УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-МЕДИЦИНЫ В РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-МЕДИЦИНЫ В РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Попадчук И.М. 1, Тарасенко Е.А. 1
1Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В апреле 2011 года Министерством здравоохранения и социального развития РФ была утверждена концепция создания единой государственной информационной системы (далее – Система) в сфере здравоохранения, основной целью создания которой является: «обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи» [1].

Внедрение Системы должно было стать решением ряда задач по важным направлениям:

  • повышение уровня предоставление медицинской помощи населению;

  • улучшение информированности населения по важным вопросам;

  • повышение эффективности управления в медицинских организациях за счет систематизированного сбора, хранения, обработки, учета поступающих данных;

  • решение вопросов, связанных с прогнозированием и планированием расходов на оказание медицинской помощи.

Единая государственная информационная система должна включать в себя основные компоненты:

  • Интегрированная электронная медицинская карты;

  • Система ведения расписания приема специалистов;

  • Финансово-хозяйственная деятельность медицинского учреждения;

  • Идентификация и авторизация пользователей, защита информации;

  • Аналитический сервис поддержки управленческих решений на основе первичных данных здравоохранения [2].

Однако мнения специалистов в области здравоохранения по этому вопросу разделяются. Одни считают, что внедрение Системы даст положительный результат: совершенствование информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских учреждений будет способствовать повышению качества оказываемой медицинской помощи, и за счет этого уровень здоровья населения будет расти. Так, Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова, отвечая на вопросы об информатизации здравоохранения, в одном из интервью заявила: "Единая информационная система позволит врачу в любой точке страны получить доступ к медицинской документации пациента, войти в централизованный архив и посмотреть рентгеновские снимки, лабораторные анализы, другие параметры, причем в динамике", – подчеркнув, что это позволит обеспечить преемственность в лечении каждого больного на разных этапах и в разных учреждениях [3].

Другие же предполагают, что многие российские ЛПУ (лечебно-профилактическое учреждение) не готовы к переходу на электронное обеспечение, особенно государственные, и в связи с этим, внедрение Системы приведет к появлению еще большего числа проблем в сфере здравоохранения. Для того чтобы процесс внедрения прошел нормально, нужно очень многое сделать: разработать нормативно-методические документы, единые классификаторы и справочники, необходимо активно вовлекать руководителей здравоохранения на всех уровнях, проводить обучение врачей и медицинского персонала [4].

Также неясен ответ на вопрос: А нужно ли это все потребителю медицинских услуг? Нужна ли им электронная медицинская карта и электронная регистратура? Не предпочтут ли пациенты медицинские услуги государственных ЛПУ частным?

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, был проведен опрос пациентов ЛПУ города Москвы, а также взяты глубинные интервью у трех экспертов в сфере здравоохранения.1

По результатам исследования были получены следующие результаты:

  1. Все опрошенные респонденты знакомы с единой государственной информационной системой в области здравоохранения (с сервисами: электронная запись к врачу, электронная медицинская карта) либо, по крайней мере, наслышаны о Системе.

  2. Только 33% опрошенных пациентов пробовали воспользоваться данным сервисом (с помощью интернета, терминала), и лишь 17% из этого числа удалось записаться подобным образом на прием. Остальные столкнулись со следующими трудностями: отказ в приеме, неудобный интерфейс, отсутствие актуального расписания медицинских учреждений, большая занятость врачей, большой промежуток времени до начала приема, сложнозаписаться на прием к узкоспециализированному специалисту и пр.

  3. 67% пациентов предпочитают записываться на прием с помощью телефонного звонка, либо лично обратившись в регистратуру ЛПУ. И данные способы записи к врачу опрошенных респондентов устраивает, менять способ они не намерены.

Опрошенные эксперты придерживаются одного мнения – они полностью поддерживают внедрение Системы в здравоохранение РФ, выделяя при этом множество положительных сторон:

  • связь всех участников здравоохранения в едином формате, экономия ресурсов (бумаги, времени);

  • повышение эффективности оказания медицинской помощи;

  • прозрачность истории болезни;

  • возможность дистанцированного консультирования больного другими специалистами;

  • улучшение сервиса и качества предоставления медицинских услуг;

  • повышение достоверности данных при принятии управленческих решений;

  • более легкое и качественное ведение статистического учета и пр.

Однако экспертами были выделены и «минусы»: нет четкого регулирования защиты информации, возникнут трудности адаптации пользования системой старшего поколения врачей, злоупотребление возможностями Системы (например – пациенты могут продавать талоны, места в очередь и т.п.).

Выводы

Таким образом, вопрос о пользе внедрения единой государственной информационной системы в области здравоохранения остается до сих пор открытым. Многие пациенты, особенно старшее поколение, не готовы переходить на электронное обеспечение деятельности лечебных учреждений. Также пока нет однозначных доказательств того, что качество предоставления медицинской помощи улучшится, а эффективность деятельности ЛПУ будет расти. Есть множество предположений как все должно быть, но, чтобы внедрение единой государственной информационной системы принесло желаемые результаты, необходимо еще работать и работать. Так, Роман Ивакин (директор Департамента информационных технологий и связи Министерства здравоохранения РФ) по итогам информатизации здравоохранения заявил, что «информатизация здравоохранения не проходит без трудностей. Многие из них ожидаемые, и мы постарались принять меры, чтобы нивелировать последствия. Насколько нам это удалось – покажет время» [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. №364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

  2. http://www.gosbook.ru/node/49961

  3. http://www.garant.ru/news/438510/

  4. http://www.pcweek.ru/

  5. http://www.osp.ru/medit/2012/12/13033198.html

1 Автороми был проведен опрос в форме анкетирования у пациентов ЛПУ г. Москвы трех возрастных групп с целью выяснения их отношения к внедрению Системы. Также были опрошены 3 эксперта в области здравоохранения (Февраль 2013).

 

 

 

Просмотров работы: 1006