СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МАНИПУЛЯЦИЯМ РАБОТНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МАНИПУЛЯЦИЯМ РАБОТНИКОВ

Мусс П.Ю. 1, Шибакова И.Н. 1
1Южно-Уральский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Руководители часто становятся объектом манипуляций со стороны работников. Однако внешне безобидные слова, фразы, жесты, ориентированные на слабые, уязвимые места человека, могут подорвать авторитет руководителя, способствовать развитию иждивенчества подчинённых. Манипуляции могут стать причиной низкого качества работы руководителя. В этой связи актуальным является исследование способов противодействия манипуляциям со стороны работников.

По мнению В. П. Шейнова, манипуляция представляет собой психологическое воздействие, используемое для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент [2]. В свою очередь, О.А. Шипилова под манипуляцией понимает скрытое влияние на человека, с целью получения собственной выгоды. Его поддерживает А.И. Пpигoжин, трактуя манипулирование со стороны работников как незаметное для руководителя воздействие на него работником, с целью удовлетворения интересов последнего [4].

В рамках манипуляции руководителем подчиненные могут использовать следующие способы:

  1. дозированная информация: руководитель получает информацию, усеченную в интересах работника;

  2. работник превращает себя в «незаменимого»: работник намеренно концентрирует внимание руководителя на своем опыте, компетентности, информации на каком-то участке;

  3. работник возлагает на руководителя «свои» решения: руководитель решает проблемы из сферы ответственности подчиненного;

  4. решение без выбора: подчиненный предлагает свое решение как единственно возможное;

  5. работник искажает информацию от имени руководителя: по поручению или с согласия руководителя информация, задания, просьбы передаются, но со смещенными акцентами;

  6. работник «сводит счета» через руководителя: готовя приказы, инициируя решения руководителя, работник неявно формулирует перераспределение ответственности между собой, ущемление интересов другого, подчеркивание недостатков друг друга и т.д.;

  7. способ регулирования «вхожести»: работник по своему мнению ограничивает или открывает контакты руководителя с внешними агентами;

  8. способ «клика»: влиятельные работники образуют группу с целью использовать ресурсы организации в своих интересах, но в ущерб самой организации;

  9. работник из корыстных побуждений использует личные доверительные отношения с руководителем без его согласия;

  10. работник ставит начальника перед фактом: работник проводит выгодное для себя решение, откладывая исполнение задания до тех пор, когда ничего другого уже сделать нельзя;

  11. лесть: работник демонстративно подчеркивает или преувеличивает достоинства своего начальника, использует комплиментарную критику («Нельзя быть таким добрым!»), тем самым вызывая симпатию к себе [4].

Учитывая множество способов манипулирования руководителем, можно выделить несколько методов противодействия манипуляциям:

а) может использоваться командообразование. Работая в команде, подчиненным сложнее решиться на манипулирование в присутствии других. В команде обязательно найдутся работники, у которых интересы не будут совпадать с подобными воздействиями. Командная работа сокращает количество «незаменимых» работников, дает разные варианты решений, вводит большую согласованность между подчиненными, снижает возможности лести, клики или же становится труднее проводить решение, выгодное только кому-то одному;

б) выделяют активные и пассивные психологические методы противодействия манипуляциям. В случае активного противодействия руководитель говорит подчиненному все, что думает о ситуации, ведет по принципу отзеркаливания, на равных. Пассивный метод используется в случае, когда руководитель не знает, как вести себя в такой ситуации. Пассивная защита предполагает оттягивание реакции, что дает время на подготовку ответного шага;

в) руководитель может заниматься личным развитием, посещая тренинги и обучающие семинары по защите от манипуляций.

Сравнительная характеристика методов противодействия манипулированию со стороны работников представлена в таблице.

Таблица

Сравнительная характеристика методов противодействия манипулированию со стороны работников

Критерии

оценки

Командообразование

Развитие личностных качеств

Психологические методы

Незаметность

Является трудновыявляемым методом, т.к. команды, рабочие группы достаточно распространёны для многих компаний. Командообразование выглядит больше как естественный процесс

Является трудно выявляемым методом. Развитие личностных качеств, посещение тренингов часто остаются незамеченными процессами

Активная защита от манипуляции наиболее заметна, в отличии от пассивной

Скорость ответной реакции на манипуляцию

Если рассматривать командообразование как ответную реакцию на манипуляцию, а не способ предотвращения воздействия, то этот процесс является достаточно длительным

Если также рассматривать процесс развития личностных качеств как ответную реакцию на манипуляцию, то процесс занимает время

Является самой быстрой ответной реакцией на манипуляцию, (причём как активная защита, так и пассивная)

Наименьшее негативное воздействие на дальнейшие отношения с манипулятором.

Командообразование чаще всего выглядит как естественный процесс, соответственно практически никак не влияет на дальнейшие взаимоотношения с манипулятором

Развитие личностных качеств помогает распознать манипуляцию и не поддаться ей, вероятность испортить отношения с манипулятором невысока

Активная защита может повлиять на отношения, привести к конфликту. Пассивная скорее всего не отразиться на отношениях

Затраты ресурсов на использование метода

Затраты на создание команды неопределенны и могут быть значительными. Это ресурсы разных типов, включая время.

Требуются как затраты временных ресурсов, так и финансовых (тренинги)

Не требует существенных затрат. Главное – выбрать тактику и использовать ее.

Механизм противодействия манипуляциям со стороны сотрудников включает ряд этапов (рис.).

Рис. Механизм противодействия манипуляциям со стороны сотрудников

Выбор метода будет зависеть от способа и степени распознаваемости манипулирования со стороны работника. Например, трудно распознаваемые способы манипуляции можно решить путем развития личностных качеств. Если способ манипулирования можно распознать, проанализировав ситуацию, а также необходимо сохранить положительную атмосферу, то лучше воспользоваться методом командообразования. Если манипуляция легко распознаваема, и необходимо быстро принять решение, то можно воспользоваться психологическими методами защиты.

Подтверждением сказанного может служить следующий пример противодействия манипуляции «Перекладывание работы».

Наиболее оптимальным является пассивный психологический метод, когда руководитель соглашается с работником, что решить конкретный вопрос проще руководителю, но акцентирует внимание на том, что у него (руководителя) нет на это времени.

Аргумент может звучать следующим образом: «Работа поручена вам. Вот и исполняйте».

Контрманипуляцией может стать фраза: «Вы хотите, чтобы я делал за Вас Вашу работу? Тогда Вам нужно уменьшить зарплату... Не хотите? Тогда идите и работайте».

Рассмотренное противодействие манипуляции будет иметь несколько положительных эффектов. В случае, если работник преднамеренно использует манипуляцию, то выигрышем может стать снятие с руководителя ответственности, уменьшиться рабочая нагрузка. Если работник использует манипуляцию неосознанно, то возникает психологический выигрыш, так как если человек от природы нерешителен, излишне осторожен, то для него более комфортна позиция подчинения.

Таким образом, процесс управления может сопровождаться манипуляциями не только со стороны руководителя, но и со стороны подчиненного. Работник может использовать многообразные способы манипулирования, которые имеют разную степень распознаваемости. В свою очередь руководитель, учитывая ситуацию и способ манипулирования со стороны работника, может использовать такие методы противодействия, как командообразование, развитие личностных качеств, активные и пассивные психологические методы.

Библиографический список

  1. Гриндер, Д. Шепот на ветру. Новый код в НЛП / Д. Гриндер, К. БостикСент-Клер. – Харвест: Прайм-Еврознак, 2008.

  2. Доценко, Е.Л. Психология манипуляций / Е.Л. Доценко. – М: Омега, 2010.

  3. Ермаков, Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия/ Ю.А. Ермаков. – Екатеринбург: Книга, 2008.

  4. Пpигoжин, А.И. Манипулирование руководителем // Кадры предприятия. – 2009. – №1. – С. 30-35

  5. Шейнов, В. П. Скрытое управление человеком / В.П. Шейнов. – М.: АСТ-пресс, 2012.

  6. Шипилова, Будьте осторожны! Вами манипулируют подчиненные // Кадры предприятия. – 2012. – №11. – С. 20-23.

Просмотров работы: 1884