В традиционном музыкальном образовании очень мало уделено внимания пластическому выражению эмоционального состояния от прослушанной музыки при помощи движений. Эта форма работы на моих уроках помогает выявить особенности восприятия музыки каждого ученика. В начальной школе учащиеся имеют очень малый словарный запас, поэтому им легче выражать свои чувства и движение мелодии жестами рук в пространстве. Дети создают воздушные «композиции», которые выражают танцевальные, песенные или маршевые интонации. Эмоциональная выразительность музыкального движения составляет основу музыкального ритма.
В целях повышения эмоционального восприятия мною разработана оригинальная игровая форма «Музыка в картинках». Для проведения данного упражнения используется музыкальный материал Э. Грига, К. Сен-Санса, Л.В. Бетховена, Д.Б. Кабалевского и др. Для целостного восприятия музыкального произведения на уроке учащиеся анализируют характер движения мелодии, темпа, развитие динамики.
Деятельность учителя по формированию эмоционального восприятия музыки осуществляется поэтапно. На первом этапе ученики прослушивают музыкальный фрагмент и предлагают название. Затем обсуждают услышанное, обращая внимание на эмоциональность, мелодичность, ритмичность, структуру и форму произведения. Дети учатся размышлять и высказывать свои мысли. После этого они выражают свои впечатления в рисунке, обращая внимание на цвет, линии, формы, которые отражают детскую чувствительность
Можно выразить свои впечатления в пластике, посредством движений. Этот этап позволяет перейти к выражению впечатлений от музыки уже не на кинестетическом и зрительном и уровне, а на вербальном. Очень важный этап – запись своих впечатлений в виде сказки или мини сочинения. И завершить работу с произведением можно оценкой работ и сочинений, выставкой работ.
В данном виде творчества включаются все репрезентативные системы: аудиальная, визуальная, кинестетическая. Это помогает детям выразить свои эмоции от восприятия музыки не только словесно, но и на языке мимики, жестов, движений, и в форме рисунков. Таким образом, я даю понять, что музыка – это субъективный вид искусства.
Для выявления степени развитости образных представлений, воображения и фантазии можно предложить учащимся игру «Сочини музыку». Вначале предлагается творческая задача или ситуация: «Весенние голоса», «Летняя полянка», «Карусель» и т.п. После выбора ситуации мы размышляем о системе и характере развития образного содержания нашего произведения. Далее воплощаем свою идею на фортепиано или других инструментах, а так же голосом или жестами.
Эмоциональное восприятие – это основа музыкального опыта. Его можно оценить косвенно-интуитивными методами, такими как анкетирование, наблюдение, проект и т.д. Для оценки качественного аспекта музыкального опыта следует использовать такие критерии как участие учащихся в различных видах музыкальных действий, наличие эмоциональных переживаний, личностное отношение к музыке.
Кроме того, динамику эмоционального восприятия можно также уловить по симметрии в рисунке, богатстве красок в палитре. У ребенка исчезает страх показаться неловким и неуклюжим. Многие дети становятся более активными и отзывчивыми, а занятия музыкой доставляет им эстетическое удовлетворение.
Именно в процессе детского творчества на уроках музыки можно активизировать познавательно-поисковую музыкальную деятельность, которая позволяет школьникам самостоятельно открыть в музыке что-то новое, неизвестное ранее. Ребенок становится соавтором и одновременно создает собственный музыкальный мир. Это позволяет достичь успехов как в обучении, так и в воспитании эмоционально-активной творческой личности.