Просодическая сторона речи - это неотъемлемая часть речевой деятельности человека. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. Состояние просодической стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.
Исследованием просодической стороной речи у детей с развитием в норме занимались многие ученые. Сточки зрения психолингвистики Кузьмин Ю.М. писал, что просодия является наивысшим уровнем развития языка. Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.
В.М. Бехтерев выделял следующие цели просодического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. В.А. Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение.
Исследованием особенностей просодической стороны речи у детей с дизартрией занимались многие ученые. Немецкие исследователи К. Колер и К. Швабе указывали на психотерапевтический аспект просодических навыков. О значении просодической стороны речи писала В.А. Гравер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние просодики на различные болезненные отклонения в просодической сфере человека, а также то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Одной из актуальных проблем является увеличение числа детей с дизартрией, в структуре дефекта которой страдает не только звукопроизношение, но и вся просодическая структура речи.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
В исследованиях Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова, посвященных проблеме речевых нарушений при дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи являются стойкими.
Значимость этих исследований состоит в том, что просодические характеристики играют важную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, так как именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.
В настоящее время происходит увеличение числа детей с дизартрией, в структуре дефекта которой страдает не только звукопроизношение, но и вся просодическая структура речи, поэтому необходимо глубоко изучить эту область для создания эффективных средств воспитания и обучения данной категории детей, что представляется актуальной проблемой нашего исследования.
Для изучения просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией и у детей дошкольного возраста с развитием в норме было проведено экспериментальное исследование, на базе МБДОУ детском саде комбинированного вида № 34 «Радость» г. Ставрополя. Экспериментальную группу составили дети с дизартрией в количестве 5 человек, посещающих логопедическую группу. Контрольную группу составили дети с развитием в норме в количестве 5 человек. Возраст детей составляет от 4-5 лет. Данное учреждение расположено по адресу: г. Ставрополь, ул. Ломоносова, 33А.
Целью исследовательской работы было выявление особенностей просодической стороны речи у детей с дизартрией и у детей с нормальным речевым развитием.
В ходе констатирующего этапа эксперимента были использованы методики Е.Ф. Архиповой:
Методика №1. «Методика восприятия интонации»
Цель: выявить умение детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
Методика №2. «Методика воспроизведения интонации»
Цель: выявить умение ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.
Методика №3. «Методика восприятия логического ударения»
Цель: выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть.
Методика №4. «Методика воспроизведения логического ударения»
Цель: определить умение ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.
Методика №5. «Методика обследование модуляций голоса по высоте»
Цель: выявить умение ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз.
Обследование модуляций голоса по высоте необходимо для того, чтобы выяснить, насколько ребенок со стертой дизартрией может владеть своим голосом, изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса.
Методика №6«Методика обследование модуляций голоса по силе»
Цель: определить умения ребенка изменять громкость голоса
Обследование модуляций голоса по силе необходимо, чтобы определить, как ребенок со стертой дизартрией может менять голос по силе (громкости).
Сравнив результаты обеих групп, мы видим, что уровни сформированности просодической стороны речи у детей из экспериментальной группы, и детей из контрольной группы, различны. Проблема формирования просодической стороны речи у детей с дизартрией является одной из центральных, так как в структуре дефекта при дизартрии нарушается не только звукопроизношение, но и формирование всех компонентов просодии.
Результаты эксперимента показали, что у большинства детей с дизартрией недостаточно развиты все компоненты речи. Наибольшую трудность у этих детей вызвали задания по удержанию паузы, выявлено неумение пользоваться интонацией и ударением.
Было выявлено ряд особенностей просодической стороны речи у детей с дизартрией:
-дети плохо воспринимают интонацию.
-дети допускают ошибки при воспроизведении интонации.
- дети с ошибками воспринимают логическое ударение.
- дети плохо воспроизводят логическое ударение
-у детей слабость в модуляции голоса по силе и высоте.
Таким образом, проанализировав результаты проведенных методик, мы сделали заключение, что просодическая сторона речи детей из контрольной группы развивается в соответствии с возрастной нормой. Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей.
Литература.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие /- М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.-287 с.
Белякова. Л.И. Волоскова Н.Н. Инновационный подход к исследованию проблемы дизартрии, МПГУ, Москва, СГУ, Ставрополь
Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3
Винарская Е.Н. Дизартрия. - М.: АСТ, 2006. - 141, [3] с.: ил., - (Библиотека логопеда)
Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.