НОВАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСЗАКУПКАХ: АНТИДЕМПИНГ И STRUGGLE WITH RELATIVES - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НОВАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСЗАКУПКАХ: АНТИДЕМПИНГ И STRUGGLE WITH RELATIVES

Воропаев В.А. 1
1Алтайская академия экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В постиндустриальной и инновационной экономике система государственных закупок является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора экономики.

С 1 января вступил в силу новый закон о госзакупках. Теперь в конкурсных комиссиях официально не имеют права работать родственники подрядчиков, при снижении цены выше 25% подрядчик должен будет представлять многомиллионное денежное обеспечение, а заказчики смогут в одностороннем порядке разрывать контракты. Впрочем, многие госслужащие объявили крупные тендеры до Нового года, когда действовал старый ФЗ.

Предыдущий федеральный закон № 94, регламентировавший проведение госзакупок, действовал с 2005 года. Документ критиковали настолько часто, что его номер запомнили даже те, кто был далек от тендеров, аукционов и освоения бюджетных средств. Для многих словосочетание «94-й закон» стало синонимом распила, отката и коррупции. Пришедший ему на смену 44-й закон, вступивший в силу с 1 января 2014 года, в первую очередь отличается более подробной регламентацией проведения госзакупок, а также ужесточением требований к заказчикам и подрядчикам.

Так, теперь все заказчики обязаны планировать все закупки на три года вперед, а соответствующие планы выкладывать на общероссийском сайте zakupki.gov.ru. Сейчас планированию подлежат только закупки на текущий год. В законе оговаривается, что в трехгодичный график могут быть внесены изменения после утверждения бюджета на очередной финансовый год и изменения тех или иных параметров – например, если местные власти решат, что денег на конкретный проект в настоящий момент нет.

Ужесточаются требования и к ежегодным планам-графикам. Так, в него комитеты и районные администрации должны будут включать обоснования необходимости проведения закупки. Например, заказчику придется публиковать данные мониторинга цен на рынке, чтобы доказать правомочность выставления той или иной цены. Впрочем, нормы по обоснованию и двухэтапному планированию вступают в силу с 1 января 2015 года. Но уже сейчас обсуждается, можно ли заранее запланировать основные закупки на три года вперед, учитывая, что зачастую возникают нужды, которые невозможно предусмотреть заранее..

Еще одна серьезная новация – борьба с демпингом. Если стартовая цена была снижена во время торгов более чем на 25%, то победитель конкурса должен будет представить серьезное обеспечение: согласно закону, на счет заказчика нужно будет перевести сумму в размере от 10% до 30% от стоимости контракта. Пример: на последнем аукционе на поставку 37 троллейбусов для Петербурга завод «Тролза» уменьшил стартовую цену с 362 млн до 217 млн рублей. Если бы тендер проводился не по 94-му, а по 44-му ФЗ, то на счет комитета по транспорту предприятию пришлось бы перевести около 100 млн рублей.

Кроме того, ужесточаются требования к банковским гарантиям, которые нужно предоставлять для участия в конкурсе в качестве обеспечения. Сейчас большинство гарантий являются фальшивыми, а Интернет пестрит объявлениями по их продаже. Так, глава комитета финансов Эдуард Батанов недавно заявил, что в 2013 году его ведомство провело проверку тех гарантий, который предоставляли участники конкурсов: из 279 около 60 оказались фальшивыми. Теперь на сайте госзакупок появился реестр гарантий, и заказчик вправе не принимать те документы, которые не внесены в него.

В целом, как отмечают эксперты, 44-й закон является более детальным: те нормы, которые раньше были обрисованы в общих чертах, теперь подробно регламентированы. Например, в конкурсные комиссии теперь официально нельзя включать родственников потенциальных подрядчиков. В 94-м ФЗ эта норма была более туманной: там было указано, что в комиссии не могут работать чиновники, «лично заинтересованные в размещении заказа». Впрочем, заказчики пока относятся к нему с опаской: за первые четыре рабочих дня 2014 года петербургские распорядители бюджетных средств разместили минимум тендеров. Большинство крупных заказчиков предпочли объявить конкурсы в последние часы перед Новым годом, а Центр комплексного благоустройства – и вовсе за 22 минуты до боя курантов.

На практике встречается множество казусных ситуаций при заключении госзакупок.

Например, Красноярская мэрия заказала дизайнерский туалет стоимостью 1.6 млн. рублей. Согласно документации, работы нужно проводить в соответствии с ранее разработанным дизайнерским проектом интерьера, концептуальной идеей которого «была избрана неоклассика». Цветочные узоры, украшающие как фоновую плитку, так и декоры Italon Touch, придадут интерьеру необычайный шарм и уникальную эстетичность», — говорится в документации к торгам.

Такие закупки, конечно, единичный случай. Но крайне сомнительных закупок - нелепых или по завышенным ценам - крайне много. Вот, например, Минсвязи готово заплатить 3 млн рублей за «разработку концепции ведения корпоративных презентаций», а 12 млн рублей - за «исследование основных направлений создания портала Минсвязи». ФГУК Государственный кремлевский дворец тратит 1 млн рублей на набор партитур, перепечатку и брошюровку семи балетов. Тот же Следственный комитет покупает два Infiniti QX56 за 5 млн рублей Вологодская обладминистрация заказывает за 40 млн рублей уже проектно-изыскательские работы для уже построенного Дворца Деда Мороза. Новосибирская милиция покупает стол для переговоров за 500 тыс. рублей, тумбу для оргтехники за 497 тыс. рублей, а кресла за 375 тыс. рублей. А тверская администрация тратит 29,55 млн рублей на информационное сопровождение деятельности губернатора и администрации в СМИ и 325 тыс. рублей - на покупку книг «Житие Арсения Тверского» в подарочный фонд губернатора.

Патрульный катер HAINES 400 AftCabin (Offshore) (или эквивалент) нужен войсковой части 5056, о чем собственно часть и известила всех на сайте госзакупок. Начальная стоимость контракта 21 900 000 руб. Внешний вид и интерьеры не оставляют никаких сомнений, что катер исключительно патрульный.

С введением нового закона регулирующего отношения в сфере государственных закупок, возникает множество проблем связанных с его реализацией на практике.

  1. На данный момент закон о контрактной системе достаточно сырой. Закон вступил в силу с 1 января 2014года, однако некоторые его положения начнут действовать лишь с 1 января 2016 года, а, следовательно, не до конца понятен процесс регламентации в период, когда нормы уже есть, но не действуют, а действующие нормы разбросаны в большом количестве различных источников, которые в части уже признаны утратившими силу.

  2. ФЗ «О контрактной системе» предполагает единую точку контакта госзаказчика и поставщика решений – введение информационной системы, однако функциональные возможности работы будущей системы вызывают серьезные опасения. Исходя из практики, сайт уже сейчас перегружен и не всегда работает корректно. И это при условии, что во время процедуры подписания контракта документацию на сайт выгружает только заказчик. Следовательно, нагрузка на него возрастет в разы, когда в соответствии с Новыми правилами документы на сайт будут прикреплять и поставщики. Очевидно, что имеющиеся инструменты не справятся, а новой системы пока нет - ее только предстоит разработать и внедрить.

  3. Согласно закону о ФКС ответственность за любые допущенные нарушения в закупках с 2014 г. будет нести специально обученный человек. На каждом предприятии у каждого государственного муниципального заказчика будет человек, отвечающий за действия при заключении и исполнении государственного заказа. Если сейчас мы за неправильное размещение заказов штрафуем должностное лицо, руководителя предприятия, членов конкурсных комиссий, то с нового года ответственность за все будет нести отдельно взятый, специально уполномоченный и назначенный приказом человек, и, что бы ни произошло, какие бы нарушения ни были выявлены, теперь ответственность нести будет только он. Однако данная регламентация вопроса ставит человека «мешком для битья», когда в случае нарушений допущенных даже не по его вине, крайним остается он, а значит и создается определенное пространство для махинаций, в которых вышестоящие органы будут чистыми уходить от ответственности. А вся вина ложиться на «козла отпущения»

  4. Складывается так же противоречивая позиция на счет запроса котировок цен. «Многие заказчики уже сейчас сказали, что запросы котировок с 1 января 2014 г. проводить не будут – до тех пор, пока не внесут изменений в этот закон». Раньше заявки на запрос котировок подавались в открытом виде, что вело к массе злоупотреблений – недобросовестные представители заказчика могли своей близкой фирме передать информацию о предложениях конкурентов. Депутаты, желая обезопасить участников торгов от такого недобросовестного поведения, ввели такое понятие, как подача заявок на запрос котировок в закрытом конверте. Но теперь новая беда – непонятно, что подано в закрытом конверте. То есть представителю уполномоченного органа приносят конверт и говорят: «Пишите, что вы приняли мою заявку». Но откуда он знает, что там заявка? Он видит только конверт. Может, внутри ничего нет, пустая бумага. А ему потом скажут, что в конверте было самое лучшее предложение – он же расписался, что заявку получил.

Предлагаем следующие рекомендации по совершенствованию электронных госзакупок:

1. Необходимо формирование принципиально новой «контрактной методологии» экономических отношений между государством и субъектами рынка и развитие системы государственных закупок как инструмента государственного регулирования экономики.

2. Создать условия для повышения эффективности государственных закупок как экономической деятельности государства и как важнейшего института государственного регулирования экономики.

Просмотров работы: 1080