ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА НА ВНУТРИГРУППОВОЙ СТАТУС В КЛАССЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА НА ВНУТРИГРУППОВОЙ СТАТУС В КЛАССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные подростки сильно отличаются от своих сверстников 70-80-х гг. Чаще всего они излишне агрессивны, эмоциональны неустойчивы и имеют проблемы в построении межличностных отношений со сверстниками. В данном случае можно судить о том, что подросток сталкивается с противоречием. В частности, желание быть вместе с группой и в тоже время выделиться среди окружающих его людей. Подросток в группе (учебном классе) может являться «звездой» или находится «аутсайдером». Во многом самооценка подростка взаимообусловлена его внутригрупповым статусом.

Нами было проведено в течение 2013-2014 гг. эмпирическое исследование на базе двух общеобразовательных учреждений Астраханской области (МБОУ «Тулугановская СОШ», МБОУ «Гимназия №3»).В исследовании приняли участие учащиеся 9 классов в количестве 34 человека. Исследование состояло из трех этапов. На первом этапе нами была сформулирована тема исследования и разработан план научной работы. На втором этапе осуществлялся теоретический анализ и обобщение отечественных и зарубежных исследований по рассматриваемой проблеме. Третий этап представлял собой проведение эмпирического исследования по выявлению уровня самооценки подростков и их внутригруппового статуса в учебной группе.

В исследовании применялись: социометрический метод (разработан Я.Л. Морено), тест на определение индекса групповой сплоченности (разработан Сишором); тест-опросник (апробирован Г.Н. Казанцевой) и тест-опросник «Самооценка личности старшеклассника» (Л.А.Головей., Е.Ф.Рыбалко. Практикум по возрастной психологии), ориентированный на выявление самооценки подростков.

Проведенный анализ эмпирических данных позволил сформулировать следующие выводы. У подростков двух общеобразовательных учреждений выявлены несколько уровней самооценки подростков: «высокая», «средняя», «низкая». При этом общая самооценка примерна, равна (соответственно 60% – 54,2%). Но самооценка личности отличается. Так, в МБОУ «Тулугановской СОШ» низкая – 80%, в МБОУ «Гимназии №3» – низкая – 62,5%. Это связано с оказываемым влиянием социальной среды на подростка: школа, семья, друзья, сверстники, средства массовой информации и др. Кроме этого, не последнюю роль играет и географическое расположение общеобразовательных учреждений. Так, МБОУ «Тулугановская СОШ» расположена за пределами города, а МБОУ «Гимназия №3» в самом городе. Подростки с высокой и низкой самооценкой не умеют выстраивать взаимодействие с окружающими, в целом, и со сверстниками, в частности.

Было выявлена взаимообусловленность между уровнем самооценки и его внутригрупповым статусом. Большинство подростков имеют благоприятный статус, то есть относятся к категориям «звезды» и «предпочитаемые», что свидетельствуют о благополучии в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении, признании сверстниками. Кроме этого, зафиксировался и «аутсайдер», что свидетельствует о неразвитости целого комплекса личностных характеристик личности: способность к восприятию другого человека, оценке взаимоотношений, к эмпатии, саморегуляции в общении.

При этом разный уровень самооценки подростка связан с его статусом в групповом взаимодействии сверстников:

  • подростки, занимающие высокий социальный статус могут обладать как средней, так и высокой самооценкой;

  • подростки, занимающие средний уровень социальной градации по большей мере обладают адекватной самооценкой, однако в данных социальных группах (классах) встречаются подростки и с низкой, и с высокой самооценкой;

  • подростки, занимающие низкий социальный статус в среде сверстников, обладают, по большей мере, низкой самооценкой, однако здесь встречаются и подростки с высокой самооценкой.

Кроме этого, отмечался уровень внутригрупповой сплоченности учебных классов. В МБОУ «Тулугановской СОШ» выявлена сплоченность «выше среднего», что свидетельствует о том, что класс (группа) умеет конструктивно взаимодействовать, преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии, бодрое и жизнерадостное настроение. В отношениях между подростками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание. Коллектив активен, полон энергии. В МБОУ «Гимназии №3» выявлена сплоченность «средняя», это свидетельствует о том, что в классе сплоченность не достаточно выражена, учащиеся мало взаимодействуют друг с другом, преобладают подавленное настроение и пессимистический тон. В коллективе каждый считает собственное мнение главным и нетерпим к точкам зрения товарищей.

Таким образом, внутригрупповой статус личности подростка зависит от уровня сплоченности класса, внутреннего психологического климата, уровня социализации и коммуникативных навыков. Имеется связь оценки психологического микроклимата в группе сверстников и уровнем самооценки подростков: оценка психологического микроклимата как по большей мере неблагоприятного сочетается с высокой самооценкой.

На основании данного исследования сформулированы практические рекомендации педагогам, родителям учащихся и школьным психологам по улучшению уровня самооценки личности и оптимизации системы отношений межличностной значимости подростка с его ближайшим окружением.

Просмотров работы: 2087