МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ПРИЧИНЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ПРИЧИНЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Ахметова А.Ф. 1, Ишназаров Д.У. 1
1Зауральский филиал БГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для сегодняшней России весьма актуален вопрос воздействия миграции на развитие. Страна подошла к пониманию насущной необходимости реформ в миграционной политике, став практически одним из мировых лидеров по уровню миграции, и особенно нелегальной. На протяжении многих лет политические и экономические кризисы не позволяли увидеть эту сложнейшую проблему, выступающую теперь в качестве существенного дестабилизирующего фактора в экономической и социально-политической сферах.

Ведь именно нелегальная миграция подпитывает «теневую экономику» и воспроизводит многие другие, сопутствующие негативные процессы в обществе. Сегодня очень важно на основе исследования МТМ в контексте тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни общества; с учетом закономерностей ее системного воздействия на развитие; а также исторического опыта России в данной области выработать рекомендации по формированию миграционной политики, способствующей максимальной увязке миграции и экономического развития страны.

Учитывая, что нарастающий процесс международной миграции начался относительно недавно, а понимание этого явления далеко не полно, представляется крайне необходимым дать объективную оценку сложившейся ситуации в данной области.

Миграция - это перемещение населения, которую в широком смысле можно понимать как любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности, а в узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, то есть в буквальном смысле слова означает переселение.

Государство, обладая разнообразными рычагами, позволяющими регулировать потоки рабочей силы, не эффективно контролирует данный круг вопросов, иногда даже не в состоянии повлиять на них. В зависимости от целей миграционной политики государство задействует определенную систему мер и определяет правовые механизмы ее реализации - принимаются законы и подзаконные акты, которые могут изменяться в зависимости от конкретной ситуации. Государственное управление охватывает в первую очередь наиболее «проблемные» категории мигрантов. Государственные меры «не успевают» за миграционными процессами, реагируя с опозданием. Поэтому действенное регулирование миграционных процессов, минимизация и предупреждение их возможных негативных последствий требуют всестороннего и глубокого исследования миграций, подкрепленного основательной информацией о его истинных причинах и реальных масштабах.

Миграция рабочей силы – это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).

Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы1:

1. Международная переселенческая миграция;

2. Международная трудовая миграция.

Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

Термин «миграция» (от лат. migratio)2 означает перемещение или переселение . Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально-экономического состояния общества.

Причины трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся следующие:

- Различия в уровне экономического развития отдельных регионов.

- Различная степень обеспеченности районов трудовыми ресурсами.

- Наличие различий в размерах заработной платы.

- Существование органической безработицы

Наибольшую долю участников трудовой миграции составляют представители рабочих специальностей, но в ней принимают участие и служащие.

Одной из причин, трудовой миграции может являться желание найти любую работу, которая не позволит человеку «не умереть с голода». Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из регионов с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы.

Другой причиной трудовой миграции может являться причина поиска более высокой заработной платы, более благоприятных условий труда и жизни. По данным статистики чаще всего подобный вид миграции характерен ученым и квалифицированным специалистам.

Основными потоками трудовой миграции являются:

- Миграция в районы крайнего Севера.

- Миграция в районы более выгодными экономико-географического положениями

- Миграция, связанная с природно-климатическими условиями(по состоянию здоровья).

- Миграция научных работников и квалифицированных специалистов из менее развитых регионов в более развитые.

Таким образом трудовая миграция — вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социокультурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др. Различают внутреннюю трудовую миграцию — в пределах одного государства и международную — с пересечением государственной границы. Можно заметить, что наряду с экономическими причинами, причинами миграции (в том числе и трудовой) могут являться: политические, религиозные, экологические, семейные и другого вида причины.

Башкортостан входит в число привлекательных для мигрантов регионов России, в которой проживают представители более 120 народностей.

В настоящее время в Республике Башкортостан официально работают граждане из 43 иностранных государств, общее число иностранных государств, общее число иностранных работников, получивших разрешение на право осуществления трудовой деятельности, то есть легальных трудовых мигрантов, составляет порядка 39,5 тыс.человек. основные сферы их занятости - строительство (около 60% от общей численности иностранных работников), коммерческая деятельность (около 16%), сельское хозяйство (12%). Наиболее активные поставщики рабочей силы на рынок труда республики - Узбекистан, Таджикистан, Вьетнам, Азербайджан и Турция.

В то же время в ряде регионов России имеется избыток собственных трудовых ресурсов, но их перераспределение внутри страны сдерживается низкой мобильностью населения и отсутствием эффективного регулирования внутренней миграции.

Прирост или убыль населения Республики Башкортостан за счет миграции идет по трем направлениям: миграция с дальним зарубежьем, миграция с ближним зарубежьем (страны СНГ и Балтии) и межрегиональная миграция (регионы России). По данным Управления по делам миграции МВД РБ:

1) За период с 2002 по 2013 годы в Республику Башкортостан переселилось 631 тыс. чел., из них 109566 чел. Из республик бывшего СССР. Таким образом, в настоящее время более 11% населения республики - мигранты 90-х годов ХХ века.

2) Положительный миграционный прирост происходит за счет иммиграции граждан центральных азиатских республик СНГ. Наибольший миграционный обмен состоялся с Узбекистаном - 33,39%; Казахстаном - 33,57; Таджикистаном -10,44%. Далее идут Украина - 7,07%, Киргизия -4,13, Туркмения - 3,90%; по остальным странам цифры заметно ниже. Самый высокий уровень миграционного прироста пришелся на 1994 год, когда из стран ближнего зарубежья в республику въехало 23,5 тыс.чел. Однако к 2005 году объем данного миграционного потока снизился в 2 раза.

Выезд (8,5 тыс.чел.) в регионы России превышает въезд (7,5 тыс.чел.), миграционный прирост отрицательный (-1тыс.чел.). Уезжают в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинскую, Тюменскую области, Западную Сибирь, Красноярский край.

Что касается республики безработица является актуальной социальной проблемой населения, безработица стабильно занимает третье место. По последним данным опросов Института социально-политических и правовых исследований Академии наук Башкортостана, после роста цен и низкой заработной платы более 63 процентов респондентов ситуацию с безработицей оценивают как острую.

Социальный портрет среднестатистического безработного в Башкортостане по сведениям того же института в настоящий момент выглядит буквально следующим образом. Примерно в 40 процентах случаев безработными являются жители республики в возрасте от 18 до 29 лет. При этом наибольшая доля безработных приходится на северо-западный социально-экономический район (более 24 процентов населения). Наконец, наиболее острой проблема безработицы является для большого села – здесь не работают свыше 15 процентов населения.

Сначала 2013 года в службу занятости Башкортостана предприятиями и организациями республики заявлено о наличии 270,7 тысячи вакансий. Для сравнения: в январе-октябре прошлого года в региональный банк вакансий поступила информация о наличии 251,2 тысячи свободных рабочих мест.

Как сообщили в пресс-службе Минтруда и социальной защиты населения РБ, на 1 ноября 2013 года в Башкортостане официально насчитывалось 37 тысяч вакантных мест.

При этом доля вакансий по рабочим профессиям составила в регионе 81 процент, с оплатой труда выше прожиточного минимума — 85 процентов. Коэффициент напряженности, или соотношение численности незанятых к числу вакансий, в целом по республике составляет 0,7. Так, в Уфе и других городах этот показатель равен 0,5; в сельских районах — 1,1.

Уровень регистрируемой безработицы в целом по региону на 1 ноября составил 1,08 процента от экономически активного населения. Причем в городах этот показатель равен 1 проценту, в Уфе — 1,13 процента, в районах — 1,2 процента.

Вместе с тем уровень общей безработицы республике в третьем квартале этого года составляет 5,3 процента. В Приволжском федеральном округе и России в целом, этот показатель равен, соответственно, 4,5 и 5,2 процента.

Численность экономически активного населения в регионе в третьем квартале 2013 года составила около 1,981 млн человек. Из них занятых в экономике — 1,875 млн человек, безработных — 105,8 тысячи человек.

В число территорий с максимальным уровнем регистрируемой безработицы вошли города Агидель (6,09 процента), Межгорье (2,07 процента), а также Чишминский (2,14 процента), Аскинский (1,96 процента) и Архангельский (1,82 процента) районы.

По данным за 2013 год, Республика Башкортостан находится на 45 месте по уровню безработицы, который составил 7,1%, тогда как средний уровень по стране составил 5.4%. В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В Республике Башкортостан минимальная величина пособия по безработице — 977,50 руб., максимальная — 5 635 рублей (с учетом районного коэффициента).

Между тем, по данным еженедельного мониторинга, за 10 месяцев 2013 года уволено 13610 человек, из которых трудоустроено 6604. В центры занятости обратились 4611 человек.

По состоянию на начало ноября в режиме неполного рабочего времени в регионе работали 4465 человек. В простое и вынужденных отпусках находились, соответственно, 450 и 542 работника, сообщается на информационном портале занятости населения Минтруда РБ.

Усредненные статистические данные о занятости и безработице в Республике Башкортостан по годам

Таблица 1

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы

2013

1 981 000

1 875 000

105 800

7,1

2012

2 042 000

1 918 000

124 000

6,07

2011

2 080 000

1 921 000

159 000

7,63

2010

2 040 000

1 858 000

182 000

8,92

2009

2 071 000

1 880 000

190 000

9,19

2008

2 030 000

1 925 000

105 000

5,18

2007

2 038 000

1 906 000

132 000

6,48

2006

1 994 000

1 864 000

130 000

6,50

2005

2 025 000

1 883 000

143 000

7,04

2004

1 941 000

1 800 000

140 000

7,23

2003

1 992 000

1 828 000

164 000

8,22

2002

1 948 000

1 787 000

161 000

8,27

2001

1 915 000

1 710 000

205 000

10,68

2000

1 969 000

1 741 000

228 000

11,58

Из таблицы №1 и диаграммы №1 можно сделать выводы о том что, уровень безработицы уменьшился на 4,48% , а число занятых увеличился.

График усредненного уровня безработицы в Республике Башкортостан по годам, %

Диаграмма 1

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: в Республике Башкортостан созданы благоприятные условия для миграционного прироста; привлечение на законном основании иностранных работников в целом по РБ не оказывает существенного влияния на республиканский рынок труда.

Заключение.

В заключении можно сделать вывод, о том что миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие. Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. Одним из возможных направлений совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная корректировка бюджета республики с учетом социально-экономических последствий миграции. Все вышеуказанное позволяет сделать некоторые выводы:

1. Миграционные процессы при снижении их масштабов определяют в современных условиях прирост численности населения и являются крайне разнообразными по социальному, этническому, демографическому составу мигрантов.

2. Миграционные потоки в различной степени влияют на социальное и экономическое положение и отдельные элементы его социальной инфраструктуры.

3. Система управления миграцией сводится сегодня к фиксации прибывающих мигрантов и принятию ограничительных актов. При этом не просчитываются последствия различных видов миграции.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

Список использованной литературы:

  1. Калашников С. Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики.// Человек и труд. – 2008. - №5 – С. 41

  2. Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. М., 2008.С.163.

  3. Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография.- М.: Издательский дом «Стратегия», 2009.- С. 99.

  4. Биккинин, Т. Внешняя трудовая миграция и рынок труда /Т.Биккинин // Экономика и управление. – 2008. ­ №5. – С.8­11.

  5. Галин, Р. Роль миграции в демографическом и социально-экономическом развитии Республики Башкортостан // Экономика иуправление. – 2007. ­ №6. –С.43­ 48.

  6. Дохунаева, Т. Миграция населения / Т.Дохунаева // Трудовое право. – 2006. ­ №7. – С.10­18.

  7. Иткулов, И. Миграция с точки зрения интереса Республики Башкортостан / И.Иткулов // Экономика и управление. – 2007. ­№6 . –С.30­ 34.

1 Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. М., 2008.С.163.

2 Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография.- М.: Издательский дом «Стратегия», 2009.- С. 99.

 

Просмотров работы: 6185