Социально-экономические реформы и изменения ориентации жизненных ценностей сопровождаются поиском новых средств, обеспечивающих свободное развитие личности, развитие всех его духовных и физических возможностей.
Осознание личности как высшей ценности в воспитании и образовании, принятие им ответственности за своё здоровье, требует по-новому смотреть на проблемы формирования здорового образа жизни во всех возрастных группах населения России.
Актуальность исследований вытекает из опросов учащихся, в которых выясняется, что значительная часть из них не обладает значительными знаниями и убеждениями необходимости соблюдать рекомендации здорового образа жизни. Поэтому глубокое изучение в вопросах самооценки учащихся по взаимодействии систем «Человек - человек», «Человек - природа», «Человек - общество» - является важным и своевременным.
Гипотеза: Опрос с помощью анонимной анкеты позволит выяснить уровень знаний и убеждений в необходимости ЗОЖ учащимися общеобразовательной школы двух возрастных групп (9, 11 классы) и разработать практические рекомендации по повышению мотивации и потребности в соблюдении рекомендации ЗОЖ здравотворчестве.
Объект исследования: учебно-образовательный процесс учащихся средней общеобразовательной школы.
Предметом исследования служили мировоззрения в вопросах здоровья человека; пути его формирования и улучшения у учащихся 9, 11 классов средней школы № 9 г. Майкопа.
Целью и задачами исследования явилось изучение гуманитарного компонента мировоззрения учащихся в вопросах формирования, сохранения, улучшения здоровья человека и разработка практических рекомендаций по выработке устойчивой потребности по выполнению рекомендаций ЗОЖ.
Значимость работы заключается в разработке новых подходов решений научной проблемы - здоровый образ жизни учащихся и пути его формирования через систему мероприятий в режиме рабочего дня и в раскрытии факторов риска биосоциального характера, влияющих на здоровье учащегося и использовании педагогическим коллективом, родителями и учеником рекомендаций по здравотворчеству.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень знаний учащихся в необходимости ЗОЖ и образованности в этой сфере жизнедеятельности.
2. Разработать практические рекомендации по повышению просвещённости и образованности, учащихся в вопросах ЗОЖ и переносе этих знаний на учебный труд, быт, отдых, питание, сон.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ специальной научно-исследовательской и научно-методической литературы.
2. Метод анкетного опроса или анкетирование.
3. Метод математической обработки. Анкетирование проводилось по вопросам Европейского Бюро Всемирной Организации Здравоохранения, Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры. На эти вопросы отвечают школьники 27 стран мира, участвующие в: Международной программе «Образ жизни детей школьного возраста».
Анкета включает в себя 76 вопросов с различными вариантами, как по количеству ответов, так и по их содержанию. Вопросы затрагивают основные стороны жизни ученика по системе «Я - концепция», «Я - природа», «Я - общество».
Для анализа были взяты наиболее актуальные вопросы, отражающее основные факторы риска: гиподинамия, стресс, вредные привычки.
Организация исследования: Исследования проводились на базе средней школы № 9 г. Майкопа в 9 и 11классах.
Всего участвовали в анкетировании 50 учащихся.
Анализ результатов и их обсуждение
Среди множества показателей развития человека и общества есть два главных - это состояние здоровья людей и продолжительность жизни. Здоровье населения и, прежде всего детей и подростков - является основной ценностью и богатством нации и государства.
Анализ литературных источников показывает. Что проблема формирования устойчивых потребностей у учащихся общеобразовательных школ, ВУЗов, коллективом не решена. Если в развитых странах Европы 30-40% населения совершает активные действия по здравотворчеству, в Японии - 60-70%, то в РФ - 6-8-10% (по разным источникам). Определения значимости здоровья как ценности у учащихся школ РФ показал, что оно находится на 9 месте, тогда как учащиеся США стоят на первом месте. Всё это и другие источники объясняют важность и своевременность решения проблемы по повышению учащимися общеобразовательных школ выработке устойчивой потребности к здравотворчеству.
Анализ образа и стиля жизни старшеклассников по некоторым показателям, характеризующим главные факторы риска (гиподинамия, вредные привычки) свидетельствует о выраженной приверженности к ним по изучаемым направлениям (табл.5)
Анализ полученных результатов анкетирования учащихся 8, 10 классов показал, что существенных различий в вопросах осмысления и соблюдения рекомендаций по ЗОЖ не отмечается. Так. На вопрос о табакокурении в 11 классах число школьников оказалось даже несколько выше, чем в 9 (соответственно 80% и 53%). Аналогичная закономерность отмечена и при ответе по употреблению алкоголя: в 11 классах прибегают к алкоголю – 93% учащихся, а в 9 – 86%. (табл. 5,6).
Таблица 5
Результаты анкетирования старшеклассниковобычного 9 класса СШ 9 г. Майкопа (в%)
Ты когда-нибудь курил и куришь? |
Да |
Нет |
||||
53 |
46 |
|||||
Ты когда-нибудь пил алкоголь? |
Да |
Нет |
||||
86 |
13 |
|||||
Хотел ли ты что-либо изменить в своём телосложении? |
Да |
Нет |
||||
73 |
26 |
|||||
Как ты думаешь, как ты выглядишь? |
Хорошо |
Средне |
Плохо |
|||
60 |
33 |
13 |
||||
Какие твои успехи в спорте, по сравнению с другими? |
Хорошо |
Средне |
Плохо |
|||
53 |
33 |
14 |
||||
Являешься ли ты членом спортивной секции? |
Да |
Нет |
||||
66 |
13 |
|||||
Будешь ли ты заниматься спортом или ФК после достижения 20 лет? |
Конечно «да» |
Вероятно «да» |
Вероятно «нет» |
|||
33 |
40 |
26 |
||||
Что ты думаешь об уроках физической культуры в школе? |
Очень нравится |
В целом нравится |
Нравится отчасти |
Не нравится |
||
33 |
40 |
20 |
- |
Анализ ответа учащихся 11-х классов на вопросы об успехах в спорте показал, несколько завышенную оценку о соревнованиях с 9-ми классами (соответственно – 73% и 53%), что подтверждает председатель МО по физической культуре данной школы.
Такое же противоречие мы видим в ответах на вопрос о членстве в спортивных секциях: в 11-х классах – 40% учеников занимаются, с их слов в секциях, а в 9-х классах – 66%.
Наконец следует отметить положительное отношение к урокам физической культуры: 26% учеников 11-х классов находят их очень хорошими, тогда в 9-х классах этот процент несколько выше - 33%.
Таким образом, завершая анализ таблиц 5 и 6, следует отметить несколько завышенные самооценки учащимися старших классов на фоне большей подверженности влиянию вредных привычек и меньшим занятиям физической культурой и спортом. Как результат, в этом классе несколько выше число не удовлетворённых своим телосложением и своим здоровьем.
Изучения образа и стиля жизни, учащихся 11-х и 9-х классах показало, что основным фактором риска и вредным привычкам учащимся 11-х классов более подвержены табакокурению и действию алкоголя, меньше занимаются в спортивных секциях (большее количество домашних заданий) и менее удовлетворительны своим телосложением и здоровьем.
Таблица 6
Результаты анкетирования учащихся 11 классов (в%)
Ты когда-нибудь курил и куришь? |
Да |
Нет |
||||
80 |
20 |
|||||
Ты когда-нибудь пил алкоголь? |
Да |
Нет |
||||
93 |
7 |
|||||
Хотел ли ты что-либо изменить в своём телосложении? |
Да |
Нет |
||||
86 |
13 |
|||||
Как ты думаешь, как ты выглядишь? |
Хорошо |
Средне |
Плохо |
|||
60 |
26 |
13 |
||||
Какие твои успехи в спорте, по сравнению с другими? |
Хорошо |
Средне |
Плохо |
|||
73 |
20 |
7 |
||||
Являешься ли ты членом спортивной секции? |
Да |
Нет |
||||
40 |
60 |
|||||
Будешь ли ты заниматься спортом или ФК после достижения 20 лет? |
Конечно «да» |
Вероятно «да» |
Вероятно «нет» |
|||
46 |
46 |
6 |
||||
Что ты думаешь об уроках физической культуры в школе? |
Очень нравится |
В целом нравится |
Нравится отчасти |
Не нравится |
||
26 |
40 |
6 |
- |
1. Изучение уровня валеологического образования и соблюдение учениками классов с углублённой подготовкой принципов ЗОЖ показало, что по большинству факторов риска (курение, алкоголь, занятия в спортивных секциях) у подростков 9,11 классов их влияние оказалось достаточно выраженным.
Так, по использованию табакокурения в 11-х классах 80% учащихся, в 9-х - 53%, алкоголь используют в 11-х классах 93%, в 9-х -86%, не удовлетворены своим телосложением в 11-х классах 86%, в 9-х - 73%), занимаются спортом в секциях в 11-х классах 40%, в 9-х - 66%, нравятся уроки физической культуры в 11-х классах 26%>, в 9-х - 33%, считают себя здоровыми только 13% в 11-х классах, в 9-х - 20%.
2. При формировании основных принципов ЗОЖ уделяется внимание в вопросах общечеловеческих ценностей:
- слабо улучшается репродукция себе подобных,
- не достаточно ориентируется па проектирование и улучшение предметного мира, среды проживания,
- мало уделяется внимания уважению и терпимости относительно к индивидуальному, к факту его неповторимости, уникальности, творческой способности.
3. На основании полученных результатов разработан и рекомендован к реализации план мероприятий по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, направленного на знания по ЗОЖ и формированию устойчивой потребности к их выполнению.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ1. При разработке учебных программ необходимо обратить внимание на важность формирования у учащихся главных общечеловеческих ценностей.
2. Изучение ценностных представлений в условиях современной школы необходимо проводить активно, искусно культивируя в сознании подрастающего человека, а не ждать и не рассчитывать, что они сами произрастут в порядке вольного самоопределения.
3. Главной педагогической проблемой, которую необходимо решать современной школе, является воспитание у школьников осознания ценности к ЗОЖ и воспитания устойчивой потребности к здравотворчеству, образованности, культуры общения и поведения.
4. Полученные данные позволяют разработать практические рекомендации по сохранению умственной работоспособности и психологической выносливости учащихся школы естественными валеологическими средствами (борьба с вредными привычками, повышение двигательной активности, профилактика болезней).
5. В формировании ЗОЖ во всех возрастных группах современной школы необходимо содействовать развитию ученика как личности, максимально реализовать его способности (с учётом индивидуальных возможностей); помочь социально адаптироваться на основе демократических принципов и прав ребенка.
6. Весь учебно-воспитательный процесс гуманизировать за счёт создания максимально возможных условий развития детей на основе приобщения к мировым ценностям, культуре, города, края.
7. Для повышения заинтересованности в сохранении своего здоровья и устойчивой мотивации к здравотворчеству учащимся школ следует ввести и реализовать образовательные программы в региональный компонент курс по валеологии, ОБЖ, природоведении, в содержании которого особое внимание обратить на следующие вопросы:
- профилактика психологической зависимости от табака, алкоголя и наркотиков;
- организация должного объёма двигательной активности ученика;
- рациональное и сбалансированное питание;
- индивидуальные коррекционные оздоровительные программы по профилактике близорукости, нарушение осанки, а так же формирование правильного телосложения;
- сексуальная гармония, семьи и брак, проблема мускулинизации девушек.
8. Предусмотреть в режиме дня ребёнка обязательные физкультурно-спортивные мероприятия в секции либо индивидуальные занятия физическими упражнениями, направленные прежде всего, на повышение биоэнергопотенциала, а также на коррекцию телосложения.
9. Необходимо просветительная работа с учителями и родителями об особенностях психофизиологического развития детей и подростков, факторах «риска» синдрома психо-социальной дезадаптации, роли семьи в формировании здоровья ребёнка.