Приморский край является одним из наиболее динамично развивающихся регионов России, в которых имеются практически все условия для активного развития инновационной деятельности. Сегодня актуальность инновационного развития отдельных регионов продиктована как внутренними, так и внешними факторами, поскольку именно от инновационной активности и инновационной восприимчивости региональных экономик и отраслей зависит стратегическая конкурентоспособность России в мировой экономике.
В Российской Федерации имеются значительные различия в уровне социально-экономического развития территорий, которые могут достигать существенных различий как по величине валового регионального продукта, так и по инвестициям на исследования и разработки. Первоначально для выявления инновационного потенциала в регионах РФ были проанализированы данные о распределение регионов России по рейтинговым классам инновационной активности (таблица 1).
Как видно из таблицы, среди федеральных округов проблематично выявить лидера по уровню инновационного развития. В настоящее время ни один из субъектов федерации РФ не демонстрирует высоких показателей инновационного развития: ни один из регионов не смог попасть в зону «А». Зона «В» (средний уровень инновационного развития) представлена пятью субъектами России, в которых произведено почти 43% инновационной продукции и сконцентрировано 52,7% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки: Самарская область, Республика Татарстан, Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург [4]. Уровень инновационного развития остальных субъектов Российской Федерации квалифицируются как низкий (51 регион, включая Приморский край) и неудовлетворительный (17 регионов). К очевидным аутсайдерам инновационного развития относятся ЮФО, ДФО, СФО, СЗФО.
Таблица 1- Федеральные округа в структуре рейтинга инновационного развития [4]
Параметр |
Зона |
ЦФО |
СЗФО |
ЮФО |
ПФО |
УФО |
СФО |
ДФО |
Доля инновационной продукции в ФО, % |
A* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
23,4 |
- |
- |
34,5 |
8,9 |
- |
- |
||
C |
74,9 |
99,4 |
94,1 |
64,8 |
88,3 |
90,7 |
59,2 |
|
D |
1,7 |
0,6 |
5,9 |
0,7 |
2,8 |
9,3 |
40,8 |
|
Доля затрат на исследования и разработки в ФО, % |
A |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
67,4 |
- |
- |
22,2 |
8,8 |
- |
- |
||
C |
32,1 |
99,9 |
89,3 |
76,5 |
90,4 |
99,1 |
97,3 |
|
D |
0,5 |
0,1 |
10,7 |
1,3 |
0,8 |
0,9 |
2,7 |
|
Доля численности занятых в ФО, % |
A |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
33,8 |
- |
- |
10,9 |
14,5 |
- |
- |
||
C |
59,2 |
95,1 |
82,0 |
82,0 |
78,4 |
91,8 |
84,6 |
|
D |
7,0 |
4,9 |
18,0 |
7,1 |
7,1 |
8,2 |
15,4 |
|
Доля ВРП в ФО, % |
A |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
65,5 |
- |
- |
13,9 |
43,3 |
- |
- |
||
C |
32,1 |
97,7 |
85,2 |
82,2 |
54,9 |
94,1 |
88,9 |
|
D |
2,4 |
2,3 |
14,8 |
3,9 |
1,8 |
5,9 |
11,1 |
|
*Зона A - высокий уровень, Зона B - средний уровень, Зона C - низкий уровень, Зона D - неудовлетворительный уровень |
Для оценки условий внешней среды, формирующих инновационный климат в регионе, был проведен SWOT-анализ развития инновационной деятельности (таблица 2), который выявил ряд благоприятных возможностей для развития инновационной активности в организациях края.
В крае имеются достаточные предпосылки для формирования региональной инновационной инфраструктуры:
- наличие развитого сектора фундаментальной науки в лице вузов, отраслевых институтов ДВО РАН и других НИИ;
- формирование системы прямой государственной поддержки малых инновационных предприятий, в том числе созданных согласно Федеральному закону от 02.08.2009 №217-ФЗ;
- эффективная система образования, подготовки кадров высшей квалификации на научно-экспериментальной и опытно-производственной базе научных организаций и вузов;
- принятие Закона Приморского края от 15.02.2008 №195-КЗ «Об инновационной деятельности на территории Приморского края» с последующей редакцией [2];
- присутствие кадров с опытом работы в инновационной сфере.
Условием обеспечения высокого экономического роста, повышения качества жизни, реализации других национальных приоритетов является эффективное использование результатов научных исследований и разработок, обновление в промышленном производстве и сфере услуг в реальном секторе экономики.
Таблица 2 - SWOT-анализ инновационной деятельности в Приморском крае
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
- концентрация научно-исследовательских институтов; - наличие базы подготовки кадров для инновационного предпринимательства; - наличие в регионе элементов развития инновационной инфраструктуры. |
- низкий уровень использования инновационного потенциала в реальном секторе экономики; - отсутствие интеграции науки. образования и бизнеса; - отсутствие инфраструктуры инновационной экономики. |
Благоприятные возможности: |
Возможные угрозы: |
- бурный рост сектора высоких технологий в странах АТР; - создание Дальневосточного федерального университета – центра развития инновационного предпринимательства в регионе; - понимание необходимости проведения ярмарок инновационных идей и разработок; - географическое положение региона и благоприятные климатические условия. |
- конкуренция высокотехнологичной продукции в мире и России; - институциональное закрепление механизмов поддержки развития инновационной экономики на федеральном уровне; - отсутствие заинтересованности в соответствии между «спросом» и «предложением». |
Одним из критериев оценки инновационного развития региональной экономики является число организаций, осуществляющих инновации, и рассчитываемый на этой базе уровень инновационной активности. Инновационная активность организации характеризует степень ее участия в инновационной деятельности в течение определенного периода времени.
Для исследования инновационной активности организаций были проанализированы статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. В соответствии с методологией исследования, в число организаций, осуществляющих инновационную деятельность, вошли организации, направляющие средства на технологические инновации, либо имевшие законченные организационные или маркетинговые разработки. Согласно данным [3, с. 6-11], в 2010 году в обследовании инновационной активности участвовала 531 крупная и средняя организация края (в 2009 г. – 425), с общей численностью работающих более 117 тыс. человек.
К категории инновационно-активных (внедряющих инновации в течение последних трех лет) относилась 61 организация, или 11,5% общего числа обследованных (в 2009 – 59% и 14% соответственно). В 2010 году показатель также был невысок: инновационную деятельность осуществляли только 42 организации. Таким образом, уровень инновационной активности в этот период составил 7,9%. На одну инновационно-активную организацию приходилось около 12 организаций, не осуществлявших нововведений (в 2009 г. – около 10) (таблица 3).
Таблица 3 - Уровень инновационной активности организаций Приморского края [3]
Число организаций |
Уровень инновационной активности организаций, % |
|||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Число обследованных организаций |
583 |
542 |
567 |
425 |
531 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Из них занимающихся инновационной деятельностью |
14 |
19 |
34 |
40 |
42 |
2,4 |
3,5 |
6,0 |
9,4 |
7,9 |
В том числе: |
||||||||||
технологическими инновациями |
14 |
13 |
20 |
28 |
34 |
2,4 |
2,4 |
3,5 |
6,6 |
6,4 |
маркетинговыми инновациями |
- |
4 |
5 |
6 |
7 |
0,0 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
6,4 |
организационными инновациями |
3 |
9 |
21 |
19 |
14 |
0,5 |
1,7 |
3,7 |
4,5 |
2,6 |
промышленное производство |
11 |
14 |
18 |
25 |
27 |
2,7 |
3,7 |
5,7 |
10,2 |
9,9 |
Каждая вторая организация края, занимающаяся инновационной деятельностью, расположена во Владивостоке. В данном случае уровень инновационной активности показывает отношение числа организаций, занимающихся инновационной деятельностью, к общему числу обследованных организаций на данной территории.
и удельный вес инновационной продукции в объеме товаров также уменьшается.
Проведенный анализ показал, что в Приморском крае имеются все необходимые предпосылки для формирования региональной инновационной инфраструктуры:
- Наличие развитого сектора фундаментальной науки в лице вузов, отраслевых институтов ДВО РАН и других НИИ;
- Формирование системы прямой государственной поддержки малых инновационных предприятий, в том числе созданных согласно Федеральному закону от 02.08.2009 №217-ФЗ;
- Эффективная система образования, подготовки кадров высшей квалификации на научно-экспериментальной и опытно-производственной базе научных организаций и вузов;
- принятие Закона Приморского края от 15.02.2008 №195-КЗ «Об инновационной деятельности на территории Приморского края» с последующей редакцией;
- присутствие кадров с опытом работы в инновационной сфере.
Вместе с тем, формирование инновационной инфраструктуры региона сталкивается с рядом проблем, тормозящих инновационное развитие:
– сложности совместного с бизнесом развития ряда приоритетных отраслей (энергетика, разведение марикультуры, рыболовство, фармацевтика, сельское хазяйство и др.);
– отсутствие зон инновационного развития в регионе (аналог Сколково);
– низкий спрос на инновации со стороны бизнеса;
– неразвитость венчурных финансовых институтов и инфраструктуры поддержки венчурного финансирования;
– непонимание и отсутствие единого «языка» в обсуждении вопросов развития инновационного предпринимательства;
– слабое использование информационных технологий, отсутствие единого информационного пространства между образованием, наукой и бизнесом.
Рекомендации по повышению инновационной активности
Взять РИД
В целях повышения инновационной активности и стимулирования инновационной деятельности в организациях также возможно создание специальных структурных подразделений, занимающихся вопросами коммерциализации и продвижения на региональный рынок перспективных исследований и разработок. Такие структуры должны осуществлять работу по выявлению и реализации конкурентоспособных, коммерчески перспективных разработок в целях повышения эффективности инновационной деятельности, привлечения дополнительных инвестиций, интегрирования предприятии в региональную экономику путем выведения на рынок наукоемких разработок, интеллектуальной и промышленной собственности и создания инновационных производств [1].
Эксперты в сфере инновационного менеджмента предлагают к реализации следующие мероприятия [5]:
- для взаимопонимания в впросах развития в ргионе инновационного предпринимательства необходимо проведение тренингов по вопросам инновационной деятельности;
- с целью приведения в соответствие «спроса» и «предложения» необходимо проведение региональных ярмарок инновационных идей и разработок, создание виртуального инновационного портала региона;
- для развития инновационного предпринимательства, выполнения инновационных программ рекомендовать ППС вузов привлекать молодежь в решение реальных проблем субъектов бизнеса за счет совершенствования собственной инновационной инфраструктуры;
- освободить или предоставить льготы по обязательным платежам субъектам бизнеса, способствующим развитию приоритетных отраслей экономики региона.
Список литературы:
1. Гуремина Н.В. Перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах и внедрение результатов интеллектуальной деятельности (на примере реализации программы «СТАРТ»)// В мире научных открытий. 2010. № 4–16. С. 7–8.
Закон Приморского края от 15.02.2008 N 195-КЗ "Об инновационной деятельности на территории Приморского края" . URL: http://www.dfoportal.info/area02x/partieia/article-ny9dcv.htm (дата обращения: 24.04.2012)
Об инновационной деятельности в организациях Приморского края. 2011: – Аналитическая записка/ Приморскстат, 2011. – 50 с.
Чернявский Д.А. Инновационное развитие региона как основа повышения его конкурентного преимущества/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М.: Изд-во МЭИ (ТУ), 2011. – 24 с.
Ю. Н. Мансуров, Н.В. Гуремина, Т.А. Сидорова. Инновации. Точки отсчета для привлечения инвестиций [Электронная презентация]. URL: http://www.slideshare.net/ssusere38863/ss-26955443 (дата обращения 10.02.2014).