Одно из важных факторов конкурентноспособности товаров и услуг является безопасность и качество продукции. Установление необходимых требований осуществляется посредством технического регулирования, которое является одним из видов воздействия на экономическое развитие страны и направлено на защиту прав и законных интересов участников отношений, возникающих в процессе производства и обращения продукции.
На современное положение в сфере технического регулирования в России большое влияние оказал процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (далее ВТО). ВТО – это международная организация, которая является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Одним из таких соглашений является – «Технические барьеры в торговле». В рамках ВТО создан Комитет по техническим барьерам в торговле, входящий в круг органов Совета по торговле товарами ВТО, для обсуждения всех вопросов, относящихся к деятельности Соглашения.
Под техническими барьерами в торговле понимаются все государственные меры контроля и ограничений, связанные с техническими требованиями к продукции в том случае, если они используются как средство ограничения доступа продукции иностранного производства на внутренний рынок страны. Круг ведения Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО включает технические регламенты, стандарты и правила сертификации. Важнейшее требование Соглашения – названные выше меры не должны формулироваться и применяться таким образом, чтобы создавать барьеры в международной торговле. Общее требование Соглашения по техническим барьерам в торговле – гласность в использовании всех названных мер. Технические барьеры разнообразны как по своей природе, так и по формам. Они могут существовать в виде стандартов, технических норм, правил, требований к безопасности товаров, требований к упаковке, маркировке и иным техническим характеристикам продукции.
В 1993 году Россия подала официальную заявку на присоединение к ГАТТ. Исторически это совпало с переходным этапом трансформации ГАТТ в ВТО. Была создана Рабочая группа, обязанная рассмотреть торговый режим России и выработать условия присоединения. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых Всемирной торговой организацией. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.
Чтобы стать членом ВТО, России предстояло согласовать с Рабочей группой условия доступа импортных услуг на национальный рынок, определить ставки таможенных пошлин для ввозимых товаров, обозначить масштабы внутренней господдержки аграрного сектора и уровень экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Помимо этого государство должно было принять обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО. В 1998 году Россия сформулировала первоначальные предложения по тарифам и сельскому хозяйству. В 1999 году представила предложения по торговле услугами. Это дало возможность перейти на этап двусторонних переговоров. С 2000 года переговоры стали полномасштабными: поиск компромиссов шёл по всем направлениям экономической деятельности, контролируемых ВТО.
Президент рабочей группы подчеркнул в своих заключениях от 18 декабря 2002 года, что Всемирная торговая организация ждет от Российской Федерации огромных усилий по изменению законодательства в сторону соответствия с международными правилами ВТО. Эти законодательные изменения должны быть значительными, необходимо было пересмотреть около 30 федеральных законов для того, чтобы Россия вступила в члены этой организации. Среди них назывались законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О стандартизации» и «О сертификации», «Об антидемпинговых и компенсационных мерах», Таможенный кодекс – принятые в начале 90-х годов.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» был принят с целью совершенствования правовых основ установления обязательных требований к продукции и процессам (методам) ее производства, эксплуатации и утилизации, а также для реформирования с учетом требований Всемирной торговой организации сфер стандартизации, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора.
Этот Закон заменил действовавшие до вступления его в силу Закон о стандартизации, который устанавливал правовые основы стандартизации в России и определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации, и Закон о сертификации, который устанавливал правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Необходимость разработки и принятия этого Закона вытекала из инициированного Президентом РФ процесса гармонизации отечественного законодательства, приведения его в соответствие с нормами и положениями ВТО. Ранее существовавшие элементы систем технического нормирования безопасности и качества продукции и услуг, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора не образовывали единую систему взаимоувязанных мер, обеспечивающих создание качественных и безопасных продукции и услуг для граждан и государства. Их применение было недостаточно эффективно и не всегда соответствовало современным и перспективным требованиям экономического развития и международным подходам. Принятые ранее технические нормы оказывали неоправданное административное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов. В предыдущий период федеральные органы исполнительной власти наделялись излишней самостоятельностью в установлении обязательных требований и осуществлении контроля за их выполнением. Система обязательного подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) была избыточна в отношении номенклатуры проверяемой продукции и услуг, обязательные требования во многих случаях не соответствовали целям сертификации, имелись нарушения законодательства при проведении сертификации, государственного контроля и надзора.
Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. Работы и услуги стали объектами добровольного подтверждения соответствия.
Согласно Закону о техническом регулировании государство оставляет за собой только одну важнейшую функцию – обеспечение безопасности продукции. Главным документом становится технический регламент, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность. Технические регламенты принимаются в целях:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
По Закону стандарты отнесены к разряду добровольно применяемых документов. Обязательное подтверждение соответствияпроводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в надлежащем порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.
К 2010 году, за 8-летний период реформы технического регулирования было принято незначительное число технических регламентов. В настоящее время техническое регулирование проводится в рамках таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. С целью формирования единого экономического пространства правительствами трех стран подписано соглашение от 18.11.2010 г. «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации», предусматривающее:
• формирование единого перечня потенциально опасной продукции, в отношении которой будут разрабатываться и приниматься единые технические регламенты;
• определение обязательных требований в отношении продукции, включенной в указанный перечень, а также правил идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия. При этом одновременно запрещается установление в национальных законодательствах стран-участниц Таможенного союза обязательных требований к продукции, не вошедшей в единый перечень;
• передачу полномочий по принятию, корректировке и отмене технических регламентов единому органу — Комиссии Таможенного союза. Она же должна взять на себя функции по координации действий стран-участниц Таможенного союза в области технического регулирования;
• выработку единых форм, схем и процедур оценки (подтверждения) соответствия. За основу предполагается взять европейский модульный подход, положения технического регламента «Процедуры подтверждения соответствия», утвержденные постановлением правительства Республики Казахстан от 04.02.2008 г. № 90, а также опыт, накопленный в данной сфере в РФ.
С целью подтверждения соответствия требованиям технического регламента предполагается применять международные и региональные (межгосударственные) стандарты. В исключительных случаях до их принятия могут использоваться национальные стандарты стран-участниц Таможенного союза. Комиссия Таможенного союза утверждает перечни стандартов и применение которых на добровольной основе будет служить достаточным основанием для подтверждения выполнения обязательных требований (обеспечивая так называемую презумпцию соответствия). А также перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в т. ч. правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции. В то же время на национальном уровне в ведении стран-участниц Таможенного союза останутся функции по стандартизации, обеспечению единства измерений, аккредитации органов по сертификации, оценке (подтверждению) соответствия, государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, установлению ответственности в сфере технического регулирования.
Выводы: Важную роль в выборе международным сообществом путей выживания и дальнейшего развития осознание им всей сложности проблем глобализации мира, в первую очередь экономических и финансовых проблем, необходимости их неотложного решения. Стимулирование экономического роста обычно происходит по многим направлениям. В ВТО уже сформировалась практика правового и административного регулирования международных экономических отношений. Присоединение России к ВТО –это присоединение к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.
Современная система мер и инструментов технического регулирования в России сформировалась в значительной степени с учетом принятых в рамках ВТО соглашений. Несмотря на достаточно последовательную реализацию в рамках ВТО принципа либерализации международной торговли по все расширяющемуся кругу направлений, формирование системы технического регулирования в Российской Федерации протекает весьма сложно и противоречиво.