В настоящее время, на закате эпохи индустриального общества с его неустанным стремлением к производству, прогрессу и от того пристальным внимание к когнитивной сфере человека, приходит новое время, где акценты уже расставлены иначе. Становится очевидным, что одних интеллектуальных ресурсов недостаточно для успешной социальной адаптации, личностного развития и роста. Однако, несмотря на тот факт, что эмоции намного ранее появления интеллекта способствовали выживанию человека, в современной культуре устойчиво закрепилось отношение к эмоциональной сфере как к чему иррациональному и от того несущественному. Возникшая в начале 90-х концепция эмоционального интеллекта расширила привычное понимание эмоций и их роли в жизни человека.
Эмоциональный интеллект понимается нами как совокупность способностей к пониманию своих и эмоций окружающих и управлению ими. Студенчество приходится на возраст 16–20 лет и соответствует такому возрастному периоду, как юношество. Юношеский возраст является важным этапом эмоционального развития в силу особенностей возрастных задач, стоящих перед личностью. Проблема самоопределения, как профессионального, так и личностного, самопознания – одни из ключевых на данном этапе. Развитие эмоционального интеллекта в этом возрасте способствует гармоничному становлению личности, эффективной адаптации в социуме [2].
Идея единства как эмоционального, так и когнитивного начала зародилась довольно на ранних этапах становления культуры, в рамках философских и религиозных учений. Проблема заключалась лишь в их соотношении. На протяжение многих веков концепция развивалась благодаря усилиям античных мыслителей, мыслителей эпохи Просвещения, романтической философии и восточных философских системах, в буддистской традиции.
Интеллект в психологии понимается как общая способность к адаптации, обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, использование знаний для изменения окружающей среды.
В начале XX века, концепция интеллекта преимущественно рассматривалась с позиции когнитивных процессов, однако параллельно развивалось новое научное течение, заставляющее по-новому взглянуть на проблему «что значит быть умным».
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1985 г. в диссертационной работе Уэйна Пейна «A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence». Однако заслуга введение в обиход понятия «эмоциональный интеллект» принадлежит Питеру Саловею (Peter Salovey, 1990 год), а его популяризация – Даниелю Голману, который в 1995 году выпустил книгу «Emotional Intelligence», впоследствии ставшую бестселлером [1].
Исследованием эмоционального интеллекта занимались Р. Бар-Он, Г. Гарднер, Д. Гоулман, Д. Карузо, Дж. Майер, К.В. Петридес, П. Саловей.
Среди отечественных исследователей следует отметить И.Н. Андрееву, Е.Н. Осина, Т.П. Березовскую, Е.С. Иванову, А.В. Карпова, С.С. Степанова, Е.Н. Осина, А.А. Панкратову, A.C. Петровскую, Д.В. Ушакову, Е.Л. Яковлеву и других.
Огромный вклад в изучение проблемы эмоционального интеллекта внес Д.В. Люсиным. Основываясь на уже существующей информации по проблеме эмоционального интеллекта, Д.В. Люсиным была разработана собственная модель эмоционального интеллекта, отличающаяся от предшествующих модели способности, смешанной модели и модели черт. Для её эмпирического обоснования была проведена масса исследования. Для диагностики эмоционального интеллекта, автором был создан опросник, получивший название «ЭмИн».
Развитие эмоционального интеллекта является важным фактором адаптации к социальной сфере жизни. С эмоциональным благополучием человека связана его оценка самого себя, своих способностей и личностных качеств.
Развитие эмоционального интеллекта является важным фактором адаптации к социальной сфере жизни. С эмоциональным благополучием человека связана его оценка самого себя, своих способностей и личностных качеств.
Как считает П.М. Якобсон, юношество – это «критический» возраст, поскольку именно в этот возрастной период закладываются основы эмоциональной жизни человека, которые станут фундаментом его эмоциональности в зрелые годы [8]. Как указывает А.О. Прохоров, в период 17-25 лет наблюдается максимальное разнообразие эмоциональных переживаний. Именно значимость юношеского возраста для развития различных аспектов эмоциональной сферы личности и обусловили актуальность данного исследования.
В выборку вошли студенты екатеринбургского колледжа физической культуры и спорта УралГУФК. Всего в исследовании приняло участие 47 человек.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Опросник на эмоциональный интеллект «ЭмИн» Д.В. Люсина;
2. Методика «Словарь эмоций» Ивановой Е.С;
3. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей «КОС-2», Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
По результатам диагностики были получены следующие данные.
Опросник на эмоциональный интеллект «ЭмИн»
Рис. №1 – Результаты диагностики по методики ЭмИн, в %.
Анализируя рисунок 1, можно сказать, что:
шкала ВП (понимание своих эмоций) отличается самым высоким процентным показателем по среднему уровню среди всех других шкал – 47% студентов;
шкала ВУ (управление своими эмоциями) имеет самый высокий процентный показатель опрошенных с очень высоким уровнем развития, в сравнении с другими шкалами;
по шкале ВЭ (контроль экспрессии) у 28% средний уровень; у 25% – высокий; 21% студентов обладают низким уровнем развития; 15% – очень высоким и 11% очень низким.
По полученным результатам, 41% опрошенных обладают средним уровнем развития по шкале ВЭИ (внутриличностный эмоциональный интеллект), 21% студентов обладают высоким уровнем; у 17% по, результатам диагностики, очень высокий уровень; еще 15% студентов, напротив, имеют очень низкий уровень развития по шкале ВЭИ и 6% – низкий.
Обращаясь к подшкалам межличностного эмоционального интеллекта МП и МУ:
Шкала МП (понимания чужих эмоций) имеет самый высокий процент опрошенных, в сравнении с другими шкалами, обладающих низким уровнем развития – 38%. Также, по шкале МП, в сравнении с другими шкалами, самый высокий процент опрошенных с очень низким уровнем развития – 26% и самый низкий процент (6%) опрошенных с очень высоким уровнем развития по шкале МП (понимания чужих эмоций).
По шкале МУ (управление чужими эмоциями) у 34% опрошенных обладают средним уровнем развития, 21% – низким, 19% – высоким, 15% опрошенных очень высоким и 11% очень низким уровнем развития по шкале МУ.
В общем, по шкале МЭИ (межличностный эмоциональный интеллект) были получены следующие результаты: 36% опрошенный обладают средним уровнем развития межличностного эмоционального интеллекта; 25% – низким; 15% высоким; 13% опрошенных студентов – очень низким уровнем и 11% очень высоким.
В целом, анализируя полученные результаты, можно говорить о том, что внутриличностный эмоциональный интеллект у студентов колледжа развит лучше. В частности, студенты неплохо понимают свои эмоции, умеют ими управлять, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные, а также контролировать внешние проявления своих эмоций.
В сфере межличностного эмоционального интеллекта, согласно полученным результатам, есть трудности в понимании эмоционального состояния человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; в чуткости к внутренним состояниям других людей.
Диагностика коммуникативных и организаторских способностей (КОС)
Рис. 2 – Результаты диагностики по методики КОС, в %.
Как видно из рисунка 2, 30% опрошенных имеют средний уровень развития коммуникативных способностей (КС), 23% высокий и 15% – высший. У 23% опрошенных был зафиксирован низкий уровень развития коммуникативных способностей и у 9% – очень низкий.
По шкале организаторских способностей (ОС), у 47% обнаружился высокий уровень развития ОС; у 21% – средний; 15% опрошенных обладают высшим уровнем развития ОС и еще 15% – низким. Всего у 2% был зафиксирован очень низкий уровень развития ОС.
Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что студенты колледжа обладают неплохо развитыми коммуникативными способностями, которые однако немного уступают организаторским. В целом, полученные результаты характеризует испытуемых, как стремящихся к контактам с людьми, умеющих отстаивать свое, способных принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Методика «Словарь эмоций» Ивановой Е.С.
Рис. 3 – Результаты диагностики по методики «словарь эмоций»
Как видно из рисунка 3, 45% испытуемых обладают низким уровнем развития объема активного словаря эмоций; у 40% зафиксирован средний уровень и у 15% – высокий. Из полученных результатов можно сделать вывод о недостаточности развития эмоциональной компетентности, эмоционального опыта испытуемых.
Таким образом, структурные компоненты эмоционального интеллекта студентов колледжа имеют свои особенности развития:
Высокие показатели по развитию внутриличностного эмоционального интеллекта;
Недостаточное понимание чужих эмоций, на основе внешних проявлений эмоций или интуитивно; недостаточность чуткости к внутренним состояниям других людей.
Средний уровень развития коммуникативных способностей, однако их потенциал не отличается высокой устойчивостью;
Высокие организаторские способности;
Низкий объем активного словаря эмоций, отражающего эмоциональную компетентность.
Представленные результаты намечают ключевые точки воздействия на пути развития эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности студентов колледжа, которые начинают свою профессиональную карьеру как будущие тренера, инструкторы, преподаватели физической культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВГоулман Д. Эмоциональный интеллект; пер. с англ. А.П. Исаевой, – М. АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2008 - 478 с.
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — С. 388.
Иванова Е.С. Опознание и вербализация эмоций как основа эмоционального интеллекта / Е. С. Иванова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2010. — N 4 (81). — С. 82-88.
Иванова Е.С., Вербализация эмоций: возрастные и гендерные различия. // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011, №4 (95). - С.180 -188.
Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.
Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. Материалы международной научно-практической конференции. 20-24 октября 1999 г. / Под ред. Г.А. Емельянова. М.: ИП РАН, 2000. С. 25-35.
Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб.:Прайм-Еврознак, 2002. – С. 338 – 343. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П.М. Якобсон. –М.: Знание, 1976. – 64 с.