ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Острова Н.М. 1
1РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками имеют важное значение для любой организации, активно работающего в условиях рыночной экономики.

Организации постоянно ведут расчёты с поставщиками и подрядчиками. С поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно – материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги; с подрядчиками за выполненные работы, этапы работ. Задолженность по этим расчётам в процессе финансово – хозяйственной деятельности должна находиться в рамках допустимых значений. Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны организации систематического контроля.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность организаций в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности расчётов с дебиторами и кредиторами.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в настоящее время большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.

Основной проблемой в ведении бухгалтерского учёта в сельскохозяйственных организациях является отсутствие внутреннего контроля, как в целом, так и по отдельным участкам.

Цель нашей работы – решить проблему организации внутреннего контроля по участку – расчеты с поставщиками и подрядчиками, предложить наиболее выгодный вариант для эффективной работы сельскохозяйственной организации в целом.

Признаками неэффективной организации внутреннего контроля и учёта являются следующие:

  • отсутствие договоров на поставку ТМЦ, договоров подряда и договоров на оказание услуг;

  • отсутствие отчетов за выданные доверенности на получение ТМЦ;

  • отсутствие журнала регистрации счетов-фактур поставщиков;

  • несвоевременное предъявление претензий поставщикам за обнаруженные нарушения договорных обязательств и отсутствие должного учёта по претензиям;

  • несвоевременное отражение операций по расчётам в регистрах бухгалтерского учёта;

  • невыполнение пересчета сумм по поступившим счетам от поставщиков;

  • отсутствие разработанной корреспонденции счетов по типовым операциям.

Некорректное оформление документов, подтверждающих произведенный взаимозачет может привести, например, к тому, что суммы НДС, возмещенные из бюджета в результате этой операции, не будут приняты налоговыми органами, а это может повлечь за собой взыскание сумм штрафов и пеней в бюджет.

При хорошо организованной системе СВК реально установить реальность сумм претензий, а так же то, обусловлены ли претензии: несоответствием цен и тарифов договорным обязательствам; выявленными арифметическими ошибками на счетах; несоответствием качества товара(услуг) стандартам или техническим условиям; недостачей груза в пути сверх норм естественной убыли; браком по вине поставщиков и подрядчиков.

Большое количество ошибок допускают бухгалтеры при проведении взаимозачетов, составлении актов сверки.

Отсутствие разногласий по поводу взаимозачета должно быть подтверждено выверкой взаиморасчётов и оформленным по ее результатам двусторонним актом сверки расчётов, где необходимо указать основание возникновения встречных задолженностей, дату проведения взаимозачета, документы, подтверждающие возникновение задолженностей (номера и даты составленных счётов-фактур), суммы задолженностей, а также суммы зачтенных требований, обязательно с выделением сумм НДС.

Часто допускают ошибки при составлении акта сверки взаимных расчётов. Организации ограничиваются составлением акта, в котором указываются все необходимые показатели, позволяющие определить наименование, количество, стоимость, даты совершенных поставок, дату составления документа. Однако из текста такого акта сверки следует лишь то, что стороны выявили сумму взаимных задолженностей, но не выразили своего волеизъявления о погашении этих задолженностей зачетом встречных требований или иным способом, например, оплатой денежными средствами.

Наличие акта сверки взаимных поставок без указания в нем факта погашения сторонами взаимных задолженностей не прекращает обязательства сторон и не освобождает их от необходимости погашения указанных задолженностей в дальнейшем.

При заключении договора по товарообменным операциям, когда обмен неравноценный типичны ошибки такого рода: стороны не указывают в договоре мены, что обмен неравноценный и одна из сторон сделки должна сделать доплату. А затем такая доплата производится. Тогда она отражается в учёте получателя как внереализационный доход, увеличивая налогооблагаемую прибыль. Поэтому бухгалтеру целесообразно контролировать правильность составления договора.

Для совершенствования контроля обязательным является организация инвентаризации расчётов с поставщиками и подрядчиками, с учётом особенностей деятельности. Руководству организации необходимо сформировать инвентаризационную комиссию. Для эффективной работы инвентаризационной комиссии разработан план – программа внутреннего контроля (таблица 1.1).

Таблица 1.1. – План – программа внутреннего контроля кредиторской задолженности

Перечень процедур

Период проведения

Исполнитель

1

Проверка наличия кредиторской задолженности

14.12.2013 – 21.12.2013

Миронова В.А.

2

Определение причины возникновения кредиторской задолженности

Миронова В.А.

3

Проверка реальности кредиторской задолженности

Бахтинова А.А.

4

Проверка правильности отражения задолженности в полном объеме (без искажений)

Острова О.Н.

5

Проверка отражения кредиторской задолженности в учете и отчетности в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.

Миронова В.А.

6

Проверка определения доходов и расходов, связанных со списанием задолженности, относящихся к отчетному периоду

Миронова В.А.

7

Определение сроков погашения кредиторской задолженности, определение просроченной задолженности

Острова О.Н.

8

Контроль оборачиваемости кредиторской задолженности

Бахтинова А.А.

9

Сверка задолженности с контрагентами

Острова О.Н.

Так же целесообразно при организации внутреннего контроля составить программу аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации (таблица 1.2).

Таблица 1.2 – Программа аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации

Проверяемая организация

ХХХ

Период аудита

01.01.2012 – 31.12.2012

Аудитор

Караваева О.В.

п/п

Перечень аудиторских процедур

Период проведения аудита

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

Примечания

1

Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками

10.09.12-12.09.12

Караваева О.В.

Договор, соглашение, контракты, копии переписки

При проверке применять непредставительную выборку

1.1

Экспертиза договоров с поставщиками

1.2

Экспертиза договоров с подрядчиками

2

Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

12.09.12 - 15.09.12

Караваева О.В.

Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки), договоры, данные складского учета, данные бухгалтерского учета, книга покупок, графики документооборота, организационно-распорядительная документация по вопросам хранения и доступа к ПУД

При проверке по поступлению ТМЦ применять репрезентативную выборку (метод систематического отбора), операции по принятию к учету услуг (работ) – выборка непредставительная

2.1

Проверка достоверности и полноты фактов оприходования ТМЦ

2.2

Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг

2.3

Проверка законности первичной учетной документации

2.4

Проверка соблюдения графика документооборота

2.5

Проверка регистрации документов в учетных регистрах

2.6

Проверка организации хранения документов

Состав примерной инвентаризационной комиссии представлен в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Инвентаризационная комиссия в ОАО «Бутчино»

Ф.И.О

Состав инвентаризационной комиссии

Должность

Иванова В.А.

Член комиссии

Главный бухгалтер

Петров О.Н.

Член комиссии

Бухгалтер

Сидорова А.А.

Член комиссии

Экономист

Инвентаризационная комиссия, в ходе своей работы, должна установить:

  • правильность расчётов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учёте суммы задолженности расчётов с поставщиками и подрядчиками по недостачам и хищениям;

  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности расчётов с поставщиками и подрядчиками, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Важным моментом является инвентаризация кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным планом (таблица 1.4).

Таблица 1.4 – Выписка из плана проведения инвентаризации обязательств

Контрагент

№, дата договора

Срок

ОАО «АгроМир»

18.01.2011 г.

Январь

ООО НТЦТД «Животновод»

19.01.2011 г.

Февраль

ООО «Балтутино»

20.02.2011 г.

Февраль

В части совершенствования системы внутреннего контроля рекомендуются создать комиссию по работе с кредиторской задолженностью расчётов с поставщиками и подрядчиками, в обязанности которой входят: систематическое наблюдение за состоянием расчётной дисциплины, проведение регулярных сверок расчётов. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;

необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и подрядчиком, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию.

Ввести в документооборот форму с данными о сроках образования (погашения) задолженности, они должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр мониторинга состояния расчётов поставщиков и подрядчиков.

Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам указываются субъекты задолженности, по столбцам – сроки образования. Реестр будет содействовать оперативному выявлению проблемных должников, успешная работа с которыми может принести наиболее эффективный результат для организации, а также тех с которыми должны устанавливаться особые отношения. Данный реестр позволит решить и ряд других задач:

  • постоянно следить за соотношением расчётов с поставщиками и подрядчиками, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности организации;

  • контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчётов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей. В сложившейся ситуации можно рекомендовать систему аналитического учёта кредиторской задолженности расчётов с поставщиками и подрядчиками не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты.

  • на высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает он под реализацию или по системе предоплаты.

Для организации внутреннего контроля целесообразно составить смету расходов:

1. Оплата труда (без отчислений) – 15 000 рублей;

2. Отчисления во внебюджетные фонды (29,6%) = 15 000 * 29,6% = 4 440 руб.

3. Итого: (15 000 * 12) + (4 440 * 12) = 233 280 руб.

Организация внутреннего контроля в организации рекомендуется за счёт прибыли организации.

Просмотров работы: 5598