Туберкулез – хроническое инфекционное заболевание из группы антропозоонозов, характеризующееся развитием в органах специфического воспаления.
Возбудителем туберкулеза являются микобактерии туберкулеза. Для туберкулеза характерно поражение легких, лимфатической системы, костей, суставов, мочеполовых органов, кожи, глаз, нервной системы.
Основной источник заражения туберкулезом – больной с открытой формой инфекции, реже – больные животные (крупный рогатый скот, свиньи, овцы и др.) Ведущий путь передачи инфекции – аэрогенный. В настоящее время по данным ВОЗ в мире насчитывается около 15 млн. больных туберкулезом, из них 11 млн. – в трудоспособном возрасте. У подавляющего большинства людей заболевание не развивается. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в ближайшее 20 лет ожидается до 90 млн. новых случаев туберкулеза и до 30 млн. смертей от него. Показатель смертности в России почти в 3 раза выше по сравнению с 1990 годом. Пик смертности отмечается в возрастной группе от 45 до 64 лет, среди умерших от туберкулеза преобладают мужчины. В 2005 году туберкулез был впервые диагностирован примерно у 120 тысяч человек. Пик заболеваемости, как мужчин, так и женщин приходится на возрастную группу от 25 до 34 лет.
По оперативным данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в 2011 году заболеваемость активными формами туберкулеза (впервые выявленными) среди граждан РФ снизилось на 4,7% по сравнению с предыдущим годом, и составила 66,66 случая на 100 тыс. населения. По данным ведомства, особенно сложная обстановка сохраняется в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах , где заболеваемость туберкулезом практически в 2 раза превышает заболеваемость в федеральных округах, расположенных в европейской части страны. В тоже время, несмотря на общую тенденцию к снижению заболеваемости впервые выявленными активными формами туберкулеза в РФ, заболеваемость среди детей до 17 лет включительно, за последние два года практически не изменилась и составляет 18,5 случая на 100 тыс. несовершеннолетних.
За последние годы в Краснодарском крае, в эпидемической ситуации по туберкулезу, отмечается положительная тенденция в плане стабилизации заболеваемости и смертности. Заболеваемость туберкулезом среди постоянно проживающего населения Краснодарского края в 2011 году составила 52,5 случая на 100 тыс. населения. Однако, при этом, обращает на себя внимание рост заболеваемости туберкулезом среди детей до 14 лет в 2 раза по сравнению с 2010 годом (13,2 случая на 100 тыс. населения).
Примерно на 90% туберкулез обусловлен социальными и генетическими факторами: условиями быта и питания, уровнем культуры и экологией, миграцией населения и наследственностью.
Высокая инфицированность и заболеваемость туберкулезом детей свидетельствует и наличие постоянных источников инфекции среди населения. Заболеванию детей туберкулезом способствуют также отказы родителей от проведения вакцинопрофилактики и туберкулинодиагностики детям.
Поддержанию эпидемиологического неблагополучия по туберкулезу в РФ, как отмечает Роспотребнадзор, способствуют нарушения законодательства в области предупреждения распространения туберкулеза: низкий охват населения профилактическими осмотрами в целях раннего выявления заболевания, недостатки в организации профилактических противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза по месту проживания заболевших, сохраняющиеся условия для инфицирования пациентов и персонала в противотуберкулезных учреждениях. Не решены вопросы лечения и диспансерного наблюдения больных туберкулезом, уклоняющихся от лечения, представляющих собой опасный источник туберкулезной инфекции, в том числе лекарственно-устойчивых форм M. tuberculosis.
Эксперты ВОЗ выделили четыре основные российские проблемы, которые мешают эффективно бороться с туберкулезом. Это:
- высокий уровень встречаемости туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью;
- дефицит лекарств второй линии (препараты повышенной токсичности для лечения тяжелых форм туберкулеза);
- слабый контроль за инфекцией в противотуберкулезных учреждениях;
- нехватка врачей – фтизиаторов.
Итак, одним из основных факторов, требующих значительной коррекции стратегии борьбы с туберкулезом, является лекарственная устойчивость возбудителя заболевания. Развитие феномена лекарственной устойчивости микобактерий туберкулеза (МВТ) и распространение ее угрожающими темпами во многих странах мира, включая и Россию, является результатом сочетанного влияния биологических, медицинских, социальных и экономических факторов.
В основе развития лекарственной устойчивости (ЛУ) M. tuberculosis лежат спонтанные генные мутации вследствие нарушения основных принципов химиотерапии туберкулеза - достаточная длительность и непрерывность, применения химиотерапевтических препаратов, выбор оптимальной комбинации наиболее эффективных препаратов.
Благоприятные условия для размножения и распространения лекарственно-устойчивых штаммов M. tuberculosis , помимо неадекватной химиотерапии, создают неблагоприятные социальные и экономические условия жизни всего населения или отдельных его групп (например, содержащиеся в местах лишения свободы), а также порожденная этими условиями социальная дезадаптация, вплоть до выраженного асоциального поведения.
Накопление в популяции неэффективно пролеченных в силу различных причин больных, продолжающих выделять M. tuberculosis, становится особым фактором, поддерживающим распространение эпидемии вызываемой лекарственно-устойчивыми M. tuberculosis, причем этот фактор гораздо более значителен по своему влиянию на эпидемическую обстановку, чем спонтанные мутации M. tuberculosis.
Лекарственная устойчивость M. tuberculosis лишает здравоохранение наиболее эффективного средства борьбы с распространением туберкулеза—химиотерапии, основанной на использовании наиболее эффективных противотуберкулезных препаратов, а это многократно увеличивает стоимость и длительность лечения. По мнению многих авторитетных исследователей и организаторов противотуберкулезной работы, лекарственная устойчивость M. tuberculosis является основным препятствием для успешной реализации национальных программ борьбы с туберкулезом, основанных на рекомендациях ВОЗ.
По проблеме лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза ежегодно публикуется значительное число работ. Российские и зарубежные публикации посвящены, в основном, вопросам диагностики лекарственной устойчивости, распространению лекарственноустойчивых M. tuberculosis в различных странах и регионах, поискам оптимальных схем антибактериальной противотуберкулезной терапии для преодоления множественной лекарственной устойчивости.
Изучение молекулярных основ лекарственной устойчивости M.tuberculosis, наряду с появлением новых молекулярно-биологических методов, способствовало развитию фенотипических (культуральных) и генотипических методик «экспресс-выделения» и выявления лекарственной устойчивости M.tuberculosis.
Однако, следует отметить, что предполагаемые «экспресс-методы» исследования лекарственной чувствительности (ИЛЧ) имеют, как неоспоримые преимущества, так и серьезные недостатки.
Преимуществами первой группы технологий, так называемых генотипических методов, являются:
быстрота и сокращение времени ожидания ответа с нескольких недель (4-6 и более) до нескольких дней (в среднем 3-8 или 4-10);
устранение необходимости выделения культуры M.tuberculosis;
снижение биологической опасности (для персонала микробиологических лабораторий);
появление возможности прямого применения генотипических методик на клинических образцах;
возможность автоматизации проводимых исследований;
чувствительность и воспроизводимость, практически 100% специфичность.
Вторая группа технологий, так называемые фенотипические методы, основанные на выделении изолятов (культур) более неоднородны, в большинстве своем имеют достаточно простые методики выполнения.
Но, к сожалению, как фенотипические, так и особенно молекулярные (генотипические) исследования определения лекарственной чувствительности, имеют, на сегодняшний день, целый ряд недостатков, затрудняющих внедрение этих технологий в условиях стандартных клинических микробиологических лабораторий. Это выступающий на первое место вопрос стоимости их внедрения на уровне клинической микробиологической лаборатории (высокая стоимость тестовых материалов, дорогое оборудование и т.д.), поэтому большинство альтернативных экспресс-методик используется пока лишь для скрининга новых соединений на активность в отношении M.tuberculosis, а не для клинических исследований, сложность выполнения и потребность в специально подготовленном персонале, сложность и трудности в интерпретации результатов, некоторые предлагаемые разработки экспресс-методик (как фенотипические, так и генотипические) требуют еще дополнительных испытаний, калибровки с целью достижения приемлемой чувствительности, специфичности и воспроизводимости, прежде чем они смогут заменить используемые ныне методики ИЛЧ.
Таким образом, туберкулез продолжает оставаться серьезной проблемой здравоохранения в России и во многих странах мира и в XXI веке. Планы по искоренению этого инфекционного заболевания встретили серьезные препятствия, порожденные как медико-биологическими, так и социально-экономическими причинами. В результате, к началу XXI века туберкулез продолжает причинять человечеству огромный ущерб и уносить больше жизней, чем любое другое инфекционное заболевание.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. Спб., 2002. 592с.
2.Покровский В.И., Поздеев О.К. Медицинская микробиология. Москва,1998. 1200с.
3.И.Бастиан, Ф. Порталс «Туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью», гл.8 Л. Хейфец «Традиционные методы исследования лекарственной чувствительности Mycobacterium tuberculosis», гл.9 Дж. Паломино «Новые экспресс-методы определение чувстивтельности Mycobacterium tuberculosis».
4.Инструкция по унифицированным методам микроскопических исследований для выявления кислотоустойчивых микобактерий в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждениях. Приложение №10, 11 к приказу Минздрава России от 21.03.2003.
5. Карманный справочник по туберкулезу для работников первичной медико-санитарной помощи для стран Европейского региона ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения,2003.