На сегодняшний день перед вузом стоит важнейшая задача, связанная с конкурентноспособностью и востребованностью выпускника на рынке труда. Проблема трудоустройства стала актуальной особенно в последнее время, когда конкуренция за рабочее место происходит не только среди выпускников вуза, но и среди специалистов с опытом работы. Поэтому Вуз должен обеспечить не только процесс развития компетенций специалиста, но и отслеживание и предъявление результатов и достижений его деятельности будущему работодателю. Однако, как показывает практика, многие выпускники технических вузов не соответствуют в полной мере требованиям, которые предъявляются работодателями: вузы выпускают специалистов с общими представлениями об инженерной деятельности, в большинстве случаев не готовых к оперативному включению в данную область деятельности.
Одной из современных педагогических технологий позволяющей студенту эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология портфолио, активно развивающаяся в зарубежном образовании.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что нет единого мнения об использовании технологии портфолио в техническом вузе, не рассматриваются вопросы, касающиеся портфолио как метода оценивания сформированности компетенций. На сегодняшний день технология портфолио используется в некоторых вузах Москвы, Петербурга, Красноярска, Новосибирска, Самары, Казани. В Тюменском государственном нефтегазовом университете также применяются элементы метода учебного портфолио, однако, применение этой технологии в основном носит эпизодический характер.
Таким образом, в ходе проведенного анализа выявлены противоречия:
- между социальным заказом общества на конкурентноспособную личность выпускника технического вуза и ограниченностью реально существующей системы профессиональной подготовки в соответствии с современными тенденциями развития образования;
- между наличием зарубежного и отечественного опыта использования технологии портфолио студентами высших учебных заведений, позволяющего усилить эффективность образовательного процесса, тем самым повысив конкурентноспособность выпускника, и недостаточной изученностью, фрагментарностью его использования в практике технических вузов.
Все вышесказанное обуславливает актуальность нашего исследования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективность использования электронного портфолио в системе подготовки будущего инженера.
Портфолио бывает двух типов, отличающихся по способу обработки и презентации информации [1]: портфолио в бумажном варианте, электронное портфолио. Последний тип портфолио становится все более популярным и востребуемым,как наиболее близко отвечающий духу современности, потребностям экономики знаний, целям и задачам smart обучения. В мировой практике электронное портфолио является частью стратегии электронного обучения (e-learning), которая считается самой перспективной технологией обучения в 21 веке.
В научной литературе можно встретить достаточно много определений термина «электронное портфолио». В.Ю. Переверзев и С.А. Синельников определяют электронне портфолио студентов как совокупность студенческих работ, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных в виде либо компакт-дисков, либо в виде web-сайта.
Роль портфолио в образовательном процессе исследовали многие зарубежные и отечественные ученые (рис. 1).
Рис. 1. Роль портфолио в образовательном процессе
В условиях компетентностного подхода портфолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки компетенций студента, механизм мониторинга его прогресса. Это своеобразный отчет по различным видам деятельности студента: учебная, научно-исследовательская, творческая, практическая, общественная и т.д.
Рис. 2. Факторы, обуславливающие актуальность внедрения технологии портфолио
В тоже время, портфолио является одним из условий повышения мотивации студента, формирования навыков рефлексии. По мнению Е.С. Полат, портфолио - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности.
Таким образом, портфолио студента выполняет основные функции, представленные на рисунке 3.
Рис. 3 Функции портфолио студента
На сегодняшний день распространены три основных типа портфолио: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов». Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки.
Портфолио документов— портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений студента.
Портфолио работ— собрание исследовательских, творческих, работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, и т.д.
Портфолио отзывов— оно включает оценку студентом своих достижений, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями, руководителями практик и т.д.
Развитие и широкое распространение электронного портфолио обязано достижениям в области информационных технологий. Таким образом, электронное портфолио можно представить как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, оформленных в цифровом виде, с помощью специального программного обеспечения.
Для создания электронного портфолио, студенту необходимо обладать навыками использования компьютерных средств и программ. Одними из самых основных и широко используемых программ при формировании электронного портфолио являются:
PowerPoint – программа для создания презентаций для лекций и практических заданий;
Word – программа, разрабатывающая опорные конспекты, карточки с заданиями и др. материалов, включающих тексты;
Excel – программа для создания тестов и систем рейтинговой оценки знаний;
Инструментальные системы создания сайтов (например, FrontPage, Dream Weaver) – разработка материалов, имеющих гипертекстовую структуру;
Инструментальные средства для создания компьютерных тестов – разработка тестов;
Графические пакеты (например, Photoshop, CorelDraw и др.) – подготовка иллюстративных материалов: обобщающих схем, рисунков.
В нашей работе для создания электронного портфолио использовалась программа Adobe Dreamweaver. Данная программапозволяет не только проектировать, создавать и обслуживать веб-сайты и веб-приложения, но и является удобным средством для создания электронных учебников и электронных портфолио. К достоинствам программы можно отнести: мощный визуальный HTML - редактор, возможность работы в трех режимах в зависимости от ваших знаний и желания код, код+дизайн, дизайн, большое количество встроенных шаблонов сайтов, поддержка всех языков программирования HTML, pnp, css, asp, java, подробная справочная система, поиск ошибок в коде.
На основе анализа нормативных документов Тюменского государственного нефтегазового университета мы определили следующую структуру «Портфолио студента Тюменского государственного нефтегазового университета»:
ФИО студента (фото)
Направление подготовки, профиль
Представление студента (приветствие)
Автобиография
Мое отношение к профессии
Контакты
Портфолио работ
Достижения в учебно-профессиональной деятельности: учебный план, курсовые работы, практика, олимпиады, дипломный проект, стипендии, повышение квалификации;
Достижения в научно-исследовательской деятельности: проекты, доклады на конференциях, доклады на семинарах, гранты, конкурсы, публикации и др.
Достижения в общественной и творческой деятельности: общественные поручения, дополнительное образование, увлечения, спортивные мероприятия, тренинги, волонтерская работа, профсоюз и др.
Портфолио документов: сертификаты, грамоты, благодарности, статьи и т.д.
Отзывы: резюме, характеристики, самоанализ и т.д.
В качестве примера на рисунке 4 представлена главная страница электронного портфолио студентки Тюменского государственного нефтегазового университета направления 230100.62 «Информатика и вычислительная техника» Сердученко Юлии.
Рис. 4 Главная страница электронного портфолио
Основные разделы электронного портфолио отражают достижения студента в учебной, научной, общественной деятельности, а также умение владеть современными компьютерными технологиями (рис. 5, 6, 7).
Рис. 5 Раздел портфолио «Учебная деятельность»
Рис. 6 Раздел портфолио «Научная деятельность»
Рис. 7 Раздел портфолио «Увлечения»
В филиале Тобольский индустриальный институт разработкой собственного электронного портфолио занимались в течение 3-х лет 10 студентов группы АСОиУб-11, 5 студентов группы ЭСб-11 (экспериментальная группа). Результативность формирования конкурентоспособности изучалась на основе представленной схемы взаимодействия компонентов электронного портфолио и элементов модели конкурентноспособного выпускника технического вуза.
Рис. 8 Результаты внедрения технологии портфолио
Для оценки сформированности уровня конкурентоспособной личности была выбрана методика В.И. Андреева «Оценка уровня конкурентоспособной личности» (табл. 1).
Группа |
Уровни конкурентноспособности (в % студентов) |
||||||||
1-очень назкий |
2-низкий |
3-ниже среднего |
4- чуть ниже среднего |
5-средний |
6-чуть выше среднего |
7-выше среднего |
8-высокий |
9-очень высокий |
|
Эксперимент. гр. |
0 |
0 |
2 |
4 |
34 |
25 |
33 |
2 |
0 |
ХТб-11 |
1 |
7 |
13 |
24 |
42 |
12 |
1 |
0 |
0 |
Список литературы
Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию / Е.В. Григоренко // Томск: Томский государственный университет НОЦ «Институт инноваций в образовании» Институт дистанционного образования. 2007.
В.А. Девисилов Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школеhttp://www.mhts.ru/science/Devisilov/Technologii_motivacii.pdf
Панюкова С.В., Есенина Н.Е. Электронный портфолио ученика // Инфор-матика и образование, 2007. №2.
Абовский, Н.П. Чему учат и не учат инженеров. Система активного творческого образования [Текст] / Н.П. Абовский; научное издание. – КрасГАСА: Красноярск, 2004. - 55 с.
Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд–во КГУ, 1988. – 238 с.
Бодров, В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психологический журнал [Текст] / В.А. Бодров. - 1985. №2. – С. 85-94.
Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С.8-14.
Булатов В.П., Шаповалов Б.Н. Наука и инженерная деятельность [Текст] / В.П. Булатов, Б.Н. Шаповалов. - Л.: Лениздат, 1987. - 111 с.