В ремонте автомобилей наибольшее распространение получили многочисленные композиции на основе эпоксидных смол ЭД-20 и ЭД-16 [1]. В этих смолах в качестве пластификатора используется дибутилфталат с отвердителем полиэтиленполиамином. Для восстановления неподвижных посадок, резьбовых соединений, заделки трещин, пробоин в ремонтной практике широко используют эпоксипласты: эпоксидные смолы ЭД-6, ЭД-5. Кроме того эпоксидные смолы находят применение в качестве лаков (например,ЭП-730),клеевых композиций, полировок. Углепластики (или карбон,карбонопластики) - полимерный композиционный материал из переплетенных нитей углеродного волокна, расположенных в матрице из полимерных (например, эпоксидных) смол. Эпоксидные клеи обеспечивают прочное соединение однородных и разнородных твёрдых материалов обеспечивают выпускаемые промышленностью эпоксидные клеи горячего и холодного отвердения. Используют их для склеивания поверхностей, ликвидации трещин, выравнивания вмятин. Нами была поставлена задача получения антикоррозийной композиции с использованием эпоксидной смолы.
Целью данной работы является получение новых композитных материалов, в которых связующим компонентом являются соединения, содержащие фурановый и 1,3-диоксолановый циклы.
Технически поставленная задача решалась приготовлением смеси в которой варьировали массовую соотношении [эпоксид][диоксолан]=10:0,15 и [эпоксид][диоксолан][цинк]=10:0,15:0,5. В качестве отвердителя использовали полиамин. Твёрдость отверждённой смолы определяли по Бринеллю [2]. Полученная зависимость представлена графически (Рис. 1).
При увеличении доли диоксолана в смеси отмечено потемнение отверждённой смолы.
При увеличении доли диоксолана, содержащие в качестве дополнительного связующего 4-метилен-2-фур-2-ил-1,3-диоксолан, наблюдается уменьшение твёрдости эпоксидного композита (Рис.1). Это можно объяснить наличием гетероциклов. Один из известных способов повышения твёрдости композитов – введение порошков металлов в смесь. В данном случае использован порошок цинка. Выбор обусловлен способностью цинка образовывать (по донорно- акцепторному механизму) устойчивые связи с гетероциклами. Второе важное назначение этого наполнителя – повышение антикоррозионных свойств покрытия. Массовая доля цинка во всех опытах составляла 3% по отношению к эпоксиду. В присутствии цинка твёрдость композита повышается (Рис. 1).
Рис.1 . Зависимость изменения твёрдости композита от соотношения компонентов: 1- Изменение твёрдости композита в зависимости от доли диоксолана; 2- Зависимость твёрдости композита от массовой доли диоксолана в присутствии цинковой пыли ( 5% масс. цинковой пыли).
Литература:
1. П.А.Колесник, В.С. Кланица Материаловедение на автомобильном транспорте : «Академия», 2005.-320с
2. К. П. Фетисов, М. Г. Карпман и др. «Материаловедение и технология металлов» - М.: «Высшая школа», 2001. – 638 с