ГЕОМЕТРИЯ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОРНАМЕНТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГЕОМЕТРИЯ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОРНАМЕНТА

Нурмагамбетова З.С. 1, Чекаева Р.У. 1, Ревтова В.В. 1
1Евразийский национальный университет им.Л.Н.Гумилева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная научная работа посвящена изучению, анализу орнамента на исторических памятниках архитектуры. Выбирается памятник архитектуры, изучается, дается краткая историческая справка об этом объекте и предоставляется общий вид орнамента. Композиционная закономерность исследуемого орнамента. Средства и приемы архитектурной композиции, с помощью которых выстроен орнамент.

This scientific work is devoted to the study and analyse of the ornament on the historical monuments of architecture. Selected architectural monument studied, provided a brief historical background about this property and provided a general view of the ornament. Compositional pattern ornament investigated. Means and methods of architectural composition, by which built ornament.

Введение.«Художественные традиции и архитектура будущего» — элективная дисциплина, которая дополняет и интегрирует в себе комплекс теоретических и практических навыков, приобретаемых студентом в процессе ее обучения. Способствует ознакомлению студентов с архитектурным наследием регионов и направлениями в современной архитектуре в аспекте исторически сформировавшихся художественных традиций, а также с новаторскими разработками и перспективами развития архитектуры будущего.

Целью преподавания дисциплины является изучение основных достижений архитектуры Казахстана, исторических этапов, архитектурных школ, наиболее характерных памятников и прогрессивных тенденций традиционного зодчества регионов, генезиса архитектурных форм сооружений с древнейших времен до начала ХХ века и перспективы развития в будущем.

Задача преподавания дисциплины состоит в изучении историко-архитектурного процесса, выделении основных и характерных приемов внутри этапного формообразования на примере развития архитектурного орнамента.

В результате изучения дисциплины и выполнения практических заданий студенты должны знать:

  • основные исторические этапы развития зодчества Казахстана и развитие орнамента в архитектуре;

  • архитектурно-региональные школы, традиции и прогрессивные тенденции архитектуры Казахстана;

  • виды орнамента, композиционные приемы построения орнамента, элементы формообразования;

  • уметь создавать новые варианты архитектурного орнамента с учетом сложившихся традиций;

  • владеть навыками определения наиболее характерных особенностей и достижений архитектуры регионов для использования их в дальнейшей профессиональной деятельности.

Полученные знания могут быть в определенной степени применены, как база при интерпретации национальных архитектурных форм в заданиях курсового проектирования

Основная часть. Орнаменткак искусство, как знак, как символ существует уже более тысячи лет.Орна́мент(лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет, или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Более того, можно утвердительно сказать, что он зародился на самой заре истории человечества и поэтому может считаться одной из самых древних форм самовыражения человека. В результате своего поступательного развития орнамент стал некой формулой с множеством известных и неизвестных величин, преисполненной глубокого смысла.

В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими.

Гирих (перс.) – узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании[1].

Орнамент в виде гириха. Мавзолей Гур-Эмир

Ислими (перс.) – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали.[1] Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов.

Орнамент в виде Ислими. Мавзолей Гур-Эмир.

Архитектура Казахстана также испытала значительное воздействие среднеазиатского региона, особенно это касается южных областей, имевших более тесные связи со Средней Азией и сильнее подвергнувшихся – исламизации. Здесь возникли типы зданий, общие для всех стран Ближнего и Среднего Востока — мечети, медресе, мавзолеи, рабаты, сардоба, бани. Появились новые виды орнамента: гирихи и мадохили. Начиная примерно с XIII — XIV веков широко стала применяться цветная поливная керамика для облицовки зданий. Все это очень незначительно затронуло западные, северные и восточные районы Казахстана — здесь, вдали от земледельческих оазисов, развивались традиции степных кочевников.

В орнаментальном декоре архитектурных памятников Западного Казахстана XVIII — XIX веков, в сопоставлении с памятниками Центрального и Восточного Казахстана, можно отметить заметное преобладание растительных мотивов. Но это не мотивы орнаментики Средней Азии, а только более частое употребление листовидного завитка. Структура же орнаментики, темы и мотивы ее едины для всех районов Казахстана.

По дисциплине «Художественные традиции и архитектура будущего» изучение, анализ и составление орнамента стало одной из важнейшей части дисциплины. В разделе изучение и анализ орнамента на исторических архитектурных сооружениях заданием было составление альбома с использованием для выполнения профессиональных компьютерных программ (CorelDRAW, AdobePhotoshop и др.). В состав альбома входит:

1.Иллюстративный материал образцов орнаментов памятников архитектуры, народного зодчества или художественного наследия.(указать какой памятник архитектуры изучался, дать краткую историческую справку, общий вид орнамента)

2.Геометрия построения исследуемого орнамента. Вычертить орнамент. На чертеже изобразить линии построения.( поэтапное усложнение геометрической формы, 4-8 этапов – раппортов)

3.Составляющие элементы орнамента.(изобразить простые геометриические формы из которых состоит орнамент – квадрат, круг, треугольник и т.п.)

4.Модуль и отношение каждого элемента между собой и друг к другу. Определить общие размеры исследуемого архитектурного орнамента и размеры его элементов.(показать модульный элемент и модульную линейку, задать размеры в модулях, подписать чертежи)

5. Композиционная закономерность исследуемого орнамента. На чертеже изобразить композиционные оси орнамента. Средства и приемы архитектурной композиции, с помощью которых выстроен орнамент. Определить доминирующий элемент (если такой есть), акценты, соподчиненность элементов, чередование элементов.(ритм, метр)

(Показать и подписать каждый композиционный прием и перечистить средства композиции)

6. В укрупненном масштабе вычертить фрагменты орнамента(1-1.5 раппорта). Показать основные акценты и составляющие орнамент. Детализировать элементы.

7. Вычертить линейно в масштабе орнамент в профессиональных компьютерных программах.

8. Определить цветовое решение образцов орнаментов памятников архитектуры, народного зодчества или художественного наследия(иллюстративного материала)

9. Выполнить цветовое оформление вычерченного архитектурного орнамента. Использовать для выполнения задания профессиональные компьютерные программы (CorelDRAW, AdobePhotoshop и др.).

К примеру:для рассмотрения был выбран Мавзолей Гур-Эмир исторические и архитектурные памятники Самарканда

Гур Эмир (в переводе - могила эмира, повелителя, т.е. Тимура) - место, где похоронены Амир Тимур, его сыновья и внуки. Первоначально мавзолей предназначался лишь для внука Тимура, Мухаммед Султана, который умер молодым в 1403 году, во время военного похода. Тимур потрясенный смертью любимого внука, в котором он видел наследника престола, распорядился возвести мавзолей на территории ансамбля царевича Мухаммеда Султана. Он был его внуком от старшего сына Джехангира и замещал Тимура в его отсутствие, считаясь его преемником на троне.

Этот ансамбль, включающий медресе и ханако был объединен квадратным четырех - айванным двором с высокими стенами, четырьмя угловыми минаретами и порталом. Портал украшен в технике резной наборной мозаики.

Виртуозные узоры выполнены мастером Мухаммадом-ибн-Махмудом Исфахани. Восстановлены на высоту человеческого роста стены дворика, подняты несколькими рядами кладки стен худжры медресе. Во время реставрационных работ по фотографиям и обмерным чертежам, сделанным в XIX веке, в 1996 году к 660-летию Амира ТемураСохибкирона, восстановлены два минарета. Композиция мавзолея Гур Эмир выдержана в схеме, ставшей в Маверанахре традиционный: призма основания, цилиндрический барабан, купол. Но много и нового внесли мастера: призма основания - восмигранная, необычная для монументальной архитектуры Средней Азии, уникален по форме внешний купол, увенчанный золотым навершием - кубба.

Высота купола 12.5 м., диаметр в основании - 15 м. Однако купол не кажется таким громоздким. Это достигается благодаря тому, что он разделен на грани, плавно переходящие к барабану. Бирюзовая полива придает ему особенно нарядный вид на фоне ярко-голубого небаСамарканда. Композиция мавзолея отличается монументальностью, которую определяют не только крупные размеры, нои красота объемных форм. Впечатление монументальности, торжественности усиливает декор: восьмигранная призма основания отчеркнута понизу мраморной панелью, над ней крупный орнамент, выложенный глазурованными плитами на фоне обожженного кирпича; огромные, почти трехметровые надписи опоясывают барабан; жгуты купола облицованы голубыми плитками.

Как предполагают исследователи, строительство, продолженное Улугбеком, осталось незавершенным. По его приказу была построена галерея для входа в мавзолей, сохранившаяся до наших дней. В 1447 году по распоряжению Улугбека из Герата было перевезено тело Шахруха, сына Тимура. В ногах у Тимура надгробие Улугбека. Самое большое надгробие принадлежит духовному наставнику Тимура – Мир-Сейиду Береке. Не установлено, кому принадлежат два малых надгробия и надгробие, которое находится за решеткой. По мысли Тимура, грандиозность архитектурных форм должна была внушить представление о величии погребенных в Гур-Эмире лиц. И на самом деле, по мнению искусствоведов, "памятник этот, как, может быть, никакое погребальное сооружение Средней Азии, порождает высокие помыслы о величии человеческих дел".

Мавзолей ГурЭмир - это памятник нового стилистического направления, которое к концу XIV в. сложилось в Самарканде на базе объединенных творческих усилий мастеров Средней Азии и других стран на Востоке. Начатые в 1951 году реставрационные работы были возобновлены в 90-е годы в связи с юбилеем Амира Тимура. Дополнены ониксовые панели, позолота, росписи. С потолка, как и в прошлом, свисает роскошная люстра. А в склепе под полом мавзолея, оформленном очень скупо, находятся захоронения, расположенные в том же порядке, что и декоративные намогильники.

В июне 1941 года по решению правительства Узбекистана были проведены исследования ученых по вскрытию склепа мавзолея Гур-Эмир. Вскрытия показали, что в мавзолее действительно погребены Тимур, Улугбек, Шахрух, Мираншах и Мухаммед-Султан. Антрополог - реставратор М.М.Герасимов воссоздал по черепам скульптурные портреты Тимуридов.

Останки Тимура и Мухаммед-Султана находились в деревянных гробах, все остальные захоронения производились непосредственно в саркофагах. Гроб Тимура сделан из арочного дерева. В обряде захоронения использовался метод бальзамирования. Захоронение Улугбека свидетельствует о том, что он был убит и похоронен как шахид, в одежде, в которой его застала смерть, что полностью соответствует предписанию шариата. "…Каждый плывет до назначенного ему срока", - строки из примечаний надписи на могильной плите ученого.

Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрытие интерьера сделали мавзолей Гур-Эмир уникальным памятником среднеазиатского зодчества.

Выполняется альбом чертежей выбранного архитектурного орнамента мавзолея - Гур-Эмира в г.Самарканд

Во втором разделе «Составление орнамента» студентам необходимо разработать элементы художественно-декоративной отделки объекта современной архитектуры (архитектурного орнамента) на основе изученного орнамента с использованием художественных традиций и памятников архитектуры. Второй раздел дисциплины также состоит из составления альбома с сравнительными характеристиками изученного и разработанного орнаментов, для демонстрации использования композиционных закономерностей разработанного орнамента на основе изученного аналога. Альбом состоит из:

  1. Показать общий вид орнамента; - фото с изображением только орнамента, подписать – например: Общий вид орнамента.

  2. Геометрия построения орнамента. На чертеже изобразить образец орнамента с линиями построенияи стилизацию орнамента с линиями построения.

  3. Сравнительный композиционный анализ образца и разрабатываемого архитектурного орнамента.изобразить 2 чертежа. На чертежах показать композиционные оси орнамента. Средства и приемы архитектурной композиции, с помощью которых выстроен орнамент. Определить доминирующий элемент (если такой есть), акценты, соподчиненность элементов, чередование элементов.(ритм, метр).

  4. Составляющие элементы орнамента.(изобразить простые геометрии-ческие формы из которых состоит стилизованный орнамент – квадрат, круг, треугольник и т.п.).

  5. Общий вид стилизованного орнамента. В укрупненном масштабе вычертить линейно разрабатываемый орнамент.

  6. Цветовое решениестилизованного орнамента. Определить цветовое решение орнамента. Выполнить цветовое оформление вычерченного архитектурного орнамента. Использовать для выполнения задания профессиональные компьютерные программы (CorelDRAW, AdobePhotoshop и др.)

  7. Цветовое решение орнаментов. – 2 изображения – орнамент памятника архитектуры – его стилизация.

К примеру:

я

Заключение.Орнамент — неотъемлемая часть искусства, художественное отражение мировоззрения и культуры народов. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения [2]. Орнамент – неизменный участник нашей повседневной жизни, вечный спутник человека и человечества. В Исламе орнамент превратился в способ постижения мира в символической форме. Инвариантность, многозначность знаков и символов, которые стали своего рода кодами бытия, сформировали особое миропонимание. Глубокий смысл искусства исламского орнамента и позволяет говорить о его значении.

Выводы:

  1. Изучены и определены геометрическая закономерность построения исследуемого орнамента, составляющие элементы орнамента, из которых состоит орнамент – квадрат, круг, треугольник и т.п.

  2. Модуль и отношение каждого элемента между собой и друг к другу. Определены общие размеры исследуемого архитектурного орнамента и размеры его элементов, показаны модульный элемент и модульная линейка

  3. Выявлены средства и приемы архитектурной композиции, с помощью которых выстроен орнамент. Определены доминирующий элемент, акценты, соподчиненность элементов, чередование элементов, ритмические или метрические ряды.

  4. Цветовое решение образцов орнаментов памятников архитектуры, народного зодчества или художественного наследия и его стилизация.

  5. Владение навыками определения наиболее характерных особенностей и достижений архитектуры регионов для использования их в дальнейшей профессиональной деятельности.

  6. Получены навыки анализа уже существующего орнамента на исторических архитектурных памятниках и стилизация его в современное видение для использования их в современных архитектурных сооружениях.

Использованная литература:

  1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Под редакцией Н.В. Баранова. - М.,1970-1972. Том 8. Архитектура Средней Азии(Самарканд). V1-X1Xвв.

  2. Орнаменты. Стили. Мотивы - Н.С.Ворончихин, Н.А.Емшанова

  3. Большая энциклопедия «Все знаки и символы от глубокой древности и до наших дней» - Гусев И.Е. – 2009

Просмотров работы: 3932