ПРИМЕНЕНИЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИМЕНЕНИЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Кирьянова, К.К. 1, Татьяненко С.А. 1
1ТИИ (филиал ТюмГНГУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный уровень развития общества, требует высокообразованных специалистов, людей творческих, способных к свободному мышлению. И чтобы реализовать это, в процесс обучения внедрили IT-технологии. Об этом я хочу рассказать, ведь это самый актуальный метод в образовательном процессе.

Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий между:

  • традиционными видами обучения и ускоряющимся темпом появления новых знаний

  • недостаточным использованием IT-технологий в образовательном процессе и их потенциальными возможностями как средства формирования основных компетенций

  • нарастающей потребностью современного производства в высококвалифицированных кадрах с качественной информационной подготовкой и фактическим уровнем подготовки выпускников технических вузов.

Для системы образования выигрыш от успешного развития информатизации заключается в высокой профессиональной подготовке работников за счет передачи знаний, компьютерной поддержки творческих способностей и интеллектуализации труда преподавателей и студентов.

Информатизация высшего образования – это реализация комплекса мер, направленных на повышение уровня подготовки специалистов путем расширения сферы использования вычислительной техники и компьютерных технологий в учебной и научно-исследовательской работе, в управлении учебным процессом.

В данной работе рассматривается использование использование новых информационных технологий (НИТ) в процессе обучения в ВУЗе.

Объект исследования: процесс повышения качества подготовки обучающихся.

Предмет исследования: условия применения информационных технологий для повышения качества подготовки обучающихся.

Целью нашего исследования является разработка программы применения информационных технологий как средства повышения качества подготовки обучающихся в техническом вузе.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • 1) Проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу, посвященную проблеме внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс технического вуза, проблеме повышения качества подготовки обучающихся.

  • 2) Проанализировать состояние проблемы внедрения информационных технологий в процесс обучения на примере Тобольского индустриального института.

  • 3) Исследовать сущность и особенности повышения качества высшего профессионального образования в техническом вузе.

  • 4) Выделить средства и системы новых информационных технологий, используемых в образовательном процессе технического вуза.

  • 5) Определить основные организационно-педагогические условия применения информационных технологий в техническом вузе.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, имеющих своим основным предметом методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; непосредственно вычислительную технику и методы ее взаимодействия с людьми и производственным оборудованием; их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Поэтому новые информационные технологии в обучении являются рациональным средством в развитии творческих способностей студентов.

Современное информационное общество с его сложным, высокотехнологичным и быстро меняющимся производством, развитой инфраструктурой, предъявляет качественно новые требования к подготовке специалистов различных профилей. От выпускников ВУЗов требуется не только фундаментальная базовая подготовка, которая поможет им разобраться в сложном производстве, но и информационно-технологическая готовность.Основные профессиональные концепции выпускника

  • способность к обобщению, анализу, восприятию информации, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

  • умение собирать и использовать информацию

  • умение обращаться с IT-технологиями

  • способность и готовность использовать IT-технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области

  • умение приспосабливаться к информационным нагрузкам, вызванным обновлением средств производства

  • готовностью использовать IT-технологии в свей предметной области

  • умение работать в коллективе

  • способность к самообразованию и потребность в регулярном повышении квалификации

Способностью графически отображать геометрические

Содержание основных компонентов информационной подготовки строится таким образом, чтобы они могли служить базой для формирования основ информационной культуры будущего специалиста. К основным задачам информатизации образования относятся следующие:

1.Применение эффективных методов обучения;

2.Повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3.Объединение различных видов образовательной деятельности. При этом особенность предметной области юудущей профессиональной деятельности должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач с помощью современных информационных средств, таких как:

-обучающие мультимедиа системы;

-программы контроля и самоконтроля знаний;

-использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;

-использование информационных технологий для ведения конференций.

Люди каждого поколения должны развиваться так, чтобы они могли эффективно и в достаточно короткие сроки овладеть не только той техникой, которая уже создана предшествующими поколениями, но и той, которая появится в будущем. Они должны быть подготовлены к дальнейшему развитию науки и техники. Иначе говоря, сейчас как никогда прежде обучение и воспитание подрастающего поколения должны быть ориентированы на будущее. Конечно, принцип преемственности обучения и воспитания – это общий принцип для всех времен. Но современные темпы научно-технического прогресса ни в какое сравнение не идут с теми, которые были прежде и, надо полагать, будут увеличиваться и далее.

В настоящее время идет процесс быстрого развития и внедрения компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности. Компьютеризация влечет за собой потребность в приобретении умения быстро и правильно получать, сохранять и передавать информацию, рационально её использовать. Этому способствует процесс информатизации образования, который представляет собой внедрение в образовательные учреждения информационных средств, информационной продукции и педагогических технологи, базирующихся на этих средствах.

Новые информационные технологии обучения (НИТО) – это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Основной задачей новых информационных технологий обучений является разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности и доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам; различным базам данных; обучающим сайтам и другим источникам).

Особенность большинства новых информационных технологий в высшем образовании состоит в том, что они базируются на современных персональных компьютерах.

В настоящее время разработано и эксплуатируется значительное число СНИТ, их парк меняется почти ежегодно. К средствам и системам НИТ, которые используются и потенциально могут быть использованы в образовании, относятся компьютеры, дисплей, принтер, память, устройство ввода речи в компьютер, сканер, клавиатура, база данных, базы знаний, системы мультимедиа, видеотекст, телетекст, ТВ-информ, модем, компьютерные сети, электронная почта, информационно-поисковые системы, экспертные обучающие системы, устройства вывода графической информации, электронная доска средства учебного назначения, системы распознания текста. Этот список далеко не полный, но он дает представление о многообразии систем и средств НИТ.

Использование выше перечисленных НИТ обеспечивает:

-рост всех уровней учебно-воспитательного процесса;

-многостороннее развитие обучаемого;

-подготовку выпускников ВУЗов к жизни в условиях информационного общества.

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно отметить, что новые информационные технологии по отношению к образованию – это новая организация образования с использованием современных технологических средств, в первую очередь, компьютерной техники, которая оказывает заметное влияние на содержание и методы обучения, представляет в распоряжении участников учебно-воспитательного процесса новые технические средства обучения и преподавания.

Потенциал новых информационных технологий в образовании открывает следующие основные возможнсти:

-совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, внесение изменений в обучении традиционным дисциплинам;

-повышение эффективности обучения, его индивидуализация и дифференциация, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

-совершенствование управления учебным процессом, его планирования, организации, контроля, модернизации механизмов управления системой образования.

Развитие информационных технологий влечет за собой становление новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление миллионам людей образовательных услуг высокого качества при сокращении удельных затрат на образование. Преподаватель тот, который действует в новой образовательной системе, обеспечивает успешное функционирование образования в современном мире.

Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании должно рассматриваться как стратегическое решение, ориентированное на формирование новой образовательной системы.

Новые технологии только тогда могут быть эффективны в образовании, когда они не вписываются в уже существующую образовательную систему, а входят как элемент в новую систему образования.

Подчеркнем, что современные информационное технологии предполагают широкий набор средств для разработки образовательных действий, а именно: предоставление информации в различной форме с разными графическими, звуковыми и видеоэффектами и т.п. Учеными подчеркивается важность использования этих средств при разработке содержания конкретных учебных занятий, учебных тем в соответствии с образовательными целями, которые стоят перед автором обучающего материала.Компьютер как средство повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в образовании. Современные научные исследования уже не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее «свежей» и наукоемкой информации.

Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом вычислительной техники, превращается в ведущий фактор образовательной политики. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств.

В последние годы одной из основных проблем является роль информационных технологий обучения в формировании профессионально-деловых качеств специалиста.

Главными направлениями решениями этой проблемы являются:

-компьютеризация учебного процесса;

-новое в информационных технологиях оов бучения;

-информационная культура как составная профессиональной культуры специалиста;

-роль и место электронных учебников в самообразовании студентов;

-организация самостоятельной работы студентов с использованием ПК;

-опыт проведения компьютерного контроля знаний;

-эффективность использования мультимедийных технологий в учебном процессе.

По данным ЮНЕСКО, при слуховом восприятии закрепляются 15% языковой информации, при зрительном – 25% визуальной информации, слыша и видя одновременно, человек запоминает 65% информации, которая ему сообщается.

Использование мультимедийных технологий преследует, в основном, две цели. Первая – облегчить усвоение и запоминание учебного материала. Вторая цель – индивидуализация процесса обучения.

Мультимедийные технологии в учебном заведении должны стать как способом оптимизации учебно-воспитательного процесса, так и объектом для изучения, для того, чтобы будущий специалист мог оптимально их использовать.

Обеспечение необходимого уровня информационной культуры специалиста не может быть только одной учебной дисциплины, необходимо внедрение современных информационных технологий во все специальные дисциплины. Этот момент является весьма актуальным, так как студенты в процессе учебно-тренировочных занятий, проведения научных исследований и т.д., должны видеть и на себе испытать преимущества и возможности современных информационных технологий.

Тенденции развития современной системы образования неразрывно связанны с широким внедрением в учебный процесс разнообразных форм и способов активного обучения.

Развиваются основные формы информационных технологий. Это комплектация специального набора учебно-методических материалов: компьютерные электронные учебники и компьютерные обучающие программы по дисциплинам, мультимедийные лекции, тесты для контроля качества знаний и для самоконтроля, методические указания по выполнению лабораторных, курсовых, контрольных работ, сетевые технология обучения, включающие использование компьютерных сетей.

Использование компьютера в учебной деятельности дает возможность переосмыслить традиционные подходы к изучению многих вопросов учебных дисциплин. Информация обучения привносит в технологии обучения не только новые компьютерные средства обучения, но и методы, подходы к анализу и моделированию систем обучения. Такой подход к информационной подготовке студентов способствует систематическому формированию знаний и навыков профессиональной работы, позволяет повысить качество подготовки специалистов.

Информатизация образования может помочь решить ряд следующих задач:

-изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;

-представлять в удобном для изучения масштабе времени различные физические, химические, биологические, и социальные процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью.

Помимо всех положительных факторов и инноваций, которые принесли информационные технологии, нельзя не отметить и их негативные последствия. Студенты стали меньше обращаться к печатным изданиям, меньше читать, а, следовательно, и думать, делать самостоятельные выводы, принимать решения.

На первом этапе исследования нами была разработана анкета для студентов «Применение информационных технологий в вашем вузе». Анкета разрабатывалась с целью анализа состояния проблемы внедрения информационных технологий на практике обучения. В нашем докладе мы приводим результаты анкетирования.

Я проводила анкетирование среди 50-ти студентов 1-5 курсов очной формы обучения, Это студенты таких направлений, как химическая технология, электроэнергетика и электротехника, эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов и менеджмент . Ниже представлены результаты анкетирования.

Достаточное ли количество компьютеров, электронных досок и видеопроекторов в вашем ВУЗе?

Достаточно ли используют преподаватели компьютерные технологии?

Какими компьютерными технологиями пользуетесь вы в процессе обучения?Какие компьютерные технологии используют преподаватели в вашем ВУЗе?

Обучают ли вас пользоваться компьютерными программами, которые понадобятся в вашей будущей профессии ?

Каких компьютерных программ не хватает в ВУЗе для будущей профессии (укажите название программ(ы))?

В дальнейшем планируется разработать анкету и для преподавателей нашего вуза и сравнить полученные результаты.

Использование в учебном процессе компьютерных обучающих программ, мультимедиа лекций предполагает отход от традиционной системы обучения и переход в инновационную, что позволяют с уверенностью говорить о широких возможностях современных информационных технологий с целью разработки информационно-компьютерного обеспечения процесса подготовки будущего специалиста. Обучающие программы, в настоящее время, должны отвечать принципам: актуальности, реалистичности, реализуемости и открытости.

Несомненно, что внедрение информационный технологий в процесс образования – это неизбежный процесс на пути развития современного общества. Но быстрое и качественное внедрение информационных технологий в учебный процесс может дать дополнительные преимущества студентам обучающимся в ВУЗе.

Хотелось бы отметить, что компьютер и информационные технологии лишь инструмент, но не универсальное средство, способное заменить собой все направления учебной деятельности.

Список литературы

1.Информационые технологии [Электронный ресурс].-Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki

2.Роберт И. Современные информационные технологии в образоваии.-М.:Школа-Пресс,1994.

3.Шарфин Ю.А. Информационные технологии: В 2ч.-М.: Лаборатория Базовых Знаний. Ч.1: Основы информатики и информационных технологий.-2000.-320 с.

Просмотров работы: 8460