Актуальность данного исследования состоит в том, что проведение оценки современного состояния коммуникативных процессов в филиале ОАО «Сетевая компания» Нижнекамские электрические сети (далее ОАО СК «НкЭС») является важным фактором обеспечения стабильности, целостности предприятия, и соответственно, повышения результативности его деятельности.
В современных условиях развития процессов информатизации общества особое значение приобретают рост образованности и информированность сотрудников предприятия. Для успешного функционирования ОАО СК «НкЭС» необходима целостная технология управления персоналом, имеющая в своей основе ориентацию на внутренние коммуникативные процессы.
На сегодняшний день эффективно протекающие внутриорганизационные коммуникации становятся все более важным критерием в успешной деятельности предприятий, как субъектов хозяйствующих на рынке. Это выдвигает на повестку дня требование непрерывного изучения состояния коммуникативных процессов и их составляющих, которые позволяют достичь не только высоких экономических результатов, но и создают благоприятный климат в коллективе, повышают удовлетворенность работников своим трудом.
Анализ текущего состояния организационных коммуникаций необходим ОАО СК «НкЭС» для обеспечения его стабильности, единства, так как наличие успешных внутрифирменных коммуникаций это есть процесс, который формирует чувство общности, а также обеспечивает единение и целостность не только конкретного структурного функционального подразделения, но и всей организации в целом для достижения общей цели.
Во внутрифирменной среде эффективно протекающие процессы обмена информацией влекут за собой сохранение самого ценного, что удалось накопить фирме за все время ее существования, а также способствуют пониманию основных целей и задач предприятия, интеграции усилий сотрудников и специализированных отделов. Целенаправленная работа по выявлению коммуникационных проблем позволяет избежать различных негативных последствий, которые в дальнейшем могут отразиться на деятельности ОАО СК «НкЭС».
Внутриорганизационные коммуникации должны способствовать тому, чтобы сотрудники понимали корпоративную культуру, цели фирмы и ее основные ценности.
Стоит отметить, что коммуникации из всех организационных процессов на сегодняшний день занимают центральное место, так как лежат в основе жизнедеятельности организации.
Коммуникация (лат. «communicatio») делать общим, связываться, общаться. В практическом плане коммуникационный процесс это процесс, включающий обмен идеями и информацией между двумя и более людьми, который в дальнейшем ведет к взаимному пониманию.
Наиболее полное определение коммуникации дает М. М. Назаров: «Коммуникация – одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности, представляющая собой процесс обмена сообщениями, в которой содержатся результаты отражения людьми действительности; способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию; передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим), главным образом посредством символов» [1].
Организационная коммуникация представляет собой процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам, и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления [2].
Коммуникации являются средством, с помощью которого люди объединены в организацию для достижения общей цели. Это до сих пор остается основной функцией коммуникации.
Для того чтобы проанализировать современное состояние коммуникативных процессов и интенсивность их протекания в ОАО СК «НкЭС» в первую очередь необходимо выявить факторы, которые оказывают на них значительное влияние. Под интенсивностью следует понимать показатель, с помощью которого можно оценить частоту, степень осуществления обмена информацией между ее носителями (например, как часто в организации циркулируют документы между руководителем и подчиненными и т.д.).
Первым фактором, оказывающим влияние на коммуникационные процессы, является качество данных (информационных потоков), поступающих по корпоративным каналам коммуникаций. Качество информации это совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем [3].
Оценка качества осуществляется по следующим критериям:
- понятность сообщения должны быть понятны всем;
- полнота предоставляемая информация должна полностью освещать затрагиваемый вопрос;
- оперативность поступление сообщения в указанные сроки, достаточные для принятия своевременного решения;
- достоверность формирование на основе объективных данных;
- адресность информация должна предоставляться тем, кому она предназначена;
- адекватность средства коммуникации необходимо учитывать специфику сообщения: обратную связь руководителя лучше предоставлять в личной беседе, об изменении целей подразделения удобнее рассказать на общем собрании отдела и т.д.;
- доступность важная информация должна быть доступна одновременно в разных формах, удобных для сотрудников;
- своевременность необходимая информация должна вовремя предоставляться всем участникам коммуникативного процесса [4, с.77].
Вторым фактором следует считать удовлетворенность сотрудников обеспечением информационных потребностей это чувства удовольствия, испытываемые персоналом организации, чьи потребности в получении необходимой для работы информации удовлетворены, исполнены [5].
Таким образом, с целью совершенствования организационных коммуникаций в филиале ОАО «Сетевая компания» Нижнекамские электрические сети, и как следствие повышение удовлетворенности работников своей деятельностью, усиление их приверженности организации, наличие благоприятного климата, автор считает актуальным изучение оценки факторов, влияющих на интенсивность протекания коммуникативных процессов в данной организации.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что тема исследования является весьма актуальной и требует использования имеющихся подходов в вопросах исследования коммуникативных процессов. В качестве основного подхода при проведении исследования был выбран интеграционный подход. Он представляет собой такое направление методологии научного познания, в основе которого лежит усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента. Т.е. интеграция это процесс объединения, углубления сотрудничества субъектов управления; управление взаимодействием и взаимосвязями между компонентами системы управления [6]. Процесс интеграции внутри предприятия осуществляется в первую очередь с помощью коммуникаций, так как они являются связующим процессом, объединяющим в единое целое организационную деятельность.
Объектом исследования выступают сотрудники ОАО СК «НкЭС», а также документы, характеризующие систему управления персоналом.
Предметом исследования является интенсивность протекания коммуникативных процессов в ОАО СК «НкЭС», а также факторы на нее влияющие.
Целью исследования является изучение факторов, влияющих на интенсивность протекания коммуникативных процессов в ОАО СК «НкЭС».
Общая гипотеза исследования: предполагается, что интенсивность протекания коммуникаций в филиале ОАО «Сетевая компания» Нижнекамские электрические сети на сегодняшний день является несимметричной, т.е. обмен информацией осуществляется зачастую только в нисходящем направлении.
Исходя из данной гипотезы, представляется следующая задачаисследования:
- проанализировать количество документов, которые получают подчиненные от руководителя организации;
- выявить, как часто поступают сообщения от подчиненных к руководителю организации, и в каком виде.
Дополнительные гипотезы исследования:
- на сегодняшний день в ОАО СК «НкЭС» существует низкое качество предоставляемых данных (или в целом информационных потоков);
- удовлетворенность сотрудников организации тем, как обеспечиваются их информационные потребности, на данный момент находится на среднем уровне.
Исходя из выдвинутых гипотез, представим задачи исследования:
- оценить качество данных (информационных потоков), поступающих по корпоративным каналам коммуникаций по определенным критериям;
- проанализировать степень удовлетворенности персонала ОАО СК «НкЭС» обеспечением информационных потребностей;
- выявить, существует ли заинтересованность у сотрудников организации в решении проблем, касающихся их профессиональной деятельности.
Список использованных источников и литературы
1 Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и правила исследований / М.М. Назаров. М.: Изд-во УРСС, 2009.
2 Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер. 5-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012.
3 Качество информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23731, свободный.
4 Хлынина, М. В. Внутрикорпоративные коммуникации: проверка на прочность / М. В. Хлынина // Справочник по управлению персоналом. Журнал российской HR-практики. 2011. №11. С. 77.
5 Головин, С. Ю. Удовлетворенность [Электронный ресурс] / С. Ю. Головин. Режим доступа: http://psychology.academic., свободный.
6 Мызрова, К. А. Анализ факторов устойчивого развития сетевого взаимодействия организаций, предприятий, образовательных учреждений / К. А. Мызрова, Н. З. Хаймурзина // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. №6. С. 110112.