Актуальность темы исследования. Взимание налогов — важнейшая функция и одно из основных; условий существования любого государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Налоги давно уже превратились в одно из наиболее эффективных средств государственного регулирования, как в сфере внутренней экономики, так и в сфере международных экономических отношений.
Вопросы внутреннего контроля рассматривались в трудах ведущих ученых и практиков России в области бухгалтерского учета, контроля и аудита: Афанасьева В.Г., Бакаева А.С., Барышникова Н.П., Белобжецкого М.А, Бурцева В.В., Данилевского Ю.А., Камышанова П.И., Мельник М.В., Овсийчук М.Ф., Овсийчук В.Я., Одинцова Б.Е., Островского О.М., Сотниковой Л.В., Петровой В.И., Подольского В.И., Рогуленко Т.М., Романова А.Н., Савина А.А., Скобара В.В., Суйц В.Ф., Терехова А.А., Шеремета А.Д. и других.
Проблемы организации, методики и техники проведения контроля расчетов по налогам и сборам недостаточно изучены. Отсутствие методики контроля, необходимость совершенствования организации внутреннего контроля обусловили выбор темы, предмет, объект и содержание настоящей работы.
Основная цель исследования состоит в изучении теории и практики внутреннего контроля расчетов по налогам и сборам организаций и разработке методики его осуществления.
В специальной литературе встречаются различные авторские трактовки, как терминологии контроля, так и определения понятия контроля качества в отечественной литературе.
Так, по мнению В.И. Видяпина, контроль есть системная совокупность процессов, посредством которых обеспечивается наблюдение за управляемым объектом с целью выявления отклонений от установленных норм и принятия мер по предотвращению и ликвидации отрицательных явлений.
Е.Д. Просветкин указывает на контроль как на систему экономических и правовых отношений по наблюдению за производством. В.В. Поправко и И.Н. Оськин отмечают, что «контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он заключается в наблюдении и проверке деятельности управляемого объекта с целью выявления отклонений от принятых управленческих решений и нарушения принципов законности, целесообразности и экономической эффективности расходования материальных и денежных ресурсов».
E.A. Кочерин определяет, что хозяйственный контроль – это систематическая, конструктивная деятельность руководителей, органов управления, направленная на приближение фактического исполнения к запланированному результату.
Отечественные и зарубежные специалисты приводят различные определения системы внутреннего (внутрихозяйственного) контроля.
По мнению Р. Адамса, система внутреннего контроля на предприятии создается руководством для:
упорядоченного и эффективного осуществления деятельности на предприятии;
соблюдения действующей политики управления руководства;
сохранности принадлежащего предприятию имущества;
достижения своевременного и качественного документооборота по производимым операциям и деятельности предприятия.
С.М. Бычкова и А.В. Газарян рассматривают систему внутреннего контроля, как совокупность процедур организационной структуры, ее методик по принятию руководителями организации по контролю эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
А.Д. Шеремет, В.П. Суйц систему внутреннего контроля определяют, как совокупность направлений, методик и процедур, принятых руководством по эффективному ведению хозяйственной деятельности предприятия, которая, включает организованные внутри данного предприятия, надзор и проверку за:
соблюдением законодательства на территории действующего субъекта;
точностью и полнотой документооборота бухгалтерского учета;
своевременность и достоверность отчетности;
предотвращение и своевременное исправление ошибок (искажений);
исполнение приказов и распоряжений;
обеспечение сохранности имущества организации.
На взгляд Ю.А. Данилевского, организованная система внутреннего контроля на предприятии направлена на успешное и эффективное ведение хозяйственной деятельности предприятия, это принятые организационные меры, методики и действия, руководством и работниками этого предприятия.
Л.В. Сотникова считает, что система внутреннего контроля включает в себя своевременную и качественную систему контроля бухгалтерского учета, внутренней и внешней среды и сами средства контроля.
Н.И. Химичева под внутрихозяйственным контролем понимает контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае - необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.
Анализ вышеизложенных определений позволил законодателю выработать определение системы внутреннего контроля. Согласно, Федеральному Правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, система внутреннего контроля - это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности. По обеспечению сохранности активов, выявлению, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) информации.
До 2013 г. вопрос создания службы внутреннего контроля являлся правом организаций (за исключением кредитных организаций, для которых это обязанность).
С 1 января 2013 г. согласно ст. 19 Федерального закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Систему внутреннего контроля можно определить как систему финансового и прочего контроля, организованную руководством в целях осуществления упорядоченной и эффективной работы организации, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, полноты и точности документов.
Каким образом будет организован внутренний контроль, решается в самом хозяйствующем субъекте (например, путем создания отдела внутреннего контроля, внутреннего аудита, ревизионного отдела или заключения договора со сторонней организацией). Основной принцип должен быть следующим: всем придерживаться разумности и сопоставлять трудозатраты при осуществлении контроля с полученным результатом. При построении системы внутреннего контроля необходимо использовать наиболее эффективные подходы с учетом масштабов организации и стремиться к тому, чтобы с разумными затратами (на штатных работников, консультантов, аутсорсинг и используемые программы) проводить необходимый, но достаточный объем контроля.
Краткие сравнительные характеристики служб внутреннего аудита, внутреннего контроля и контрольно-ревизионной службы представлены в таблице 1. Следует иметь в виду, что различие между функциями, выполняемыми службами, в первую очередь определяется теми задачами, которые ставит перед этими подразделениями руководство.
В общем случае работа контрольно-ревизионных служб фокусируется на вопросах проверки сохранности товарно-материальных ценностей, эффективности использования ресурсов, выполнения распоряжений вышестоящих органов, а также на расследовании случаев мошенничества.
Задачей службы внутреннего контроля может быть построение системы внутреннего контроля организации (точнее, активное содействие менеджменту в построении системы), а задачей внутреннего аудита – проведение оценки надежности и эффективности этой системы.
Внутренний аудит призван выполнять более широкие задачи по оценке процедур внутреннего контроля, процессов управления рисками, корпоративного управления. Однако в зависимости от уровня развития корпоративной культуры (в том числе среды контроля) приоритетом для службы внутреннего аудита может стать выполнение задач, обычно стоящих перед контрольно-ревизионной службой.
Таблица 1. - Сравнительные характеристики служб внутреннего аудита, внутреннего контроля и контрольно-ревизионной службы
Характеристика |
Служба внутреннего аудита |
Служба внутреннего контроля |
Контрольно-ревизионная служба |
Цель |
Повышение эффективности деятельности организации |
Построение и поддержание эффективной системы внутреннего контроля |
Недопущение неэффективного использования ресурсов, выявление и предотвращение злоупотреблений |
Основные заказчики (клиенты) |
Совет директоров и высшее исполнительное руководство |
Линейное (операционное) руководство |
Высшее исполнительное руководство |
Специфика |
Ориентация на перспективу, т.е. на анализ бизнес-процессов и выявление рисков |
Анализ бизнес-процессов в целях построения системы контроля |
Ориентация на ретроспективу, т.е. на уже произошедшие события и их последствия |
Например, если в организации отсутствует эффективная система внутреннего контроля, то внутренний аудит в меньшей степени будет заниматься оценкой системы внутреннего контроля и в большей – вопросами сохранности активов и выявлением случаев мошенничества. В данной ситуации по мере построения системы внутреннего контроля потребность во внутреннем аудите как в функции независимой оценки эффективности контроля будет со временем возрастать.
Система внутреннего контроля в организации распространяется на все возникающие бизнес-процессы, начиная с планирования деятельности и заканчивая составлением финансовой отчетности.
Финансовый контроль, в том числе контроль за полнотой и достоверностью бухгалтерских записей и составлением финансовой отчетности, является важным элементом внутреннего контроля.
Эффективная структура внутреннего контроля предполагает разумное разграничение полномочий и разделение несовместимых функций. Последние несовместимы, если их сосредоточение у одного лица в любых комбинациях не только потенциально приведет к совершению непреднамеренных ошибок, но и затруднит их выявление. К несовместимым функциям относятся: непосредственный доступ к активам; разрешение на осуществление операций с активами; непосредственное осуществление хозяйственных операций; отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Концепция внутреннего контроля включает несколько основных элементов:
внутренняя среда организации, т.е. этические ценности, стиль управления, процесс принятия решений, делегирование полномочий и принятие ответственности, политика в отношении персонала, компетентность сотрудников и отношение управленческого аппарата организации к внутреннему контролю;
определение, анализ и управление рисками, стоящими перед организацией на пути достижения своих целей;
повседневное осуществление контроля, т.е. учет и отчетность, разделение полномочий, права доступа к активам, мониторинг;
система санкционированного доступа к информации;
мониторинг самой системы внутреннего контроля, необходимый для определения его эффективности.
Цель хозяйствующего субъекта – не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а система, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы. Основной принцип организации внутреннего контроля заключается в том, что не нужно концентрироваться на экспертном контроле операций, а необходимо контролировать то, как построен и работает сам процесс и какие качественные изменения в нем происходят. Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, а не в увеличении количества перепроверенных операций.
Функционирование системы внутреннего контроля будет результативным, если в процессе ее работы соблюдены следующие основные принципы:
1) ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и (или) дисциплинарную ответственность;
2) сбалансированности – субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
3) своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях – информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
4) соответствия контролирующей и контролируемой систем – степень сложности системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
5) постоянства – система внутреннего контроля должна действовать на постоянной основе, что позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
6) комплексности – весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
7) распределения обязанностей – функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.
Функция внутреннего контроля может быть реализована несколькими способами, и поэтому, для того чтобы пользоваться преимуществами, которые дает организации эффективный внутренний контроль, необязательно создавать отдельное подразделение. При этом функцию внутреннего контроля может выполнять внешний консультант или специализированная компания при условии недопущения конфликта интересов.
Можно выделить три основных подхода к построению функции внутреннего контроля:
создание собственной службы внутреннего контроля, если организация для этого обладает необходимыми ресурсами;
аутсорсинг – выполнение функции внутреннего контроля полностью передается специализированной компании (внешнему консультанту);
косорсинг – служба внутреннего контроля создается в рамках организации; к выполнению заданий также привлекаются эксперты специализированной компании (внешнего консультанта), обладающие соответствующими знаниями и опытом.
Указанные подходы могут применяться в хозяйствующих субъектах в различных комбинациях. При выборе из возможных вариантов следует оценить преимущества и недостатки каждого из них (табл. 2).
Организация, цели и функции внутреннего контроля определяются руководством и (или) собственником экономического субъекта в зависимости от организационно-правовой формы и сложившейся системы управления, содержания, специфики и масштабов деятельности, состояния внутреннего контроля и объемов финансово-экономической деятельности.
Служба внутреннего контроля создается в основном хозяйствующими субъектами крупного и среднего бизнеса при наличии следующих условий: стремления собственников и высшего руководства получить достоверную информацию и оценку действий руководителей всех уровней управления; усложненной структуры; наличия филиалов и дочерних компаний; разнообразия видов деятельности.
Таблица 2 – Преимущества и недостатки различных подходов к построению внутреннего контроля
Преимущества |
Недостатки |
Служба внутреннего контроля |
|
Сотрудники хорошо знакомы с внутренней культурой и особенностями деятельности хозяйствующего субъекта, его подразделений и филиалов Навыки и опыт внутренних аудиторов остаются внутри хозяйствующего субъекта |
Сравнительно высокий уровень затрат на формирование службы |
Аутсорсинг, косорсинг |
|
Возможность использовать услуги экспертов в различных областях Доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам Гибкость в вопросе использования привлеченных аудиторских ресурсов Доступ к передовым технологиям и методикам проведения внутреннего аудита |
Стороннему человеку или организации трудно «почувствовать» хозяйствующий субъект изнутри |
Возможности аутсорсинга и косорсинга используют как небольшие организации, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственной службы внутреннего контроля, так и крупные, имеющие в своем штате соответствующие структуры. Последним такие услуги, как правило, нужны для проведения отдельных контрольных мероприятий или в «пиковые» периоды нагрузки на штатных внутренних контролеров.
Налоговый контроль традиционно рассматривается в качестве государственной функции. Вместе с тем по мере совершенствования налогового администрирования формируется и развивается система внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов. Она представляет собой совокупность процедур, направленных на выявление, исправление, предотвращение ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций компании и минимизацию налоговых рисков.
Признаком налогового риска выступает опасность неблагоприятных налоговых последствий в виде претензий и доначислений. То есть, главным образом, возможность финансовых потерь. Нельзя исключать и зеркальную ситуацию, когда компания не задолжала, а переплатила государству.
Внешними причинами возникновения негативных последствий для компании могут служить изменение законодательства в сфере налогообложения, субъективизм и отсутствие четкой позиции контролирующих органов относительно спорных вопросов, возникающих в процессе исчисления налогов, противоречивая правоприменительная практика.
Внутренние причины - это чаще всего низкая квалификация специалистов в штате компании, отвечающих за оценку и минимизацию налоговых рисков, а также отсутствие выработанной единообразной системы внутреннего контроля налоговых рисков, включающей в себя оценку последствий хозяйственных операций компании и контроль налоговых обязательств и налоговых расчетов компании.
Основными целями внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов являются соблюдение норм налогового законодательства, обеспечение точного расчета сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет государства, своевременности и правильности их уплаты. А это, в свою очередь, способствует созданию финансово устойчивой, стабильной основы для деятельности компании без серьезных финансовых и моральных издержек.
В качестве конкретных задач внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов можно выделить:
- минимизацию всех категорий налоговых рисков (включая риск доначислений и риск переплаты налогов);
- построение эффективной и прозрачной системы налоговых обязательств и расчетов, понятной как для непосредственных исполнителей, так и для руководителей компании;
- предотвращение и устранение ошибок при исчислении налогов;
- своевременную подготовку, достоверность и полноту всех форм налоговой отчетности.
Для эффективного достижения поставленных целей внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов необходимо разработать конкретные правила и процедуры, регламентирующие работу структурного подразделения и сотрудников компании, а также определить необходимые для такой работы инструменты.
Контроль налоговых расчетов включает в себя следующие процедуры:
Арифметическая проверка произведенных расчетов методом повторного пересчета, расчет полученных показателей другими возможными способами.
Сверка расчетов по уплаченным налогам и сборам с налоговыми органами.
Проверка соответствия применяемого порядка расчета налогов нормам действующего законодательства и внутренним документам.
Контроль правомерности использования налоговых льгот, специальных налоговых ставок, налоговых вычетов.
Анализ форм налоговой отчетности за предыдущие периоды. Проверка устранения ошибок в текущем периоде, выявленных в прошлом периоде.
Проверка правильности оформления и заполнения документов налоговой отчетности. В том числе проверка полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости их заполнения.
Проверка достоверности учета налогооблагаемых объектов.
Контроль соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.
Помимо общей для всех налогов процедуры внутреннего контроля налоговых расчетов, целесообразно разработать процедуры внутреннего контроля по каждому виду налога, сбора и обязательного платежа, исчисляемого и уплачиваемого компанией.
Важным элементом внутреннего контроля налоговых обязательств является Прогнозирование. Целесообразным представляется составление ежемесячного графика налоговых расходов, который используется при прогнозировании финансовых потоков.
Процедуры внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов существенным образом зависят от масштаба и организационной структуры компании, сферы ее деятельности, перечня уплачиваемых налогов и других факторов.
Ответственность по контролю налоговых обязательств и налоговых расчетов в рамках общего внутреннего налогового контроля может возлагаться на соответствующее подразделение (отделы), но также может осуществляться и без подобного выделения, а задачи могут распределяться между несколькими отделами компании. В любом случае участниками внутреннего налогового контроля являются: руководитель организации; руководитель функционального подразделения, ответственного за налоговый и бухгалтерский учет; сотрудники соответствующего подразделения.
Инструменты внутреннего контроля:
Внутренние регламенты, формализующие процедуры внутреннего контроля.
Регламент должной осмотрительности компании.
Должностные инструкции сотрудников и процедуры их взаимодействия с другими отделами (структурными подразделениями) и руководством компании.
Автоматизированные программы учета, иное программное обеспечение.
Правовые базы данных и специальная (профессиональная) литература, периодические издания, позволяющие отслеживать и оценивать изменения налогового законодательства (проводить мониторинг нормативно-правовой базы).
Методологические разъяснения, основанные на анализе позиции налоговых органов и правоприменительной практики.
Процедуры внутреннего контроля должны быть построены на основе принципов регулярности и системности, то есть охватывать все текущие налоговые обязательства и расчеты и проводиться с периодичностью, установленной внутренними регламентами компании, не реже одного раза в отчетный период по соответствующему налогу. Результаты проведения процедур внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов должны быть выражены в форме письменного отчета, представленного для ознакомления руководств компании.
В заключение можно отметить, что внутренний контроль налоговых обязательств и налоговых расчетов компании является одной из важнейших бизнес-функций наряду с управлением производством и финансовым менеджментом. Правильно организованный внутренний контроль позволяет существенным образом снизить количество налоговых ошибок, свести к минимуму размеры штрафных санкций, что, в свою очередь, способствует улучшению финансовых показателей компании. Помимо контрольной, указанные процедуры могут выполнять одновременно информационную и организационную функции и могут быть использованы для оценки адекватности системы управления, служить основой определенных управленческих решений.
Список использованной литературы:
Адамс Р. Основы аудита: Пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ. 1995. – 344 с.
. Андреев В.Д., Черемшанов С.В. Система внутреннего контроля: Основные понятия // Аудиторские ведомости. - 2007.- № 2. – 110 с.
Белова М.С. Налоговый контроль и ответственность: анализ законодательства, административной и судебной практики / М.С. Белова, В.А. Кинсбурская, А.А. Ялбулганов. - М.: Academia, - 2008. - 406 с.
Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. — М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 320 с
Дивинский Б.Д. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля организации//Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2009. - № 5. – 120 с.
Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. М.: ИНФРА-М, 2010. – 434 с.
Кабашкин В.А., Мышов В.А. Повышение роли внутреннего аудита и контроля в условиях рыночной экономики // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 13. С. 36–46.
Шуклов Л.В. Постановка внутреннего контроля как основа для перехода на МСФО: типичные проблемы и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 38. С. 2–11.