НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ

Гильмутдинов Д.А. 1, Родин М.А. 2
1ФГБОУ ВПО “Кемеровский государственный университет», факультет физической культуры и спорта, 3 курс ОФО
2ФГБОУ ВПО “Кемеровский государственный университет», факультет физической культуры и спорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многочисленные исследования показали высокую эффективность занятий футболом для разностороннего развития детского организма. Бег и прыжки активизируют рост тела, броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки, передачи мяча на дальнее расстояние и борьба за него способствуют развитию силы мышц. Под влиянием физической нагрузки, которую дети получают на занятиях и соревнованиях, увеличивается такие важные параметры физического как окружность груди, жизненная емкость легких и др..

Необходимо отметить, что формы тренировок из других видов спорта нельзя слепо копировать и тренировать футболиста так же, как лёгкоатлета и штангиста. Научные рекомендации должны применяться лишь в их футбольной интерпретации. Так, специальные методы тренировки, направленные на формирование силы, такие как интервальные тренировки и постоянные нагрузки, при всей их специфичности могут сочетаться с техническими и тактическими занятиями, приближенными к игровой обстановке. Монотонные занятия убивают внутреннюю активность и радость, а также противоречат специфическим требованиям игры.

Мальчики, занимающиеся футболом, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников, они реже болеют, активнее участвуют во всех физкультурных мероприятиях, проводимых в школе, в соревнованиях по разным видам спорта, показывают результаты лучшие, чем у других ребят.

Эти преимущества юных футболистов, несомненно, являются результатом влияния самой игры, но все же главное значение приобретает методика проведения занятий. Чтобы хорошо играть в футбол нужно, прежде всего, быть разносторонним атлетом. Поэтому на начальном этапе обучения все внимание уделяется физической подготовке.

Сильнейшие команды в детских соревнованиях определяются: по результатам соревнований в физической подготовке, в технике владения мячом и соревнований команд в игре. Таким образом, преимущества получают те команды, в которых ведется планомерная и разносторонняя работа. К тому же, соревнования школьников носят комплексный характер.

Одним из основных факторов, определяющих возможность достижения высоких спортивных результатов в футболе, является рациональное сочетание уровня развития физических качеств, функциональных показателей и техническая подготовка юных футболистов.

Таким образом, цель нашего исследования заключалась в выявлении некоторых особенностей учебно-тренировочного процесса юных футболистов 10-12 лет.

Цель исследования предполагала решение следующих задач:

  1. Изучить структуру построения процесса начального обучения в футболе;

  2. Выявить основные способы ведения мяча (в качестве одного из основных технических умений).

  3. Оценить эффективность распределения объема времени, отводимого на обучение технике ведения мяча различными способами.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

  • анализ и обобщение научно-методической литературы;

  • педагогическое наблюдение;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе СДЮШОР №1 г. Кемерово по футболу. Всего в исследовании принимали участие 40 юных футболистов 10-11-летнего возраста.

В ходе исследования нами были получены неоднозначные результаты относительно выявления основных способов ведения мяча (см. Таблицу 1).

Нами рассматривалось три ситуативных варианта условий, в которых необходимо осуществлять ведение мяча различными способами:

1 вариант – распределение времени тренировочного занятия по обучению технике ведения мяча каждому из способов;

2 вариант – распределение, согласно данным о соревновательной деятельности;

3 вариант – распределение по результатам анкетного опроса тренеров.

Таблица 1.

Распределение способов ведения мяча юными футболистами

в различных ситуативных вариантах условий (в %)

Варианты

Способыведения

Носком

Внутренней стороной стопы

Внутренней частью подъема

Средней частью подъема

Внешней частью подъема

Всего

1

20

20

20

20

20

100

2

30

22

23

25

0

100

3

0

20

25

20

35

100

Вариант 1 − является следствием отсутствия четкого распределения часов отводимых на обучение ведению мяча в действующих поурочных программах для юных футболистов СДЮШОР и ДЮСШ.

Вариант 2 − является показателем практического применения различных способов ведения мяча в играх футболистов 10-12лет.

Вариант 3 − является мнением тренеров-практиков, работающих с юными футболистами, ни один из которых не отмечает необходимости в разучивания такого способа как ведение мяча носком.

Анализ результатов исследования позволил нам сделать некоторые обобщающие заключения.

Анализ научно-методической литературы показал, что систематические занятия футболом при индивидуализации тренировочного процесса способствуют повышению уровня всех двигательных способностей юных футболистов 8-12 лет.

Формирование навыков и умений игры в футбол в ходе многолетнего учебно-тренировочного процесса сочетается с уменьшением влияния морфофункциональных особенностей на эффективность игровой деятельности, при усилении роли двигательной и специальной физической подготовленности.

Улучшение игровых способностей в футболе на этапе предварительной подготовки и начальной специализации основывается на повышении уровня скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей с применением изосомного подхода при организации учебно-тренировочного процесса. Для более гармоничного и всестороннего развития в ходе учебно-тренировочного процесса необходимо уделять дополнительное внимание воспитанию общей выносливости и гибкости.

Для оценки функциональной подготовленности юных футболистов целесообразно использовать показатель физической работоспособности и показатели двигательных тестов, отражающих доминантные компоненты подготовленности для спортсменов каждого игрового амплуа.

При планировании и реализации учебно-тренировочного процесса юных футболистов рекомендуется дифференцировать тренирующие воздействия в зависимости от игровой специализации с акцентом на развитие доминантных для игроков каждого амплуа компонентов функциональной подготовленности.

В тренировке юных футболистов различной игровой специализации, наряду с дифференциацией тренирующих воздействий, следует использовать дополнительные эргогенические средства: дыхательные упражнения – у защитников, дозированные задержки дыхания – у нападающих и вратарей, дыхательные упражнения и задержки дыхания – у полузащитников.

В учебно-тренировочном процессе юных футболистов рекомендуется использовать технологию биоуправления функциональным состоянием центральной нервной системы для оптимизации соотношения точных и неточных двигательных действий, повышения двигательной игровой активности и общей физической работоспособности, повышения надежности выполнения технико-тактических действий в игре.

Для повышения эффективности управления процессом физической подготовки юных футболистов следует организовывать его на основе блочно-модульной технологии с использованием в качестве структурных единиц «фрагментов» (тренировочное занятие), «модулей» (3-6 тренировочных занятий – «фрагментов») и «блоков» (включающих 2-6 «модулей»).

Формирование «фрагментов» целесообразно производить на основе физических упражнений, специфичных для футбола и обладающих комплексным воздействием при включении дополнительных эргогенических средств развития функциональных возможностей. Формирование «модулей» рекомендуется производить с подбором средств, ориентированных на индивидуальные и возрастные особенности, а также специфику игровой специализации юных футболистов. При программировании «модулей» на специально-подготовительном этапе подготовительного периода рекомендуется дифференцировать средства и «фрагменты» в соответствии со спецификой игрового амплуа занимающихся.

В заключении необходимо отметить, что занятия футболом могут гармонично дополнять занятия физической культурой в общеобразовательных школах и полноценно решать часть образовательно-воспитательных задач.

Просмотров работы: 3065