ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-экономические реформы и изменения ориентации жизненных ценностей сопровождаются поиском новых средств, обес­печивающих свободное развитие личности, развитие всех его духов­ных и физических возможностей.

Осознание личности как высшей ценности в воспитании и обра­зовании, принятие им ответственности за своё здоровье, требует по-но­вому смотреть на проблемы формирования здорового образа жизни во всех возрастных группах населения России.

Актуальность исследований вытекает из опросов учащихся, в ко­торых выясняется, что значительная часть из них не обладает значи­тельными знаниями и убеждениями необходимости соблюдать реко­мендации здорового образа жизни. Поэтому глубокое изучение в во­просах самооценки учащихся по взаимодействии систем «Человек - человек», «Человек - природа», «Человек - общество» - является важ­ным и своевременным.

Гипотеза: Опрос с помощью анонимной анкеты позволит вы­яснить уровень знаний и убеждений в необходимости ЗОЖ учащимися общеобразовательной школы двух возрастных групп (9, 11 классы) и разработать практические рекомендации по повышению мотивации и потребности в соблюдении рекомендации ЗОЖ здравотворчестве.

Объект исследования: учебно-образовательный процесс учащихся средней общеобразовательной школы.

Предметом исследования служили мировоззрения в вопросах здоровья человека; пути его формирования и улучшения у учащихся 9, 11 классов средней школы № 9 г. Майкопа.

Целью и задачами исследования явилось изучение гуманитарного компонента мировоззрения учащихся в вопросах формирования, со­хранения, улучшения здоровья человека и разработка практических ре­комендаций по выработке устойчивой потребности по выполнению ре­комендаций ЗОЖ.

Значимость работы заключается в разработке но­вых подходов решений научной проблемы - здоровый образ жизни учащихся и пути его формирования через систему мероприятий в ре­жиме рабочего дня и в раскрытии факторов риска биосоциального характера, влияющих на здоровье учащегося и использовании педагогическим коллективом, родителями и учеником рекомендаций по здравотворчеству.

В работе были поставлены следующие задачи:

1. Определить уровень знаний учащихся в необходимости ЗОЖ и образованности в этой сфере жизнедеятельности.

2. Разработать практические рекомендации по повышению про­свещённости и образованности, учащихся в вопросах ЗОЖ и переносе этих знаний на учебный труд, быт, отдых, питание, сон.

Для решения задач были использованы следующие методы ис­следования:

1. Анализ специальной научно-исследовательской и научно-методической литературы.

2. Метод анкетного опроса или анкетирование.

3. Метод математической обработки. Анкетирование прово­дилось по вопросам Европейского Бюро Всемирной Организации Здравоохра­нения, Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга Санкт-Петербургского научно-исследователь­ского института физиче­ской культуры. На эти вопросы отвечают школьники 27 стран мира, участвующие в: Международной про­грамме «Образ жизни детей школьного возраста».

Анкета включает в себя 76 вопросов с различными вариантами, как по количеству ответов, так и по их содержанию. Вопросы затраги­вают основные стороны жизни ученика по системе «Я - концепция», «Я - природа», «Я - общество».

Для анализа были взяты наиболее актуальные вопросы, отра­жающее основные факторы риска: гиподинамия, стресс, вредные при­вычки.

Организация исследования: Исследования проводились на базе средней школы № 9 г. Майкопа в 9 и 11классах.

Всего участвовали в анкетировании 50 учащихся.

Анализ результатов и их обсуждение

Среди множества показателей развития человека и общества есть два главных - это состояние здоровья людей и продолжительность жизни. Здоровье населения и, прежде всего детей и подростков - явля­ется основной ценностью и богатством нации и государства.

Анализ литературных источников показывает. Что проблема формирования устойчивых потребностей у учащихся общеобразова­тельных школ, ВУЗов, коллективом не решена. Если в развитых стра­нах Европы 30-40% населения совершает активные действия по здравотворчеству, в Японии - 60-70%, то в РФ - 6-8-10% (по разным ис­точникам). Определения значимости здоровья как ценности у учащих­ся школ РФ показал, что оно находится на 9 месте, тогда как учащиеся США стоят на первом месте. Всё это и другие источники объясняют важность и своевременность решения проблемы по повышению уча­щимися общеобразовательных школ выработке устойчивой потребно­сти к здравотворчеству.

Анализ образа и стиля жизни старшеклассников по некоторым показателям, характеризующим главные факторы риска (гиподинамия, вредные привычки) свидетельствует о выраженной приверженности к ним по изучаемым направлениям (табл.5)

Анализ полученных результатов анкетирования учащихся 8, 10 классов показал, что существенных различий в вопросах осмысления и соблюдения рекомендаций по ЗОЖ не отмечается. Так. На вопрос о табакокурении в 11 классах число школьников оказалось даже несколько выше, чем в 9 (соответственно 80% и 53%). Аналогичная закономерность отмечена и при ответе по употреблению алкоголя: в 11 классах прибегают к алкоголю – 93% учащихся, а в 9 – 86%. (табл. 5,6).

Таблица 5

Результаты анкетирования старшеклассниковобычного 9 класса СШ 9 г. Майкопа (в%)

Ты когда-нибудь курил и куришь?

Да

Нет

53

46

Ты когда-нибудь пил алкоголь?

Да

Нет

86

13

Хотел ли ты что-либо изменить в своём телосложении?

Да

Нет

73

26

Как ты думаешь, как ты выглядишь?

Хорошо

Средне

Плохо

60

33

13

Какие твои успехи в спорте, по сравнению с другими?

Хорошо

Средне

Плохо

53

33

14

Являешься ли ты членом спортивной секции?

Да

Нет

66

13

Будешь ли ты заниматься спортом или ФК после достижения 20 лет?

Конечно «да»

Вероятно «да»

Вероятно «нет»

33

40

26

Что ты думаешь об уроках физической культуры в школе?

Очень

нравится

В целом

нравится

Нравится

отчасти

Не нравится

33

40

20

-

Анализ ответа учащихся 11-х классов на вопросы об успехах в спорте показал, несколько завышенную оценку о соревнованиях с 9-ми классами (соответственно – 73% и 53%), что подтверждает председатель МО по физической культуре данной школы.

Такое же противоречие мы видим в ответах на вопрос о членстве в спортивных секциях: в 11-х классах – 40% учеников занимаются, с их слов в секциях, а в 9-х классах – 66%.

Наконец следует отметить положительное отношение к урокам физической культуры: 26% учеников 11-х классов находят их очень хорошими, тогда в 9-х классах этот процент несколько выше - 33%.

Таким образом, завершая анализ таблиц 5 и 6, следует отметить несколько завышенные самооценки учащимися старших классов на фоне большей подверженности влиянию вредных привычек и меньшим занятиям физической культурой и спортом. Как результат, в этом клас­се несколько выше число не удовлетворённых своим телосложением и своим здоровьем.

Изучения образа и стиля жизни, учащихся 11-х и 9-х классах по­казало, что основным фактором риска и вредным привычкам учащимся 11-х классов более подвержены табакокурению и действию алкоголя, меньше занимаются в спортивных секциях (большее количество до­машних заданий) и менее удовлетворительны своим телосложением и здоровьем.

Таблица 6

Результаты анкетирования учащихся 11 классов (в%)

Ты когда-нибудь курил и куришь?

Да

Нет

80

20

Ты когда-нибудь пил алкоголь?

Да

Нет

93

7

Хотел ли ты что-либо изменить в своём телосложении?

Да

Нет

86

13

Как ты думаешь, как ты выглядишь?

Хорошо

Средне

Плохо

60

26

13

Какие твои успехи в спорте, по сравнению с другими?

Хорошо

Средне

Плохо

73

20

7

Являешься ли ты членом спортивной секции?

Да

Нет

40

60

Будешь ли ты заниматься спортом или ФК после достижения 20 лет?

Конечно «да»

Вероятно «да»

Вероятно «нет»

46

46

6

Что ты думаешь об уроках физической культуры в школе?

Очень

нравится

В целом

нравится

Нравится

отчасти

Не нравится

26

40

6

-

ВЫВОДЫ

1. Изучение уровня валеологического образования и соблюдение учениками классов с углублённой подготовкой принципов ЗОЖ пока­зало, что по большинству факторов риска (курение, алкоголь, занятия в спортивных секциях) у подростков 9,11 классов их влияние оказалось достаточно выраженным.

Так, по использованию табакокурения в 11-х классах 80% уча­щихся, в 9-х - 53%, алкоголь используют в 11-х классах 93%, в 9-х -86%, не удовлетворены своим телосложением в 11-х классах 86%, в 9-х - 73%), занимаются спортом в секциях в 11-х классах 40%, в 9-х - 66%, нравятся уроки физической культуры в 11-х классах 26%>, в 9-х - 33%, считают себя здоровыми только 13% в 11-х классах, в 9-х - 20%.

2. При формировании основных принципов ЗОЖ уделяется вни­мание в вопросах общечеловеческих ценностей:

- слабо улучшается репродукция себе подобных,

- не достаточно ориентируется па проектирование и улучшение предметного мира, среды проживания,

- мало уделяется внимания уважению и терпимости относитель­но к индивидуальному, к факту его неповторимости, уникальности, творческой способности.

3. На основании полученных результатов разработан и рекомен­дован к реализации план мероприятий по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, направленного на знания по ЗОЖ и формированию устойчивой потребности к их выполнению.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. При разработке учебных программ необходимо обратить вни­мание на важность формирования у учащихся главных общечеловече­ских ценностей.

2. Изучение ценностных представлений в условиях современной школы необходимо проводить активно, искусно культивируя в созна­нии подрастающего человека, а не ждать и не рассчитывать, что они сами произрастут в порядке вольного самоопределения.

3. Главной педагогической проблемой, которую необходимо ре­шать современной школе, является воспитание у школьников осозна­ния ценности к ЗОЖ и воспитания устойчивой потребности к здравотворчеству, образованности, культуры общения и поведения.

4. Полученные данные позволяют разработать практические ре­комендации по сохранению умственной работоспособности и психоло­гической выносливости учащихся школы естественными валеологическими средствами (борьба с вредными привычками, повышение двига­тельной активности, профилактика болезней).

5. В формировании ЗОЖ во всех возрастных группах современ­ной школы необходимо содействовать развитию ученика как личности, максимально реализовать его способности (с учётом индивидуальных возможностей); помочь социально адаптироваться на основе демокра­тических принципов и прав ребенка.

6. Весь учебно-воспитательный процесс гуманизировать за счёт создания максимально возможных условий развития детей на основе приобщения к мировым ценностям, культуре, города, края.

7. Для повышения заинтересованности в сохранении своего здо­ровья и устойчивой мотивации к здравотворчеству учащимся школ следует ввести и реализовать образовательные программы в регио­нальный компонент курс по валеологии, ОБЖ, природоведении, в со­держании которого особое внимание обратить на следующие вопросы:

- профилактика психологической зависимости от табака, алко­голя и наркотиков;

- организация должного объёма двигательной активности учени­ка;

- рациональное и сбалансированное питание;

- индивидуальные коррекционные оздоровительные программы по профилактике близорукости, нарушение осанки, а так же формиро­вание правильного телосложения;

- сексуальная гармония, семьи и брак, проблема мускулинизации девушек.

8. Предусмотреть в режиме дня ребёнка обязательные физкультурно-спортивные мероприятия в секции либо индивидуальные заня­тия физическими упражнениями, направленные прежде всего, на по­вышение биоэнергопотенциала, а также на коррекцию телосложения.

9. Необходимо просветительная работа с учителями и родителями об особенностях психофизиологического развития детей и подростков, факторах «риска» синдрома психо-социальной дезадаптации, роли се­мьи в формировании здоровья ребёнка.

Просмотров работы: 1238