных программах предусмотрены и неоднократно применялись следующие меры: материальная помощь; пособия и субсидии; предоставление жилых помещений из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; предоставление жилой площади для постоянного заселения; выделение земельных участков под жилищное строительство; содействие в предоставлении мест в стационарных учреждениях социального обслуживания; социально-бытовое обслуживание через службы срочной социальной помощи, отделения надомного обслуживания и территориальные центры; помощь в центрах реабилитации[1].
Таким образом, социальная работа с мигрантами, опирается на действующее законодательство и существующие учреждения системы социальной защиты населения. Вместе с тем, социальная работа с мигрантами осуществляется в обязательном взаимодействии системы социальной защиты населения с миграционными службами, учреждениями здравоохранения и образования, правоохранительными органами и учреждениями культуры.
Вместе с тем, в рамках организации социальной работы с мигрантами необходимо решение следующих основных задач:
– связь с международными организациями, занимающимися проблемами миграции и участие в их деятельности;
– организация взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями РФ и регионов, решающих проблемы миграции и мигрантов;
– организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, занимающимися социальной защитой и помощью мигрантам;
– содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов;
– разработка оптимальной структуры и нормативов деятельности стационарных и нестационарных учреждений социальной помощи мигрантам применительно к условиям конкретных регионов;
– организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов;
– подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с мигрантами;
– выработка норм выдачи натуральной помощи мигрантам;
– проведение социологических и маркетинговых исследований проблемы;
– социальная реклама федеральной и местной миграционной политики;
– организация деятельности службы по связям с общественностью;
– разработка правовых основ выдачи пенсий и пособий мигрантам, а также оказание финансовой помощи;
– разработка правовых основ социального, санитарного, медицинского и педагогического контроля жизнедеятельности мигрантов;
– разработка правовых основ профилактики девиантного поведения лиц из числа мигрантов;
– организация центров, курсов и семинаров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов.
В настоящее время социальная работа с мигрантами в России находится еще в начале своего становления. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, к числу которых и относятся переселенцы: содействуют в восстановлении необходимых социальных связей, помогают в решении личных правовых, социальных, экономических проблем и т.д.
С помощью социальной работы восполняются потери, блокируется агрессивное, негативное воздействие среды. Таким образом, социальные работники помогают мигрантам в повышении статуса, в улучшении положения, оказывают влияние на новую для них среду, поддерживают и восстанавливают утерянные социальные роли, связи, что определенно влияет на улучшение материального положения, трудоустройство, повышает самооценку переселенцев.
Главной задачей социальных служб, работающих с мигрантами, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Социальным службам нужно накапливать информацию о формах и методах работы, учиться управлять миграцией, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РАБОТЕ С МИГРАНТАМИ
2.1. Опыт нижегородской региональной благотворительной организации "Центр помощи мигрантам"Как было сказано ранее, одной из форм социальной работы с мигрантами является содействие в создании групп самопомощи и переселенческих организаций, такой как НРБО "Центр помощи мигрантам", которая была создана 11 октября 2000 года. Организация осуществляет всемерное содействие иностранным гражданам, лицам без гражданства, в том числе, вынужденным переселенцам, представителям национальных меньшинств, в защите их экономических, социальных, политических прав.
Основные направления деятельности НРБО "Центр помощи мигрантам":
Организационно-правовая, консультационная помощь
консультации квалифицированных юристов
представление интересов по гражданским делам и защита по уголовным делам в судах общей юрисдикции, а также в апелляционной, кассационной и надзорной судебных инстанциях
информирование мигрантов об их юридических правах и знакомство с документами регулирующими миграционные процессы.
Социальная помощь:
поиск работы
реабилитация пострадавших в зонах вооруженных конфликтов
предоставление минимальных средств (продуктов питания, медикаментов и одежды) для остро нуждающихся
Информационно-консультативные услуги по вопросам трудоустройства мигрантов.
Представление интересов вышеуказанной категории граждан в органах государственной власти, судах общей юрисдикции по гражданским, уголовным делам.
Благотворительная деятельность, привлечение гуманитарной помощи и направление ее на достижение уставных целей организации.
Экспертно-аналитические и научно-исследовательские работы по проблемам миграции.
Культурно-просветительская деятельность:
Исследования по проблемам миграционной ситуации в Нижегородской области
Организация конференций, семинаров, образовательных программ
Исследования миграционной ситуации в Нижегородской области
Организация конференций, семинаров, образовательных программ.
За время существования организации Центром были реализованы следующие проекты:
2000г. — «Организация правовой защиты мигрантов и национальных меньшинств Нижегородской области», АНО «Инициатива».
2001г. — «Организация I Нижегородского фестиваля для одаренных детей беженцев и вынужденных переселенцев», УВКБ ООН.
2002г. — «Консолидация некоммерческих общественных переселенческих организаций Приволжского Федерального округа в проведении компании против распространения расизма, ксенофобии и этнической нетерпимости», Фонд «За гражданское общество».
2002г. — «Детская улыбка против войны», Институт «Открытое общество».
2002г. — «Гражданский контроль миграционной политики», Представительство Европейской комиссии в России.
2003г. — «Защита прав и свобод мигрантов из числа национальных меньшинств, проживающих на территории Нижегородской и Саратовской областей», Британский Совет.
2003-2004гг. — «Создание общественного информационного центра по проблемам миграции в Приволжском федеральном округе», АМР США.
2003-2004гг. — «Защита прав и свободы мигрантов из числа национальных меньшинств, прибывших на территорию Нижегородской и Саратовской областей». Британский Совет/Отдел культуры Посольства Великобритании.
2004-2005гг. — «Правовая помощь, правовое обучение, защита мигрантов из этнических меньшинств в Нижегородской и Саратовской областях ПФО», Представительство Европейской Комиссии в России.
2005-2006гг. — «Внедрение новых правозащитных технологий в работе с мигрантами», Посольство Королевства Нидерландов (Matra/KAP).
2005-2006гг. — «Правовая защита мигрантов в Нижегородской области», Швейцарской управление по развитию и сотрудничеству (ШУРС).
2007-2008гг. «Служба скорой правовой помощи «Правовая защита – право для всех» при поддержке Государственного Департамента США в лице Посольства США в Москве.
январь 2008г. -1 июня 2010г. - Организация работала за счет личного вклада сотрудников и волонтеров
июнь 2010г.- январь 2011г. «Скорая оперативная правовая помощь (СОПП) » по программе «Я вправе», при поддержки MSI США.
2012г.- Организация работала за счёт личного вклада сотрудников и волонтёров[18].
В рамках проекта гостей из ближнего зарубежья обучали начальному уровню русского языка, необходимому для нормального существования в условиях российской действительности. Благодаря этому они научились грамотно общаться в необходимых жизненных ситуациях: осуществлять покупки в магазинах, ориентироваться в Нижнем Новгороде, приобретать лекарства и общаться с врачами.
По словам декана филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского Людмилы Ручиной, одним из главных достижений реализации пилотного проекта является преодоление психологического барьера боязни общения мигрантов с нижегородцами.
Проект является актуальным в целом. Программа обучения включала 36 учебных часов. Напомним, обучение элементарному уровню владения русским языком составляет 120 часов, базовому – еще 160 часов. Однако, достигнуть необходимого для нормального общения языкового уровня мигрантам удалось всего за 36 часов.
Кроме того, на базе филологического факультета издано методическое пособие по реализации данного пилотного проекта. По словам заместителя председателя комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Нижегородской области Андрея Тарасова, данное методическое пособие и сопутствующие материалы будут направлены в администрацию Президента РФ для рассмотрения возможности их внедрения в обучающую программу мигрантов на территории Российской Федерации[19].
Пилотный проект реализуется в рамках указа Президента РФ от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия"[13], в качестве
2.3. Миграционная ситуация в Удмуртской РеспубликеПо состоянию на 1 мая 2013 года миграционная ситуация в Удмуртской Республике характеризуется следующим показателями:
В течение января-апреля 2013 г. на миграционный учет поставлено 11265 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 29,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) (8707). Снято с миграционного учета 4132 иностранных гражданина (АППГ – 4630, -10,8%).
За отчетный период оформлено 183 разрешения на временное проживание (АППГ – 217, -15,7%) и 151 вид на жительство (АППГ – 132, +14,4%). Приобрели гражданство Российской Федерации 48 иностранных граждан и лиц без гражданства (АППГ – 69, - 30,4%).
За 4 месяца 2013 года оформлено 1168 разрешений на работу (АППГ – 908, +28,6%), из них 1114 – гражданам из стран ближнего зарубежья (АППГ – 708, +57,3%), 54 – гражданам из стран дальнего зарубежья (АППГ – 79, -31,6%) [17].
Как видно из данной статистики приток мигрантов в Удмуртию по сравнению с прошлым годом заметно увеличился (почти на 30%). Увеличение данного показателя можно объяснить снижением влияния последствий мирового финансового кризиса на миграционные процессы, а также активизацией иностранных граждан, пожелавших легализовать свое пребывание на территории Российской Федерации.
Привлечение мигрантов и иностранных инвестиций в экономику Удмуртии несомненно влияет на социально-экономическое развитие республики, регулирует республиканский рынок труда и способствует получению наиболее достоверной информации о пребывании и трудоустройстве иностранных работников [20]. Но, тем не менее, не все переселенцы могут самостоятельно успешно адаптироваться к новой среде и реализовать свой потенциал в позитивном направлении. В этом им нужна помощь специалистов и специализированных центров по работе с ними. К сожалению, на данный момент в Удмуртии таких центров еще не создано, поэтому есть необходимость в изучении деятельности организаций по работе с мигрантами в других регионах нашей страны.
2.4. Исследование уровня проведения социальной работы с мигрантами в Удмуртской Республике.Данное исследование проводилось в форме анкетирования. Было опрошено 10 мигрантов, в настоящее время проживающих в Удмуртской республике.
Целью исследования было выявить проводится ли в УР социальная работа с мигрантами и на какие аспекты следует обратить внимание при организации работы с ними.
На вопрос «С какими трудностями Вы столкнулись на первом этапе пребывания в УР?» самыми популярными ответами оказались трудности при устройстве на работу и незнание языка.
Самыми популярными причинами миграции оказались поиск работы, улучшение уровня жизни и получение образования.
В следующем вопросе о культурных различиях большинство респондентов склонились к тому, что различия в культуре есть, но они не существенны, либо почти незаметны.
Так же важнейшим критерием изучения социальных условий мигрантов мы считаем наличие у них жилой площади.
100% респондентов подтвердили, что не имеют собственную жилую площадь и вынуждены снимать квартиру или комнату в УР.
На вопрос «Рассказывали ли Вам государственные учреждения про Ваши права и обязанности при въезде в УР?» 90% ответили, что не рассказывали, а 10% затруднились ответить.
Единогласные результаты были получены на вопрос «Обучали ли Вас русскому языку и культуре в УР?» - нет, не обучали.
Заключительным являлся вопрос, нужно ли проводить просветительскую работу, рассказывать о правах и обязанностях, осуществлять обучение русскому языку и культуре въезжающих мигрантов. На этот вопрос все респонденты ответили, что такую работу действительно нужно проводить.
Исходя из результатов исследования самыми значимыми проблемами при въезде мигрантов в Удмуртскую Республику оказались незнание языка и трудности при устройстве на работу. Главными проблемами, на решение которых должна в первую очередь быть направлена работа социальных служб - это трудоустройство мигрантов и всяческое содействие в освоении ими государственного языка. Эти две проблемы должны быть приоритетными в миграционной политике Удмуртской Республики. Но, к сожалению, на сегодняшний день социальная работа с мигрантами в Удмуртии не ведется или ведется в недостаточной мере. Поэтому возникает потребность в изучении опыта социальной работы с мигрантами в соседних регионах страны.
Таким образом, гипотеза о том, что социальная работа с мигрантами в УР ведется недостаточно – подтверждена. Поэтому, на основе проведенного исследования были выдвинуты следующие рекомендации по развитию социальной работы с мигрантами в УР:
Изучение опыта соседних регионов;
Создание специализированных центров и общественных организаций по работе с мигрантами;
Обучение специалистов для работы с мигрантами;
Создание образовательной программы на основе народной художественной литературы иммигранта, переведенной на русский язык;
Проведение массовых мероприятий, направленных на снятие культурного барьера мигрантов, и развитие толерантности местного населения.
Заключение
Целью нашего исследования являлось изучение основных методов работы с мигрантами и ознакомление с практическим опытом организаций по работе с ними.
Сначала были подробно раскрыты сущность и виды миграции населения, а также проблемы, с которыми сталкиваются иммигранты. Затем были описаны особенности социальной работы с мигрантами, проанализированы принципы, направления и виды работы с ними. Наконец была рассмотрена статистика миграционных потоков в УР, изучен опыт нижегородских организаций по организации помощи и обучению иммигрантов.
Для России, несмотря на то, что именно в России всесторонняя ценность ресурса мигрантов постоянно возрастает, направление социальной работы с мигрантами не находило должного проявления в практике. Необходимость интеграции иммигрантов в общество давно осознается на уровне экспертов, отражалась в концепциях и программах, но переход этого осознания в движение к социализации миграционной политики и выделению социальной работы с мигрантами весьма замедлен.
С каждым годом Удмуртская Республика развивается и становится более привлекательной для проживания, естественно растет и приток мигрантов в нашу республику. В связи с этим возникает настоятельная потребность в организации всесторонней помощи мигрантам в адаптации и обучении русскому языку и культуре. В ходе социологического опроса была подтверждена гипотеза о том, что в УР социальная работа с мигрантами развита недостаточно и требуется развитие на основе опыта в других регионах РФ.
Список литературы
1. Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие [Текст]/А.А. Акмалова, В.М. Капицын / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2008.
Воробьева О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ — 2003. — № 9 (202).
Касперович Г.И. Миграция населения в города и этнические процессы. Минск: Весь мир,1985.
Моисеенко В.М.Внутренняя миграция населения. М.: Владос, 2004.
Основы социальной работы: учебник [Текст]/отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Постановление Правительства РФ от 03.03.1992 N 135 (ред. от 23.05.1998) "О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам".
Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 483 «О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2002-2005 годы».
Словарь – справочник по социальной работе / под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 2009.
Социальная работа / Под общей редакцией профессора Курбатова В.И. / Учебное пособие – 4-е издание Ростов н/Д: Феникс, 2005. (Высшее образование).
Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие [Текст]/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.
Технология социальной работы.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Тюркин М.Л. Миграционная система России. Монография. - М.: Издательский дом «Стратегия», 2008.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия"//"Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2339.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О государственной социальной помощи"//Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. — N 29, ст. 3699.
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов».
Юдина Т.Н. Социология миграции: учеб. пособие для студ. вузов - М.: Академический проект, 2006.
Официальный сайт НРБО «Центр помощи мигрантам» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.migrant-nnov.ru/info/info.php.
Нижегородский новостной сайт «В Городе N» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vgoroden.ru/?id=242701.
Сайт управления федеральной миграционной службы по УР [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fms-udm.ru/.
Приложение 1
Анкета
Дорогой друг! Просим тебя уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируем.
1. С какими трудностями Вы столкнулись на первом этапе пребывания в УР?
А) Незнание языка
Б)Климатические условия
В) Сложность в установлении контактов с населением УР
Г) Культурные различия
Д) Длительность в оформлении документов
Е) Трудность при устройстве на работу
2. Какие причины переезда в УР?
А) Поиск работы и улучшение уровня жизни. |
Б) Семейные обстоятельства |
В) Получение образования |
Г) Личное желание респондента |
3. Ощущаете ли Вы культурные различия между Вашей родной страной и Удмуртией?
А) Различия есть и они существенны
Б) Различия есть, но они не существенны
В) Различия небольшие. Почти незаметны.
Г) Культуры похожи. Отличия есть в небольших обрядах, традициях
Д) Различий нет. Культуры очень похожи.
4. Есть ли у Вас своя жилая площадь?
А) Есть
Б) Нет, приходится брать в аренду
В) Затрудняюсь ответить.
5)Рассказывали ли Вам государственные учреждения про Ваши права и обязанности при въезде в УР?
А) Да, рассказывали
Б) Нет, не рассказывали
В) Затрудняюсь ответить.
6) Обучали ли Вас русскому языку и культуре в УР?
А) Да, обучали
Б) Нет, не обучали
В) Затрудняюсь ответить.
7) На Ваш взгляд, нужно ли проводить просветительскую работу, рассказывать о правах и обязанностях, осуществлять обучение русскому языку и культуре въезжающим мигрантам?
А) Да, это необходимо
Б) Нет, не нужно
В) Затрудняюсь ответить.