Достижения технического прогресса в области информационных технологий конца XX в. прочно завоевали свои позиции в различных отраслях экономики, в корне изменив процесс производства, продвижения и реализации различных материальных и нематериальных благ.
Эти достижения оказали существенное влияние и на туристский бизнес, значение которого в мировой экономике и мировых экономических отношениях неуклонно растет в течение последних 60 лет. В настоящее время международный туризм динамично развивается в большинстве регионов мира, являясь одной из важнейших отраслей третичного сектора. Развитие международного туризма стимулирует экономический рост, а также процессы интернационализации и интеграции. Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Показатели динамики роста доходности туризма опережают показатели динамики роста дохода в других отраслях.
Сегодня существуют различные методы продвижения туристского продукта. Однако наиболее эффективным методом раскрутки этих услуг является Интернет.
Причиной такой популярности стали такие возможности и характеристики Сети, как:
массовость;
возможность воздействия на целевую аудиторию (помогает оптимизировать расходы и повысить эффективность рекламы);
возможность получения точной статистики относительно количества посетителей сайта;
высокий показатель конвертации пользователь – покупатель.
Указанными обстоятельствами предопределяется актуальность исследования регулирования рекламы турпродуктов в сети Интернет.
Объектом исследования являются вопросы, связанные с регулированием продвижением турпродукта в сети Интернет.
Цель исследования состоит в подробном рассмотрении использования информационных систем в работе туристского бизнеса на примере всемирной сети Интернет - крупнейшей из информационных систем.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить место норм, регулирующих рекламы турпродуктов в сети Интернет, в системе российского права;
2. Выделить пробелы и проблемные места в существующем законодательстве в отношении регулирования рекламы турпродуктов в сети Интернет.
Активное развитие современного рекламного рынка России началось в начале девяностых годов, и практически одновременно стали появляться правовые акты, регулирующие рекламную деятельность. Одними из первых документов, касающихся рекламной деятельности, стали Законы РФ «О средствах массовой информации», «О защите прав потребителей», «О сертификации работ и услуг», «Об основах туристской деятельности», «О рекламе».
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 18.07.95 "О рекламе", под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
В настоящее время наблюдаются два основных способа использования сети Интернет туристскими фирмами:
1) реклама туристских услуг и имиджа фирмы на собственных или чужих интернет-страницах;
2) продажа туристских услуг через интернет-страницы (Интернет-магазин).
В первом из вышеописанных случаев сеть Интернет используется с целью рекламы туристских услуг примерно так же, как и традиционные СМИ. На персональных или чужих интернет-страницах турагента размещается информация рекламного характера, дается контактная информация фирмы. Для того чтобы приобрести туристские услуги, клиентам необходимо посетить офис фирмы, произвести там оплату и получить документы, предоставляющие право на получение соответствующих туристских услуг. Преимущества использования рекламы в сети Интернет по сравнению с традиционными СМИ, как правило, состоят в более низких расходах.
Во втором случае на интернет-страницах туристской фирмы приводится подробное описание оказываемых услуг и обеспечивается возможность заполнения и отправки формы заявки на приобретение определенного туристского пакета или отдельных туристских услуг.
Обрабатываться такая заявка может двумя способами:
В режиме запроса. В этом случае заявка приходит по электронной почте сотрудникам туристской фирмы, которые проверяют возможность предоставления запрашиваемых услуг в указанные в заявке периоды (например, наличие гостиничных номеров). В случае возможности предоставления этих услуг клиенту об этом сообщают по электронной почте и предлагают оплатить эти услуги. Оплата, как правило, производится с помощью письменного разрешения на списание денежных средств с карточного счета клиента либо с помощью банковского перевода. После того как услуги оплачены, клиенту высылается документ, подтверждающий право последнего на получение заказанных услуг по электронной почте или по факсу.
В режиме реального времени. В этом случае после заполнения и отправки формы заявки клиент в течение нескольких секунд получает информацию о возможности предоставления запрашиваемых услуг и их стоимости. Это достигается за счет того, что соответствующее программное обеспечение позволяет автоматически отправить запрос в систему бронирования, с которой у данной фирмы имеется договор и в которую производители туристских услуг предоставляют определенные квоты последних. При условии возможности предоставления запрашиваемых услуг клиенту автоматически предлагается либо немедленно оплатить запрашиваемые услуги с помощью одной из электронных платежных систем, работающих в режиме реального времени, либо ввести данные банковской карты с тем, чтобы гарантировать оплату. Сама оплата в этом случае производится по прибытии на место оказания (начала оказания) самих услуг, например в гостиницу, аэропорт, железнодорожный вокзал. После того как оплата произведена или гарантирована, на сервере фирмы автоматически генерируется документ, подтверждающий факт сделки и высылается клиенту по электронной почте. При таком способе реализации туристских услуг практически полностью исчезает личное общение туриста с персоналом туристской фирмы. Оно необходимо лишь в случае возникновения каких-либо сбоев в функционировании системы бронирования, работающей в режиме реального времени.
Часто как продажа туристских услуг по запросу, так и продажа в режиме реального времени посредством интернет-страниц практикуются одной и той же туристской фирмой, так как не все виды туристских услуг можно забронировать с помощью систем бронирования, работающих в режиме реального времени. Отдельно взятый турист может, например, забронировать авиабилет и гостиничный номер в режиме реального времени, а экскурсионную программу и визовую поддержку получить по запросу.
При традиционной схеме реализации туристских услуг, для работы на зарубежных туристских рынках отечественным туроператорам необходимо устанавливать хозяйственные связи с крупными зарубежными туроператорами с тем, чтобы те, в свою очередь, отдавали туристские услуги на реализацию в агентские сети своих стран. Прямое взаимодействие между национальными туроператорами и зарубежными турагентами возможно лишь в редких случаях. Хозяйственные связи между туроператорами разных стран, как правило, устанавливаются на крупных международных туристских выставках, таких, как ITB (Берлин), FITUR (Мадрид), GET (Париж), BIT (Милан), WIM (Лондон). Участие в такого рода выставках сопряжено с существенными расходами: оплата стоимости проезда и размещения сотрудников фирмы в пункте проведения выставки, оплата изготовления оборудования для стендов и рекламной продукции, оплата аренды площади под стенд в выставочном комплексе. Кроме того, при традиционной схеме реализации туристских услуг для того, чтобы заинтересовать зарубежных туроператоров, им необходимо предоставить существенные скидки на стоимость обслуживания. Создание интернет-магазина с целью реализации туристских услуг сопряжено с меньшими затратами, а потому может оказаться более предпочтительным методом выхода на зарубежные рынки, в особенности для мелких и средних отечественных туристских фирм
Однако необходимо отметить что продвижение туристических услуг имеет и ряд сложностей. Главные трудности связанны с тем, что в Интернете конкуренция еще более существенна, что в свою очередь приводит к удорожанию кампании по раскрутке ресурса. Основной причиной является необходимость применять запросы, используемые туристическими сайтами компаний-конкурентов и поддерживать полученный результат. Также необходимо понимать, что конкуренты идут аналогичным путем.
Соответственно, для достижения высоких результатов на просторах Интернета, необходимо искать и использовать новые методы продвижения турпродукта и маркетинговые ходы. Чаще всего специалисты предлагают владельцам туристических сайтов следующие способы:
Продвижение в поисковых системах;
Контекстная реклама;
«Вирусная» реклама;
Баннерная реклама;
Реклама на тематических проектах;
Реклама на посещаемых сайтах;
Реклама в блогах;
Тизерная реклама;
Размещение в тематических каталогах;
Размещение пресс-релизов;
Продвижение в социальных сетях и сообществах.
Можно выделить следующие проблемы современной туристской сферы:
Неинформированность населения. Например, санаторно-курортный комплекс города-курорта Сочи не имеет аналогов в мире. В Сочи есть минеральная вода «Чвижепсе», которая по своему минеральному составу значительно превосходит воды всемирно известного питьевого курорта Баден-Баден, а эта информация известна лишь немногим людям;
Отсутствие компетентного продвижения турпродукта курортов Краснодарского края;
Высокая стоимость отдыха и транспортная проблема;
Отсутствие партнерских отношения между туристскими организациями;
Редкое использование сети Интернет в маркетинговых целях.
Внедрение электронного бизнеса в туризме дает предприятиям размещения некоторые дополнительные возможности, в частности, позволяет:
использовать более экономичные каналы связи с целевыми рынками и отдельными компаниями;
предоставлять потребителям более простые и оперативные средства по приобретению турпродукта, что приведет к увеличению объема продаж турпродукта конкретного предприятия размещения;
обеспечивать более высокий уровень обслуживания и удержания потребителя;
сократить расходы благодаря большей эффективности и упрощению процедуры торговых сделок.
Электронная торговля представляет собой новую форму рыночных отношений, и основывается она на использовании новых телекоммуникационных технологий, в частности сети Интернет.
Если будет организовано такое объединение с единой системой бронирования путевок через сеть Интернет, то для конечного туриста стоимость размещения в конкретном предприятии размещения выйдет дешевле, как минимум, на стоимость «накрутки» турфирмы, через которую он заказал бы эту же услугу. Если будет решена транспортная проблема, то конечный турист будет экономить и на стоимости перелетов. Также частично будут снижены трансакционные издержки предприятий размещения и простимулирована реализация их турпродукта.