Созданный исходно для обмена специальной информацией сегодня Internet стал мощной компонентой образования, индустрии развлечений и досуговой коммуникации. Более того, не имея демографических, национальных или государственных границ, Internet выполняет не только информационно-коммуникативную функцию, но и служит средством взаимосвязи и взаимозависимости народов и культур. По сути, мы имеем дело с новым, активно развивающимся агентом социализации, формирующим особую субкультуру.
Изучение влияния информационных технологий на личность в юношеском возрасте приобретает особую актуальность, так как именно в этом возрасте индивид обладает наибольшей сензитивностью к изменению условий, в том числе к влиянию информационных технологий.
С целью изучения содержания мотивов деятельности студентов в Internet мы весной 2013 г. провели анкетирование студентов Волжского политехнического института (филиал) ВолгГТУ, обучающихся на разных направлениях бакалавриата. В данном опросе приняло участие 125 человек (60 девушек и 65 юношей) в возрасте от 18 до 22 лет. Опросный бланк содержал 16 вопросов закрытого и открытого типов. Данные анкетирования дополнялись интервью и беседами с пользователями.
Прежде всего, мы попытались выяснить, что является главным источником информации для наших студентов. Оказалось, что с распространением Internet популярность таких СМИ как радио, телевидение, газеты и журналы отошла на второй план. Каждый опрошенный студент выбрал Internet одним из двух главных источников его информации. На втором месте по значимости оказались книги - черпать информацию из них предпочитают 42% студентов, но при этом каждый четвертый студент вообще не покупает книги, кроме учебной литературы, а газеты как главный источник информации воспринимают лишь 4% молодых людей. Опрос показал также, насколько снизилась популярность телевидения среди молодых людей, предпочитающих ноутбуки и смартфоны. Осталось всего 9% студентов, которые посчитали важнейшим устройством повседневной жизни телевизор.
Большинство опрошенных указали на то, что Internet привлекает их, прежде всего, своей доступностью и простотой (60,6%), а для 16% опрошенных - безопасностью. Кроме того, среди привлекательных сторон общения Internet была названа и такая как быстрота передачи информации (13,8%). Важно отметить, что для каждого третьего студента общение в Internet привлекательно своей анонимностью, что раскрепощает молодых людей по сравнению с обычным общением. При этом, большинство предпочитают менять свою идентичность (54%), представляются вымышленным именем или псевдонимом. Это обстоятельство дает возможность поиска новых способов социализации и укрепления чувства личности. Таким образом, утверждение, что "виртуальная личность" создается именно с целью испытать новый опыт [1. С.439 ], подтверждает и наше исследование.
Мотивация деятельности студентов в Internet весьма разнообразна. В основном, студенты относятся к Internet как к важному источнику учебной и научной информации Internet (31%). Кроме учебной и научной мотивации в основе деятельности студентов в интернете лежат еще коммуникативная и рекреационная мотивации. Подавляющее количество наших респондентов рассматривают Internet как интерактивное средство общения. Опрос показал, что 83% студентов пользуются услугами электронной почты. Кроме того, любимым занятием многих является многочасовое "сидение" в чатах. Эта форма привлекает студентов своей демократичностью, отсутствием возрастных и этнических барьеров, возможностью дискутировать, получать массу нужной информации, находить единомышленников и т.д. По их словам, виртуальное общение помогает им раскрыться и самоутвердиться. Представляется, что интерактивное общение действительно развивает у пользователя навыки общения, способности к самооценке и другие качества распространителя информации. На наш взгляд, использование Internet в качестве формы организации свободного времени можно рассматривать одновременно как удовлетворение и познавательного интереса.
Звание наиболее популярного ресурса разделили три варианта ответа, набрав одинаковое количество голосов: «Образовательные порталы» (21%), «Своя официальная страничка в сети» (21%), «Развлекательные ресурсы» (20%). Кстати, одним из самых посещаемых ресурсов оказался сайт umkd.volpi.ru (методические комплексы учебных дисциплин ВПИ), наряду с такими сайтами как vk.com и youtube.com. Радует, что преподаватели вуза всё больше осознают, насколько их информационная компетентность влияет на качество учебного материала и уровень информационной культуры студентов.
Исследование выявило, что, несмотря на обилие гендерных стереотипов в массовом сознании [2. С.292], Internet сегодня одинаково привлекателен и доступен как мужчинам, так и женщинам. Электронной почтой девушки и юноши пользуются одинаково часто, девушки ни в чем не уступают юношам в уровне владения глобальной сетью. А вот направленность интересов зафиксирована: имеется сдвиг интересов женщин в сторону гуманитарного знания и общения, более важное место занимают мотивы творческой самореализации, отдыха и коммуникативные мотивы.
Актуальна ли для наших студентов проблема интернет - зависимости? Опрос показал, что большинство респондентов - 71% проводят в интернете более 10 часов в неделю, при этом с длительным отсутствием интернета могут смириться лишь 24% опрошенных. Основная масса опрошенных (56%) может обойтись без интернета только пару дней.
Чтобы разобраться с вопросом интернет - зависимости, студентам было предложено самостоятельно оценить ситуацию. 44% опрошенных признались в том, что считают себя Internet- зависимыми. На вопрос «Чем вы готовы пожертвовать ради хорошо проведенного вечера в Internet?» 46% респондентов готовы отказаться от просмотра телевизора, чтения книги или похода в кино. А 19% студентов готовы пожертвовать учебными делами. Интересно, что при ответе на вопрос «Каковы, на ваш взгляд, основные недостатки Internet?» 47% указало то, что Internet отвлекает от учебного процесса. Стоит отметить, что навязчивое желание проверить e-mail, сменилось желанием проверить свою страничку в социальной сети.
Но, несмотря на популярность Internet-общения, основная масса опрошенных (61%) не считает, что в сети у них больше знакомых, чем в реальной жизни. А 54% студентов отметили, что Internet иногда влияет на улучшение качества общения в реальной жизни.
Нам было интересно выяснить, к какой категории пользователей Internet относят себя сами студенты. Так, на вопрос: «Уверенный ли вы пользователь сети?», 83% опрошенных ответили утвердительно. Одна половина из них призналась, что может всё, а другая способна справиться с большинством задач. И лишь 17% студентов иногда необходима помощь. По результатам опроса, самый юный возраст, с которого респонденты приобщались к компьютерным технологиям - 4 года, а средний же показатель респондентов - 12 лет. Таким образом, к моменту поступления на первый курс большинство абитуриентов уже неплохо владели компьютером.
Подчеркнем, что молодежь обладает относительной гибкостью ценностных ориентаций и установок. Она легко усваивает новые нормы и ценности исходя, зачастую, из социальной установки, что Интернет - культурная среда, а, следовательно, весь объем информации, составляющий ее, есть значимая или социально одобряемая информация. Это обстоятельство способствует готовности принимать без должной критики любую информацию (как позитивного, так и негативного характера). Поэтому многие авторы утверждают, что информационное поле продуцирует информационный конформизм, с чем трудно не согласиться. Обнадеживает то, что многие пользователи это понимают; так, 44% наших респондентов уверены в том, что во всемирной сети много недостоверной информации.
Таким образом, полученные результаты говорят о том, что Internet, прошедший в своем развитии путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, реализует сегодня более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы. Мотивы коммуникативного, рекреационного направления, мотивы личного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции поведения студентов.
Литература
1.Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета// Образование и информационная культура. М., 2000. С. 431-460.
2. Арестова О. Н., Войскунский А. Е. Гендерные аспекты деятельности в Интернете // Гуманитарные исследования в Интернете. – М.: Владос, 2000. – С. 290-313.