ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенностиотношениястаршихшкольниковкздоровомуобразужизни

На сегодняшний день проблема здорового образа жизни стоит очень остро. Все больше людей игнорируют простые правила, позволяющие укрепить и сохранить здоровье. К факторам, противоречащим здоровому образу жизни относятся: научно-технический прогресс, активно набирающий обороты; тенденция к курению, употреблению алкоголя и других наркотических веществ; отсутствие режима дня; неправильное питание.

В современной науке не раз поднималась проблема сохранения здоровья посредством соблюдения соответствующего образа жизни. Так, российский учёный-фармаколог, доктор медицинских наук, основатель валеологии И.И. Брехман в своей научной работе «Валеология - наука о здоровье» пишет о влиянии образа жизни, правильного питания, двигательной активности и экологии на здоровье человека. И. И. Брехман считает, что «…путем преимущественно лечебной медицины и больничного здравоохранения дальше идти уже нельзя. Нужно повернуться лицом к еще небольным людям и заняться первичной профилактикой как самым главным делом медицины и здравоохранения, привлечь к нему все силы и средства государства и общества». [1, 8]. Советский и российский социал-гигиенист Ю. П. Лисицын также занимался изучением вопросов валеологии. В своей немало известной книге «Слово о здоровье» он говорит о способах сохранения и укрепления здоровья. Цель его работы заключается в выработке у населения понимания важности здорового образа жизни, зависимости от него состояния организма. [3]

Очевидно, что «здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.» [8] Однако это понятие однозначно ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с позиции сознания, психологии человека, мотивации. [8]

Здоровье более чем наполовину зависит от образа жизни [2]. Д. У. Нистрян пишет: “Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8% - от медицины” [4, 40].

Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, содержащий в себе множество компонентов образа жизни со­временного общества, а также основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Выделяют следующие аспекты здорового образа жизни: 1) соблюдение режима труда и отдыха. Труд не должен быть чрезмерным, приводящим к «износу» организма и переутомлению. Важным моментом является правильное чередование труда и отдыха. Отдых не означает состояния полного покоя. Лучший отдых – это смена вида деятельности.

2) режим сна. И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. В большинстве случаев взрослому человеку достаточно 8 часов.

3) занятия физкультурой и спортом. Выполнение утренней гимнастики ежедневно - обязательный минимум физической тренировки. Умеренная физическая нагрузка способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы, нормализует обмен веществ. 4) режим дня. Режим каждого человека представляет собой определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна. Соответствие режима дня биологическим ритмам способствует нормальной деятельности организма.

5) закаливание. Для профилактики простудных заболеваний рационально использовать закаливание организма, к которому лучше всего приступить с детского возраста. Это могут быть воздушные ванны, обтирание, водные процедуры, способствующие укреплению нервной системы, оказывающие благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализующие артериальное давление, улучшающие обмен веществ. 6) правильное питание. Пища должна быть разнообразной и полноценной, то есть содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества. Доказано, что на физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому к аспектам здорового образа жизни также можно отнести эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие. [5]

Следует отметить, что особую опасность представляет пренебрежение правилами здорового образа жизни подрастающим поколенем, так как здоровье молодежи – общественное здоровье через несколько лет.

Так, наиболее подвержены отклонениям от здорового образа жизни старшеклассники в силу их возрастных особенностей.

В психологии период жизни от 15 до 18 лет именуется ранней юностью.

Юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

Социальную ситуацию развития в ранней юности можно назвать «порогом» самостоятельной жизни. Профессиональное самоопределение является центральной проблемой старшеклассников. Учебно-профессиональная деятельность становится ведущей. Интерес к школе и учению у старших школьников заметно растет, так как учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, саморазвитии. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. [7]

Уделяя большую часть времени интеллектуальной работе, требующей большого нервно-психического напряжения, важно не допустить нарушения режима дня, переутомления. Это может стать причиной снижения работоспособности и успешности обучения, а в ряде случаев повышения заболеваемости школьников, вызванные учебной перегрузкой и неупорядоченностью режима занятий.

Чтобы оценить реальную ситуацию, сложившуюся на данный момент, был проведен эксперимент с двенадцатью учащимися одиннадцатого класса.

С помощью «Теста субъективной оценки образа жизни и соматического здоровья» О. Н. Московченко было выяснено, что четверо школьников ведут здоровый образ жизни, трое относятся к нему хорошо, но часто пренебрегают им, а пятеро абсолютно не обеспокоены проблемой сохранения здоровья.

Тест Р. И. Айзмана «Правильно ли Вы питаетесь?» показал, что 91,7 % опрошенных питаются неправильно.

С помощью «Анкеты для определения осведомленности о пагубности курения» О. Н. Московченко было выявлено, что десять человек недостаточно осведомлены о вреде курения, а двое опрошенных совершенно не понимают опасность столь вредной привычки.

Таким образом, на основании полученных результатов проведенных методик можно сделать выводы о том, что главной причиной пренебрежения старшими школьниками здоровым образом жизни является их недостаточная информированность. В целях пропаганды здорового образа жизни необходимо массовое распространение и доведение до учащихся сведений, непосредственно касающихся правил питания, режима сна, труда и отдыха и т.д. Необходимо воспитывать стремление быть здоровым, обращать внимание на состояние учащихся, не допуская их перегрузки, оградить от курения, употребления алкоголя и других наркотических веществ. Необходимо донести до всех слоев населения актуальность здорового образа жизни, так как взрослые могу послужить примером для подрастающего поколения. В учебных заведениях следует уделять повышенное внимание изучению предметов, которые непосредственно связаны с овладением навыками формирования здорового образа жизни. Создание школьной среды, стимулирующей стремление к здоровому образу жизни, играет далеко не маловажную роль при пропаганде сохранения здоровья. Следовательно, общеобразовательным учреждениям надлежит непосредственно оказывать оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни учащихся.

Следовательно, очевидно, что здоровый образ жизни можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные отношения в семье, нездоровый быт и др.). Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). Формирование здорового образа жизни— это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. [6]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с

2. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ.- Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3.- 429 с.

3. Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. - Москва: Советская Россия, 1986. – 192 с.

4. Нистрян Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991. - с. 40-63.

5. www.bestreferat.ru (доступ 14.01.14)

6. www.gublibrary.ru (доступ 20.12.13)

7. www.psyera.ru (доступ 21.01.14)

8. www.wikipedia.org (доступ 19.12.13)

Просмотров работы: 1518