МИРОВЫЕ ЦЕННОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МИРОВЫЕ ЦЕННОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос о ценностях в философии занимает далеко не последнее место. Сегодня со сменой многих культурных парадигм этот вопрос не только стал более актуальным, но и обострился до, как написал в историко-философском трактате Сэмюэл Хантингтон, привел нас к «Столкновению цивилизаций». Проблемы глобализирующегося мира показали, что ценности и вопросы морали и нравственности, вопросы культурного бытия не только нельзя отделять от проблем мирового политического, экономического и социального развития, а требуется подходить к их изучению в комплексе, связывая экономические проблемы с представлением о статусности в том или ином обществе, представления о статусности с традициями и этнической культурой, существование этнической культуры с политическими и географо-демографическими аспектами.

Известный математик, философ, педагог У. Хэтчер в последние годы разрабатывал проблемы зависимости экономического состояния общества от уровня морали.

В своих рассуждениях У. Хэтчер исходил из того, что ныне человечество начинает исторический процесс эволюционного перехода к новой цивилизации. При всем своеобразии разных форм цивилизаций их роднило общее фундаментальное качество: материальному всегда отдавался приоритет над духовным. Его точка зрения, что будущее развитие сопряжено с переходом от материальной цивилизации к цивилизации духовной, которой к тому же должен быть придан общепланетарный характер. Мирная жизнь и благоденствие народов возможны лишь при достижении достаточно высокой степени согласия и единения людей, а это требует обновления моральных ценностей и этических установок в соответствии с новыми задачами.

По своей природе этика должна быть направлена на обеспечение высокого уровня гармонизации взаимоотношения человека с окружающим его миром. Этика призвана способствовать установлению гармонии между материальным и духовным началами в жизни человека; между личным и общественным; между текущим и перспективным развитием; между потребностями местного и глобального характера. Этика нового времени должна соответствовать состоянию коллективной взрослости и зрелости,

к которому человечество постепенно приближается. Причем сама она будет способствовать достижению этого состояния.

Важнейшей частью содержания этики является отражение взаимного соотношения ценностей. При этом признается, что ценности низшего порядка могут и должны приноситься в жертву для получения ценностей высшего порядка. Высшие ценности представляют собой цели, а низшие - средства для их достижения. Исходя из этого можно определить сущность аморального поведения: она состоит в смешении средств и целей, при котором жертвуют более высокими ценностями в погоне за более низкими.

Сегодня сама жизнь требует вовлечения в материальную экономическую сферу и духовных элементов. В последние годы деловым миром открыто признается серьезное влияние многих нематериальных факторов на производительность труда.

Сам факт переплетения в современной экономике материальных и нематериальных моментов свидетельствует не только о совместимости этики и экономики, но и о возможности позитивной эволюции второй под воздействием первой. Думаю, можно рассматривать экономику, прежде всего как предметное отражение нашей нравственности.

Наши чувства и мысли социализированы. Всё, возвышающее нас над животным уровнем, возможно лишь благодаря тому, что в той или иной степени в нашей жизни присутствуют факторы морального характера. Можно утверждать, что та или иная конкретная форма социальной организации является отражением принятых фундаментальных моральных норм, зависит от них. И, в частности, экономика зависит от нравственности. Кроме того, развитие общества идет в сторону роста внутренней свободы личности.

В конце XX века новые технологии коренным образом изменили соотношение между объемом материального производства и необходимым для него количеством физического труда. В результате исчезла потребность общества в экономическом рабстве. Рост производства становится самоцелью, а качество жизни нередко приносится в жертву весьма туманным идеям и лозунгам прогресса. По данным исследования Римского клуба можно сказать следующее: если нерегулируемый рост и безудержная эксплуатация ресурсов будут продолжаться с тем же темпом, как и сейчас, к концу жизни следующего поколения неизбежна крупнейшая экономическая и социальная катастрофа.

Сейчас социальная среда проникнута духом индивидуализма и в обществе преобладает концепция состязательности, что приводит к “сглаживанию” подлинных ценностей. Свойственная идеологии мира материальных ценностей гонка за редкостными благами становится ложной, когда ее пытаются применить к духовным ценностям. Ведь духовные ценности, когда ими делятся, приумножаются и возрастают, а не уменьшаются. Поэтому кооперация является средством увеличения духовных ценностей. Вследствие чего, на этом пути экономику будущего ждут успехи. Но они окажутся недостижимыми, если деятельность в экономической сфере не будет проверяться этическими принципами, соответствующими новому состоянию развития человеческой цивилизации.

Под экономикой мы понимаем способ ведения хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение материальных потребностей.

Понятие нравственности в общепринятом понимании чаще всего употребляется как синоним морали. Нравственность понимается нами в широком смысле как внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести, принятие на себя ответственности за свои поступки и как способ социальной регуляции, отражающий ценностное отношение к миру, общественная форма отношений между людьми с ориентацией на человека как высшую ценность с позиций добра и зла.

Теоретически бедность представляет собой неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. В России в качестве официального и наиболее распространенного метода оценки нуждаемости выступает измерение доходной обеспеченности населения. При этом игнорируется широкий спектр других доступных ресурсов, влияющих на поддержание материального благосостояния людей. В современной России экономить, отказывать себе в тех или иных потребительских и социальных благах приходится многим, однако самые бедные зачастую вынуждены экономить на самых необходимых, жизненно важных расходах, а от некоторых предметов, услуг и видов деятельности зачастую полностью отказываются. В то же время более обеспеченные слои населения чаще ограничивают себя в дополнительных, более сложных расходах, исходящих из потребности в качественном обновлении жизни.

Если рассматривать бедность именно в этом контексте, то можно обнаружить, что степень нуждаемости проявляет себя как в низких душевых дохода определенной группы российского населения, так и в нахождении за некоторым критическим порогом, чертой бедности, по причине накапливающихся во времени материальных лишений и нехватки ряда значимых ресурсов. Невозможность обеспечить себя этим минимально необходимым набором жизненных благ в современной России указывает на тенденцию постепенного скатывания за черту бедности.

Бедные российские семьи оказываются самой обделенной категорией населения с точки зрения доступности для них обновления предметов длительного пользования. Единственным типом более или менее доступного для бедных значимого имущества оказывается наличие у них приватизированной квартиры или собственного дома. Низкая ресурсная обеспеченность означает, что у бедных имеется гораздо меньше возможностей задействовать по мере необходимости определенные типы стратегически значимого имущества для поддержания уровня своего материального благосостояния: обычно они ими просто не располагают. У наиболее нуждающейся группы населения в два раза реже, чем у среднестатистического россиянина, имеются дача, садово-огородный участок с летним домом. Но если для бедных, проживающих на селе и в малых городах, этот фактор частично компенсируется наличием земли, огорода, подсобного хозяйства, то положение городских бедных с точки зрения их возможностей использовать землю, приусадебный участок для самообеспечения продуктами питания оказывается гораздо более невыгодным.

Данные исследования показывают, что целый ряд эффективных элементов этого поведения - сбережения, инвестиции, эксплуатация накопленного имущества - для бедных россиян изначально оказывается неосуществим. Всего 7,1% бедных имеют хоть какие-то сбережения (в отличие от четверти населения в целом и 80,9% богатых). Напротив, у бедных обнаруживается тенденция постепенного накопления долгов. Накопившиеся мелкие долги присутствуют в 38,7% бедных семей, кроме того, четверть бедных констатирует наличие у них еще и долгов по квартплате. Около 90% бедных не прибегают к платным образовательным услугам, свыше 95% - оздоровительным, почти 60% - медицинским. 9,2% бедных на сегодняшний день могут сказать с определенной долей уверенности, что с их здоровьем все в порядке, в то время как 40,5%, напротив, уверены, что у них плохое состояние здоровья. Боязнь потерять здоровье, невозможность получить медицинскую помощь даже при острой необходимости составляют основу жизненных страхов и опасений подавляющего большинства бедных. По данным исследования, немалая доля российского населения (23,1%) серьезно озабочена отсутствием перспектив для детей, и именно для бедных эта проблема на практике встает наиболее остро. Уже сейчас подавляющее большинство российских бедных (62,2%) оценивают собственные возможности получения образования и знаний, которые им необходимы, как плохие.

Российские богатые отличаются: более высоким образовательно-квалификационным потенциалом, более молодым возрастом и более низкой долей пенсионеров в составе их семей. Например, среди представителей богатых слоев многопоколенных домохозяйств оказывается всего 6,6%, тогда как среди населения в целом таких вдвое больше - 13,9%. Учитывая особенности социально-профессионального и образовательного статуса богатых слоев населения, а также то, что 42,4% из них в числе пяти основных причин благополучия богатых называли наличие высокой квалификации, акцент на доступ к качественному образованию не удивителен.

В большинстве случаев представители богатых слоев населения в ходе опросов занижают свои доходы. Еще нагляднее разница в финансовых ресурсах, которыми располагают богатые и бедные слои, проявляется в наличии накоплений, достаточных для того, чтобы человек и его семья могли прожить на них не менее года. Доля богатых респондентов, располагающих необходимыми для этого средствами, более чем в 11 раз превышает соответствующий показатель по населению в целом и почти в 80 раз - по бедным. При этом предполагается, что представители разных слоев подразумевают качественно различный уровень трат.

Причиной успешности, в первую очередь - финансовой, являются различия в системе ценностей людей: В богатых людей первые места занимают: 1) Упорный труд; 2) Предприимчивость, Смелость и 3) Хорошее Образование, высокая квалификация. Для среднего класса: 1) Хорошее образование и квалификация; 2) Связи с нужными людьми и 3) Упорный труд. Бедные люди, прежде всего, рассчитывают на: 1) Связи с нужными людьми; 2) Ловкость, Хитрость, Умение обмануть; 3) Наличие первоначального капитала.

Бедняк ждет счастливого случая, а богатый – сам создает возможности; богатый точно знает, сколько денег ему нужно; бедные живут прошлым, богатые – настоящим и будущим; богатые относятся к деньгам хладнокровно; бедные работают на нелюбимой работе, богатые зарабатывают на хобби.
Просмотров работы: 3720