На сегодняшний день формирование фирмы подразумевает её умение адаптироваться под современные потребности человека. Каждая фирма старается быть первой в своем роде деятельности, но сейчас стала актуальна тенденция развития инновационных фирм, способных не просто адаптироваться под рыночную экономику, а быть чем-то большим, быть первым в том, что для многих кажется фантазией. Инновационные фирмы не последователи, это те фирмы которые задают путь развития, которые постоянно развиваются. В таких фирмах все стремится не к простой конкуренции на рынке. Быть первым, стать монополистом новой идеи, технологии или способа. Но все ли фирмы могут быть инновационными? Способны ли фирмы занимающиеся производством обыденных вещей стать конкурентом для фирмы специализирующейся только на разработке инноваций. Инновационный потенциал - тема моей курсовой работы. Данная тема из-за стремления любой фирмы не только получать доход, но и развиваться, стать больше, чем просто “обычная фирмы”.
Прежде чем говорить об инновационном потенциале стоит немного отметить что подразумевают под собой инновации.
По международным стандартам инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.
Ознакомившись с понятием, можно перейти к ознакомлению с инновационным потенциалом фирмы.
1 Теоретические основы, определяющие инновационные возможности предприятия
1.1 Инновационный потенциал как одна из основных характеристик инновационных возможностей
Под инновационным потенциалом принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот. Способность предприятия наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов. К таким возможностям можно отнести следующую совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности:
интеллектуальные;
материальные;
финансовые;
кадровые;
инфраструктурные;
дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности.
Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационного потенциала материальных ресурсов и интеллектуального потенциала. Каждая составляющая инновационного потенциала имеет свою специфику использования для развития, испытывает влияние различных факторов, формирует сильные и слабые стороны предприятия.
Структура инновационного потенциала представлена на рис. 1.
Инновационный потенциал предприятия
Инновационный потенциал материальных ресурсов
Интеллектуальный потенциал
Основные средства
Нематериальные активы
Оборотные активы
Маркетинговые ресурсы
Управленческо-инфраструктурные ресурсы
Трудовые ресурсы
Рис. 1 Составные элементы инновационного потенциала предприятия
Основную видимую часть инновационного потенциала составляют материальные ресурсы, которые подразделяют на оборотные активы и основные средства. К основным средствам относятся: машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и приборы, библиотечные фонды. Здесь важно учесть, что объект основных средств признается активом, если существует вероятность получения предприятием экономической выгоды от его использования. Оборотные активы в большей своей части представлены финансовыми ресурсами и отгруженной продукцией, которые вместе составляют финансовые возможности для последующих инвестиций и реализации проектов. Совсем по другому обстоит дело с интеллектуальным потенциалом. Данный потенциал представляют невещественные активы, действие которых приводит к высокому показателю эффективности. Основной особенностью данного потенциала является то, что он может качественно преобразовывать деятельность предприятия, влияя на все его сферы от производства до управления.
Учитывая неоднородность интеллектуального потенциала, среди его ресурсов следует различать: нематериальные активы, маркетинговые ресурсы, управленческо-инфраструктурные ресурсы и трудовые ресурсы.В соответствии с действующим законодательством нематериальные активы – это не овеществлённые активы, то есть немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, могут быть идентифицированные и содержаться предприятием с целью использования в течение периода более одного года для производства, торговли, в административных целях или предоставленный в аренду другим лицам.
Наличие и масштабы развития этих сфер инновационной деятельности определяют как текущую меру готовности, так и будущую степень эффективности освоения предприятием новых технологий. От величины инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии инновационного развития. Так, если у предприятия имеются все необходимые ресурсы, то оно может пойти по пути стратегии лидера, разрабатывая и внедряя принципиально новые, или базисные, инновации. Если инновационные возможности ограничены, то целесообразно их наращивать и избирать стратегию последователя, т.е. реализовывать улучшающие технологии. Такой подход к трактовке инновационного потенциала можно считать классическим.
Сегодня при выборе той или иной стратегии разработки и внедрении новых технологий недостаточно ограничиваться оценкой и учетом факторов только инновационной сферы. В настоящее время такой подход начинает изживать себя. Причиной тому является резкое сокращение срока жизни инноваций, который вызывает повышение интенсивности появления на рынке все новых и новых товаров и услуг. Практически ежедневное обновление ассортиментных рядов на отдельных товарных рынках приводит к тому, что инновационные товары, или сегодняшние новинки, на завтра таковыми не являются. На их смену приходят другие инновации. В производстве при таких условиях новые технологии очень быстро становятся текущими или даже устаревшими продуктами. Так, в мире на рынке карманных персональных компьютеров и сотовых телефонов новые модели появляются в среднем раз в три-шесть месяцев, оргтехника – чуть больше года, автомобили – через три-четыре года. Поэтому сегодня при разработке стратегий инновационного развития и определении инновационного потенциала предприятия следует оценивать не только возможности инновационной сферы, но и анализировать достаточность ресурсов для текущего производства инноваций. Речь, прежде всего, идет о проблеме одновременного финансово-экономического обеспечения производства недавно созданных инноваций, или существующих продуктов, и развития новых.
Другими словами, под инновационным потенциалом предприятия в современных условиях следует понимать его максимальные возможности генерировать высокую инновационную активность, которые проявляются в эффективном обеспечении новых и будущих технологий. Отсюда оценку инновационного потенциала предлагается проводить на предмет достаточности у предприятия финансово-экономических ресурсов для эффективного обеспечения не только стратегической инновационной, но и текущей производственной деятельности.
1.2 Понятие инновационного климата
Инновационный климат – это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности. Состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели.
Включает макроклимат и микроклимат. Составляющие инновационного макроклимата предприятия подразделяются на четыре основные сферы.
1. Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера.
2. Технологическая и научно-техническая сфера.
3. Экономическая и финансовая сфера.
4. Политическая и правовая сфера.
Микроклимат – это ближнее окружение организации, силы и факторы, непосредственно влияющие на ее работу Составляющие инновационного микроклимата предприятия подразделяются также на четыре основные зоны.
1. Зона хозяйствования, сегмент рынка: скорость появления инновации на данном сегменте рынка, уровень конкуренции, отношения с потребителями, поставщиками и партнерами.
2. Зона капиталовложений – инвестиции в развитие новых технологий.
3. Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов.
4. Зона трудовых ресурсов – рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих.
1.3 Ключевые моменты организации инновационной деятельности на предприятииКонкуренция и инновационная деятельность взаимосвязаны. Производители и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предприятия, первые освоившие инновации, имеют возможность снижать издержки производства и, соответственно, стоимость реализуемых товаров, следствием чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с субъектами рынка, предлагающими аналогичные товары.
Таким образом, выживаемости субъектов рынка в конкурентной борьбе способствует инновационная деятельность. Конкуренция и инновации диалектически взаимосвязаны и дополняют друг друга, так как,
во-первых, конкуренция - главный фактор восприимчивости субъекта рынка к техническим новинкам;
во-вторых, конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям и могут удовлетворить их потребности;
в-третьих, конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка с целью удержания потребителей;
в-четвёртых, конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства;
в-пятых, конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на желания потребителей;
в-шестых, конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.
Конкурентоспособность предприятия включает в себя комплекс экономических характеристик, которые определяют его положение в отрасли, например, характеристики товара, факторы, формирующие экономические условия производства и сбыта продукции.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия соотносятся между собой как часть и целое. Конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности продукции и от совокупности экономических методов деятельности предприятия, отражающихся на результатах этой деятельности.
На уровень конкурентоспособности предприятия важное воздействие оказывают инновации. Для обеспечения конкурентных преимуществ необходимо выявить факторы, воздействующие на отношение потребителей к предприятию и его продукции. Эти факторы можно систематизировать следующим образом:
коммерческие условия;
организация сбытовой сети;
организация технического обслуживания продукции;
представление о предприятии со стороны потребителей;
воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение предприятия на рынке.
Организационными мерами, направленными на повышение конкурентоспособности предприятия, могут быть следующие:
обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке;
изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя;
выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с заменителями;
выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами и использование этих результатов;
определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик;
выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции;
нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, особенно инновационной;
дифференциация продукции.
Следовательно, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, поэтому конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности системы управления инновациями.
Чтобы быть конкурентоспособным, предприятию необходимо применять высокоэффективные формы, системы и модели управления инновационной деятельностью. Эти системы управления способствуют постоянному улучшению качества выпускаемой продукции и обеспечивают повышение уровня удовлетворенности потребителей.
Инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя. Уровень качества продукции обеспечивается эффективным управлением инновационной деятельностью. Процесс формирования качества обеспечивается использованием инноваций на предприятии.
Конкурентоспособность товара означает соответствие товара условиям рынка, конкретным запросам потребителей по качественным, техническим, экономическим, эстетическим, коммерческим характеристикам и условиям его реализации, таким как цена, сроки поставок, каналы сбыта, сервис, реклама.
Управление инновационной деятельностью состоит из элементов, оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности предприятия.
Рис.2 Элементы системы управления инновационной деятельностью предприятия
Управление инновациями представляет собой органическое сочетание экономических, правовых, и других факторов, формирующих конкурентные преимущества, в котором инновация подразделяются на 2 группы:
функциональные;
системные.
К функциональным относятся инновации, затрагивающие задачи одной функции управления и не требующие структурных изменений системы. К системным относятся инновации, которые затрагивают не одну, а несколько функций управления и вызывают необходимость внесения изменений в содержание элементов системы. Системные инновации более эффективны как по масштабу воздействия на конкурентоспособность предприятия, так и по величине экономических результатов.
1.4 Творческая активность персонала и внедрение инноваций на предприятииДругим основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Это условие имеет важное значение, так как на практике инновации часто определяются как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные». И большинство неудач с выведением инноваций на рынок специалисты объясняют тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды.
Обобщая эти и другие условия, отметим, что для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:
интеллектуальные;
материальные;
финансовые;
кадровые;
инфраструктурные;
иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как «меру готовности» выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. Практика показывает, что далеко не всем предприятиям необходимо осваивать новые технологии, несмотря на постоянное возрастание значения инноваций. Некоторые виды и формы хозяйственной деятельности, скажем малые предприятия по цветному литью, неспособны самостоятельно разрабатывать новые способы обработки или производства. А предприятиям, находящимся в полном упадке или на стадии банкротства, просто не имеет смысла модернизировать производство.
Отсюда следует необходимость выделения условий, при которых предприятиям полезно разрабатывать новые товары. Такими критериями являются:
угроза устаревания существующих продуктов;
возникновение новых потребностей у покупателей;
смена вкусов и предпочтений потребителей;
сокращение жизненного цикла товаров;
ужесточение конкуренции.
Среди внутренних факторов, при которых возрастает эффективность инноваций, можно назвать:
способность руководства и персонала выделять и оценивать экономические, социальные и технологические изменения во внешней среде;
ориентация руководства на долгосрочную перспективу и наличие четких стратегических целей;
развитая система сбыта и маркетинга, способная исследовать и оценивать рыночные тенденции;
осуществление непрерывного поиска новых рыночных предложений;
умение анализировать и реализовывать новые идеи.
Оценивая инновационный потенциал своего предприятия, руководитель определяет свои возможности ведения инновационной деятельности, т.е. отвечает для себя на вопрос, «под силу» ли предприятию внедрение инноваций.
Следующим шагом на пути к организации инновационной деятельности на предприятии должна стать выработка инновационных целей. Такими целями могут быть: повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся изделий или создания принципиально нового продукта; сокращение издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии и т.п. на основе использования новых технологий.
Здесь предприятиям следует принять важное стратегическое решение: приобретать инновации на стороне или разрабатывать самостоятельно. В первом случае предприятие, как правило, устанавливает стратегическое партнерство со специализированной научно-исследовательской или конструкторской организацией. При этом следует иметь в виду, что единовременное приобретение технологии потребует аккумулирования значительных финансовых средств за достаточно короткий срок.
Для наиболее эффективного использования финансовых вложений потребуется тщательное сканирование рынка новых технологий и детальный анализ базы данных организаций, специализирующихся на инновационных технологиях.
Во втором случае целесообразным представляется создание собственного научно-исследовательского инновационного подразделения. По сравнению с приобретением новой технологии такой подход позволяет избежать крупных единовременных затрат, так как суммы инвестиций растянуты во времени. Вместе с тем, новое подразделение, в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, можно создать посредством реорганизации службы главного технолога или конструкторского отдела.
Многие из отечественных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность на мировом уровне, пошли по пути зарубежных компаний и создали в своем составе специализированные инновационные подразделения. Такой подход позволяет, во-первых, приблизить научно-исследовательский поиск к возможностям исходного производства и нуждам конечного потребителя. Во-вторых, привлечь высококвалифицированные научные кадры и, в-третьих, быть более уверенными в сохранении коммерческой тайны.
Одним из первых шагов к созданию собственного инновационного подразделения может стать посещение предприятий, имеющих в своем составе специализированное инновационное подразделение, с целью ознакомления с их опытом развития.
Основное назначение инновационного подразделения заключается в проработке различных научно-технических идей по достижению поставленной инновационной цели. На основе таких идей разрабатываются и принимаются технические решения. В виде отчета эти решения могут использоваться как техническое задание для инновационного проекта.
Под инновационным проектом принято понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание и распространение нового вида продукции или технологии. Так, регулярное обновление ассортимента производимой продукции можно получить путем создания нового продукта, а также путем внесения изменений в техническую характеристику или в упаковку уже реализуемых товаров.
По своей научно-технической значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты, а также псевдоинновации. К базисным относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и технические характеристики уже известных товаров.
Псевдоинновации направлены на частичные, чаще декоративного характера изменения устаревших поколений техники и технологии, которые по своей сути тормозят технический прогресс. За этим разделением стоят два типа инновационных процессов: пионерный и догоняющий.
Стратегия «пионера» или «первопроходца» означает, что компания предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или данном регионе. Новые рынки появляются в результате открытия новых технологий, появления новых знаний, возникновения новых запросов у покупателей, внедрения новой маркетинговой концепции, появления новых финансовых инструментов и т.п. Современный мировой опыт показывает, что стратегия «пионера» связана с высоким риском, так как инновационные технологии сопряжены с неопределенностью как самой разработки, так и реакции рынка на новое изобретение. В то же время данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество благодаря монопольной позиции. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже.
С точки зрения долгосрочной перспективы наиболее продуктивны инвестиции в сектор новых технологий. Объекты этих инвестиций дают самую большую «кумулятивную отдачу». Однако в связи с повышенным риском часто наиболее предпочтительными оказываются инвестиции в растущие и зрелые технологии. Наиболее эффективным и менее рискованным решением считается создание инновационного портфеля, состоящего из определенного набора продуктов-лидеров и продуктов-последователей. Результатом этого этапа должна стать выработка инновационных проектов по достижению отобранных инновационных решений.
Развитие разнохарактерных технологий, как известно, существенно сократило время появления на рынке товара-последователя. Если в начале 1960-х годов жизненный цикл технологии составлял в среднем десять лет, то в середине 80-х он уже сократился до двух лет, а в последнее десятилетие время воспроизведения последователями новой продукции равняется, по оценкам компаний, шести месяцам. Динамичное сокращение жизненного цикла товаров заставляет производителей постоянно совершенствовать предлагаемые продукты. Меньше чем через год после того, как компания Apple представила на рынок первый персональный компьютер, в отрасли конкурировали десять поставщиков. Через восемь лет их было уже более пятисот. Бурное развитие мультимедийных технологий служит ярким примером того, как в современном, стремительно развивающемся мире новая технология может коренным образом изменить ситуацию на рынке. Microsoft является ярким представителем компаний нового поколения, которая стремительно став гигантом рынка, сегодня открыто заявляет о своих опасениях касательно будущего фирмы. Этот пример - еще одно подтверждение тому, что с течением времени активная жизнь большинства технологий на рынке значительно сокращается и для изделий рано или поздно наступает время заметного снижения объема реализации.
Период времени между появлением новации и ее воплощением называется инновационным лагом. Процесс от зарождения идеи и создания нового продукта до снятия его с производства в связи с устареванием принято называть процессом управления ассортиментом выпускаемой продукции. Промышленные предприятия в процессе управления номенклатурным набором производимых и продаваемых товаров и услуг руководствуются, в основном, концепцией жизненного цикла изделия на рынке, опираясь при этом на такие факторы, как: динамика объема реализуемой продукции, уровень нормы и массы прибыли, получаемой при этом. Согласно концепции жизненного цикла выделяют стадии: появления, роста, зрелости, насыщения и спада.
Таким образом, когда на рынке появляется новый продукт, конкуренты-последователи настораживаются, так как уровень провала только что введенных на рынок изделий, по разным оценкам, колеблется от 30 до 60 процентов. При появлении спроса на новый продукт со стороны потребителей в течение первых нескольких месяцев наблюдается расширенный рост объема сбыта и, как правило, повышенный интерес со стороны конкурентов. Период роста в жизненном цикле продукта характеризуется значительным увеличением объема сбыта, прибыли и конкуренции соответственно.
Уровень восприятия рынка и объем продаж достигает пиковой отметки. Объем сбыта может все еще продолжать свой рост, однако его темпы начинают сокращаться, в результате чего снижается норма прибыли. Это период усиления конкуренции за сбыт продукции, объем реализации, которой значительно падает, так как продукт начинает морально устаревать и потребители переключаются на новый продукт.
2.Инновационная активность. Коэффициенты обеспеченности предприятия ресурсами
Под инновационной активностью принято понимать интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот. Понятие оценки инновационной активности, как известно, тесно связано с такой экономической категорией, как инновационная деятельность, которую принято характеризовать как процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Отсюда следует, что инновационный процесс на предприятиях изначально можно ориентировать на разработку и внедрение принципиально новых технологий и/или только улучшающих инноваций. Совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия экономическими ресурсами в инновационной сфере, может включать в себя следующие коэффициенты:
Кис – коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.
В данном анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам Авн предприятия может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствами производства. Величина Кис имеет следующий вид:
Кис = Си / Авн где Си – интеллектуальная собственность.
При этом
Кис ≥ 0,10 … 0,15 – стратегия лидера;
Кис ≤ 0,10 … 0,05 – стратегия последователя.
Кпр – коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии. Определяется по формуле:
Кпр = Пн / Чр
где Пн – число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;
Чр – средняя численность работников предприятия, чел.
При этом
Кпр ≥ 0,20 … 0,25 – стратегия лидера;
Кпр ≤ 0,20 … 0,15 – стратегия последователя.
Кни – коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Он показывает долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования, по формуле:
Кни = Ооп / Опн
где: Ооп – стоимость оборудования опытно-приборного назначения;
Опн – стоимость оборудования производственного назначения.
При этом
Кни ≥ 0,25 … 0,30 – стратегия лидера;
Кни ≤ 0,25 … 0,20 – стратегия последователя.
Кот – коэффициент освоения новой техники. Он характеризует способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий и рассчитывается из соотношения вновь введенных за последние три года в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт, по формуле:
Кот = ОФн / ОФср
где ОФн – стоимость вновь введенных основных фондов, руб.;
ОФср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.
При этом
Кот ≥ 0,35 … 0,40 – стратегия лидера;
Кот ≤ 0,35 … 0,30 – стратегия последователя.
Коп – коэффициент освоения новой продукции. Он оценивает способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции по формуле:
Коп = ВРнп / ВРоб
где ВРнп – выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.;
ВРоб – общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб.
При этом
Коп ≥ 0,45 … 0,50 – стратегия лидера;
Коп ≤ 0,45 … 0,40 – стратегия последователя.
Кир – коэффициент инновационного роста. Он определяет устойчивость технологического роста и производственного развития и свидетельствует об опыте предприятия по управлению инновационными проектами. Показывает долю средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договора по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций по формуле:
Кир = Иис / Иоб
где Иис – стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.;
Иоб – общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.
При этом
Кир ≥ 0,55 … 0,60 – стратегия лидера;
Кир ≤ 0,55 … 0,50 – стратегия последователя.
Изучив теоретические аспекты, исследуем на примере предприятия ОАО “Завод цветного литья”.
Рассматривая различные определения конкурентоспособности можно сделать методически важный вывод о том, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Поэтому для обеспечения конкурентоспособности необходимо постоянно заботиться об эффективном использовании всех видов ресурсов.
Следует отметить, что конкурентоспособность не является имманентным качеством предприятия. Это означает, что конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к данной отрасли, либо предприятий, выпускающих аналогичные товары.
Таблица 1 Таблица исходных данных
Анализируемые параметры оценки инновационной активности предприятия |
Исходные данные(руб.) |
Нематериальные активы |
150 000 |
Прочие внеоборотные активы |
3 000 000 |
Число занятых в сфере НИР и ОКР |
5 |
Численность работников предприятия в целом |
154 |
Оборудование опытно-приборного назначения |
100 000 |
Оборудование производственно-технологического назначения |
1 245 201 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия |
575 085 |
Вновь введенные основные производственные фонды |
302 547 |
Выручка от реализации новой или усовершенствованной продукции |
105 046 |
Общая выручка от реализации всей прочей продукции |
500 456 |
Научно –исследовательские и учебно-методические инвестиционные проекты |
924 242 |
Прочие инвестиционные расходы |
1 045 985 |
Таблица 2 Результаты анализа инновационной активности
Показатели |
Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью |
Коэффициент НИР и ОКР персонала |
Коэффициент имущества НИР и ОКР назначения |
Коэффициент освоения новой техники |
Коэффициент освоения новой продукции |
Коэффициент инновационного роста |
Данные |
0,05 |
0,032 |
0,08 |
0,52 |
0,209 |
0,9 |
Стратегия |
Последователь |
Последова- тель |
Последова- тель |
Лидер |
Последова- тель |
Лидер |
Выводы |
В управление интеллектуальной собственностью предприятие пассивно |
На предприятиедостаточно работников НИР и ОКР для реализации улучшений |
Предприятие не оснащено опытно-приборной базой для эффективной деятельности |
Стремится укрепиться на рынке, стараясь поддерживать конкурентноспобосность |
Предприятие имеет малую долю новой или улучшенной продукции |
Предприятие имеет возможность выделить средства для исследовательских работ |
Оценка инновационной активности ОАО “Завод цветного литья” свидетельствует об определенном внимании здесь к деятельности по вовлечению новых и улучшающих технологий в хозяйственный оборот. В то же время на предприятии недостаточно активно решаются вопросы патентно-правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, что в итоге может негативно отразиться на сохранении конкурентоспособных позиций на рынке. Коэффициент инновационного роста свидетельствует о том, что предприятие способно выделить средства для приобретения проекта или создание своего собственного при достаточной подготовки персонала НИР и закупки необходимого оборудования.
Заключение
Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.
Стремление к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.
Фирма будет стремиться за счет монополизации выпуска изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Под ред. Титаренко. М.: 1998
2. Ананькина Е. А., Данилочкин С. В., Данилочкина Н. Г. и др. "Контроллинг как инструмент управления предприятием" - М.: Аудит, изд. "ЮНИТИ", 1998.
3. Благодатских В.А. Экономика, разработка и использование программного обеспечения. М.: 1995
5. Информационные системы в экономике: учебник М.: 1996
6. Левин Р. и др. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта. М.:1990
7. Скрипкин К.Г. Финансовая информатика: учебное пособие. 1991