ИНФЛЯЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ: ПРОГНОЗЫ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНФЛЯЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ: ПРОГНОЗЫ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инфляция представляет собой тенденцию длительного и устойчивого повышения общего уровня цен и соответствующего обесценивания денег, вызванного увеличением их количества по отношению к массе товаров и услуг, включая факторы производства. Инфляция и дефляция отражают денежное равновесие в экономике. При инфляции возникает перевес денежного спроса над реальными возможностями предложения. При этом не обязательно возрастать ценам на все товары и услуги, а достаточно всего лишь роста цен на блага, формирующие основу потребительского спроса.

Но это сложное социально-экономическое явление не сводится определенно только к денежному феномену. Оно порождается непропорциональностями воспроизводства в разных сферах национального хозяйства и является одной из самых острых проблем современной экономики. Изменения цен проявляют большое влияние на поведение всех экономических субъектов. Показатели инфляции являются важными индикаторами динамики не только рынков реальных благ и денег, но и состояния всей социально-экономической системы. В целом инфляция представляет собой негативное явление и по ее уровню можно судить о степени устойчивости и сбалансированности экономики страны и ее денежной системы.

Инфляция в России в отличие от большого числа других стран измеряется не дефлятором ВВП, а индексом потребительских цен.

Необходимо отметить более значимые факторы и процессы, определяющие темпы инфляции в России в ближайшем будущем, но не с точки зрения их причин, а с позиции направления влияния: являются ли они ускоряющими или замедляющими инфляцию факторами.

Замедляющие

Ускоряющие

- укрепление рубля;

- замедление роста цен на продовольствие;

- отток капитала;

- снижение таможенных пошлин;

- кредитно-денежная политика ЦБ РФ;

- ситуация на рынке труда;

- ценовые ожидания;

- высокие цены на сырьевые товары;

- кредитная экспансия;

- институциональная среда;

- рост тарифов естественных монополий;

- эффект базы;

- состояние госбюджета;

Рассмотрим ситуацию с инфляцией на сегодняшний день.

Министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев в своём недавнем выступлении предположил, что инфляция по итогам 2013 года составит не более 6%. Согласны с ним и в Центробанке: Эльвира Набиуллина раньше сообщала, что, по их прогнозам, инфляция войдет в коридор 5-6%. Тем не менее, несмотря на такие прогнозы российских чиновников, обычным россиянам с каждым месяцем практически за одну и ту же продуктовую корзину приходится платить все больше денег, а с приближением Нового года цены будут и дальше расти.

Так, например, самый высокий рост показали цены на картофель. По данным Росстата, стоимость его выросла на 30% с начала года. По прогнозам Картофельного союза, цена килограмма картошки к новому году может достигнуть 25-27 рублей, а стоимость вымытой и упакованной вообще поднимется до 120 рублей. Рассмотрим причины такого роста.

Во-первых, сказывается неурожай: сильные дожди летом и осенью. В середине октября было выкопано около 2,6 миллиона тонн корнеплода, что на 763 000 меньше, чем в 2012 году.. По словам исполнительного директора Картофельного союза Алексея Красильникова, от переувлажнения почвы пострадали большинство центральных регионов России. К примеру, в Московской и Владимирской областях еще в сентябре выпала почти пятимесячная норма осадков. А в Брянской и ряде других областей был объявлен режим чрезвычайной ситуации.

Лучший выход из этой ситуации – импорт этого продукта. Однако тут и выявляется вторая проблема. С 1 мая запрещен импорт картофеля из Египта, одной из основных стран-поставщиков. Причина – полив овощей водой из Нила, в которой содержатся болезнетворные бактерии. Однако ввоз картошки, которая поливается из скважин, продолжается. Но этого количества явно не хватает. И все бы ничего, но с 1 октября российские власти запретили ввоз овощей и фруктов из Пакистана: в них обнаружили карантинные объекты, недопустимые для распространения на территории нашей страны.

Справиться с ситуацией у картофелеводов самостоятельно, судя по всему, не получится. Они уже обратились с письмом в министерство сельского хозяйства с просьбой о помощи в выдаче кредитов на покупку семенного материала. Но даже при удачном раскладе надеяться особо не на что. В России дотации на сельское хозяйство невысоки: из 200 000 рублей производственных затрат на гектар господдержка составляет всего 2000. И чтобы обеспечить потребность внутреннего рынка на 100% отечественным семенным картофелем, необходимо не менее трех-пяти лет.

Второе место по росту цен занимает молоко и молочные продукты. По данным руководителя ассоциации «Союзмолоко» Андрея Даниленко, с начала года закупочные цены на сырье выросли на 19%, а по сравнению с прошлым годом – на 30%. Подорожание сырья неизбежно ведет к росту закупочных цен на молочные продукты в сетях. По данным X5 Retail Group, к концу октября они выросли на 7-15%; представители сети «О’Кей» зафиксировали рост на 4-11%.

В прошлом зерновом году, по информации Росстата, средняя цена на фуражную пшеницу выросла на 53%. Сокращая издержки, фермеры были вынуждены забивать коров, что, в свою очередь, привело к уменьшению надоев. За полгода Россия лишилась более 100 000 голов крупного рогатого скота. А ведь именно сырье влияет на себестоимость конечного продукта: вкупе с упаковкой они составляют до 80% его стоимости.

Примерно аналогичная ситуация складывается и с бензином, рост цен на который превысил уровень инфляции. Российские нефтедобывающие компании предпочитают экспортировать сырье вместо того, чтобы удовлетворять спрос на собственном рынке. Помимо этого Белоруссия, которая с января по август должна была поставить России 3,3 миллиона тонн нефтепродуктов, направила лишь 630 тысяч тонн сырья, что так же повлияло на рост цен. Ситуацию, возможно, исправит недавнее решение Минэнерго об использовании 1,2 миллиона тонн топлива из государственных запасов для насыщения российского рынка. Однако понижения цен на бензин ждать не стоит. Единственное, на что могут рассчитывать российские автомобилисты – это сохранение роста цен на уровне инфляции.

Потребительские цены в России выросли с 22 по 28 октября на 0,1%. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные в среду Росстатом. За неделю с 15 по 21 октября инфляция в РФ составляла 0,2%.

По данным статистического ведомства, инфляция с начала месяца достигла 0,5%. Именно до этого уровня Минэкономразвития на прошлой неделе повысило свой прогноз по росту цен по итогам октября. Накопленная инфляция за десять месяцев ожидается министерством на уровне 5,2%, в то время как, по данным Росстата, с начала года цены уже выросли на 5,3%.

Далее рассмотрим отношение бюджетной политики и инфляции.

Минфин в Основных направлениях бюджетной политики на 2014-2016 годы взял за основу следующие ориентиры: рост зарплат в ближайшие три года должен ускориться, тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные билеты - замедлиться, инфляция со следующего года - замереть на отметке в 4-5 процентов. Курс рубля, следуя ориентирам, будет снижаться - к 2016 году национальная валюта подешевеет к доллару почти до 35 рублей. И это при цене нефти в 100 долларов за баррель. Больше всего, судя по выкладкам Минфина, ясности с тарифами на пассажирские железнодорожные перевозки. За этот год билеты на поезд подорожают в среднем на 20 процентов, а начиная со следующего, они будут расти вдвое медленнее - по 10 процентов в год. Цены на электроэнергию для населения вырастут в этом году в среднем на 9-10 процентов, а к 2016 году темпы роста тарифов на нее будут составлять 7,5-8 процентов.

По прогнозам оптовые цены на газ будут через два с половиной года расти ежегодно не на 15 процентов, а на 10,5 процента. Замедление тарифного роста позволит сдерживать уровень инфляции и предотвратить потерю конкурентоспособности российскими производителями, надеются в Минфине. Причем для промышленности снижение темпов будет еще более значительным - рост тарифов будет ограничен инфляцией. Правда, окончательные расчеты пока не готовы. Прогноз по курсу рубля, на основе которого Минфин намерен верстать бюджет, был предложен в свое время Минэкономразвития. Экономисты рассчитывают, что в этом году среднегодовой курс доллара составит 31,4 рубля, в 2014-м - 32,1, в 2015-м - 33,7 и в 2016-м - 34,9. Но доллар уже перешагнул ориентир не только этого, но и следующего года, выйдя за планку 32,4 рубля.

Пока прогноз составлен с учетом ожиданий по стоимости нефти, которая немного упадет в цене, и инфляции. В прогнозе предполагается, что к 2014 году иссякнет отток капитала, а далее он сменится притоком. Но пока на этот год минэкономразвития собирается наоборот пересмотреть прогноз по оттоку в сторону увеличения - с 30 миллиардов долларов до 50.

В следующем году доллар может подняться до 33 рублей, дальнейшее снижение курса рубля лежит в русле стратегии по стимулированию экономического роста. Минфин и ЦБ фактически заявили о смягчении денежной политики. Банк России расширяет кредитование, Минфин собирается покупать на открытом рынке валюту, ожидается снижение ставки рефинансирования.

Для людей падение курса национальной валюты даже до 35 рублей за доллар может быть неприятным. Это негативно скажется на рублевых депозитах. Но если это в сочетании с институциональными мерами по экономике позволит нарастить конкурентоспособность, даст условия для создания новых рабочих мест, а инфляция будет падать, то в итоге снижение курса не станет болезненным. Сегодня предсказать, как изменится курс рубля через три года, реально не может никто, но при ослаблении монетарной политики финансовые власти будут следить за инфляцией.

Вполне возможно, что некоторые составляющие прогноза для окончательной верстки бюджета еще будут пересмотрены - более низким может оказаться рост экономики. Планы Минфина уже несколько скорректированы. Еще в прошлом году предполагалось снижать активнее дефицит бюджета, в 2014 году он должен был составить 0,2 процента, а в 2015-м - свестись к символическим 0,01 процента. Теперь в следующем году разница между доходами и расходами планируется в 0,5 процента, к концу трехлетки - в 0,6 процента. При соблюдении прочих равных условий само по себе такое увеличение не опасно для финансовой стабильности. Но у нас по-прежнему высок нефтегазовый дефицит бюджета, который показывает, как сильно мы зависим от цен на нефть. По планам Минфина с нынешних 9,6 процента к 2016 году этот показатель должен сократиться до 7,8 процента, его снижение до 6 процентов прогнозируется только к 2030 году.

"Нефтяные копилки" будут при этом пополняться небыстро: Резервный фонд увеличится к 2016 году всего на 0,7 процента - до 4,7 процента, а до необходимой величины в 7 процентов ВВП он дорастет только в 2019 году. В Фонд национального благосостояния (ФНБ) в ближайшие три года дополнительные средства зачисляться не будут, его, напротив, планируется тратить. Решение о выделении из ФНБ 450 миллиардов рублей на инфраструктурные проекты было озвучено президентом, Минфин заложил эти расчеты в свои проектировки. К 2016 году объем фонда составит чуть более 3 триллионов рублей, зато 28,7 процента активов фонда будет размещено в финансовые активы на территории страны.

Самое важное здесь, насколько эффективно будут расходоваться средства, не вырастет ли стоимость проектов, на которые они выделяются.. При нынешней нестабильности на рынках Минфину необходимо сохранить консервативный подход по расходам - профинансировать ранее взятые социальные обязательства, уже заявленные расходы на инфраструктуру.

На одном из заседаний правительства было сказано, что процентные ставки по банковским кредитам снизятся вслед за инфляцией. Вопрос о высокой стоимости кредитов поднимался уже не в первый раз. Правительство не может давить на коммерческие банки, чтобы те снижали стоимость кредитов. Данную точку зрения поддерживает и Центральный Банк. На заседании главой ЦБ было сказано: если будет снижаться инфляция, то вниз пойдут и ставки.

Свои убеждения ЦБ готов подкрепить не только словами. Уже к 2015 году Банк России планирует на деле взять на себя ответственность за инфляцию, то есть перейти к режиму инфляционного таргетирования.

По методике Международного валютного фонда, как утверждают эксперты, 2 процента - это примерный уровень "нормальной" инфляции для развитых экономик. Еще 2 процента МВФ советует сразу добавлять для развивающихся экономик. И Россия пока, между прочим, находится в этом разряде стран. Так что 4 процента годового роста цен мы получаем практически гарантированно. Но и это не все. Еще 2 процента инфляции, уверяют эксперты, стоит для страны коррупция и незавершенные институциональные реформы..

Кроме того, правительству, вполне вероятно, параллельно с принятием решения о возложении ответственности на ЦБ за инфляцию предстоит более четко определиться с тарифами естественных монополий, которые также ежегодно вносят свой вклад в рост цен. Некоторые аналитики придерживаются мнения, что для снижения инфляции есть смысл принять решение и не допускать роста тарифов больше чем на уровень прогнозируемой инфляции плюс еще 2-2,5 процента. Как именно это сделать, вероятно, будет обсуждаться в будущем году.

Забегая вперед, хочется сказать несколько слов о прогнозах инфляции на 2014 год.

Банк России увеличил прогноз инфляции в 2014 году с 4,5% до 5%, так как намечавшееся замораживание тарифов на услуги естественных монополий для населения было упразднено. Незапланированный рост расходов потребителей только на оплату газоснабжения, электроэнергии и отопления более чем на 4% потребовал бы от ЦБ ужесточения монетарной политики, чтобы остаться в рамках прежнего прогноза. А этот шаг убил бы экономику. Совет директоров Банка России 27 сентября принял решение о повышении «целевого ориентира» по инфляции на 2014 год до 5,0% вместо прежних 4,5%. Данная цифра будет содержаться в проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» ЦБ, о чем говорится в сообщении департамента внешних и общественных связей Центробанка.

ЦБ надеялся снизить инфляцию до 4,5% уже в следующем году (после запланированных на нынешний 6%), руководствуясь намерением властей отказаться от традиционной индексации (повышения) расценок на услуги естественных монополий — поставщиков газа, электроэнергии, тепла, воды, железнодорожных перевозок и т.д. — в 2014 году. Чаще всего такие индексации обгоняют даже официальные данные по росту потребительских цен, в связи с чем этот фактор считается одним из главных при сохранении повышенного уровня инфляции в России.

Постоянное повышение расценок на услуги, которые у нас, как официально считается, могут оказывать лишь монополисты, вносило вклад, как в дополнительный рост расходов населения, так и в издержки предприятий промышленности и сферы услуг, которые пользуются этими услугами в своей деятельности.

На сегодняшний день власти считают близкий к нулю темп роста ВВП основной экономической проблемой и приняли решение умерить аппетиты монополий хотя бы в отношении услуг предприятиям. В этой ситуации население оказалось крайним.

Услышав об угрозе замораживания тарифов, монополии попытались откровенно шантажировать правительство угрозами резкого сокращения своих инвестиционных программ. И власти пошли на компромисс: для населения в 2014 году тарифы снова будут повышены, правда, более умеренными темпами, чем в прежние годы, — на уровень 70% инфляции 2013 года.

Ожидается, что инфляция по итогам года установится в размере 6%, значит, тарифы для населения увеличатся примерно на 4,2%. И этого достаточно, чтобы ЦБ был вынужден увеличить темп ожидаемой инфляции на 0,5 процентного пункта. При этом Банку России не стоит и стремиться не превышать в 2014 году заданную ранее 4,5-процентную планку, поскольку это потребовало бы ужесточения монетарной политики, что могло бы способствовать рецессии.

По оценке Банка России, в условиях указанного роста тарифов для населения достижение целевого ориентира по инфляции в 4,5% в 2014 году потребовало бы проведения более жесткой, чем изначально планировалось, денежно-кредитной политики в краткосрочной перспективе с соответствующими рисками для экономического роста.

Министерство экономического развития (МЭР), которое официально принимало решение о тарифах естественных монополий, свой прежний прогноз цен изменять не намерено, и он теперь становится более умеренным, чем у ЦБ, — 4,8%.

«Ничего не будем пересматривать, и тарифы тоже, — заявил глава МЭР Алексей Улюкаев в кулуарах инвестиционного форума в Сочи. — У нас совершенно выверенный прогноз, мы в нем уверены, считаем его достижимым».

Независимые эксперты же опасаются, что в 2014 году цены вырастут еще сильнее, чем предполагает ЦБ.

Они считают, что в следующем году будет сложно удержаться в данных рамках (до 5%), так как это потребует от ЦБ РФ дополнительных механизмов оптимизации кредитно-денежной политики, новых реформ и т.д. По оценке Международного валютного фонда (МВФ), показатель достигнет 5,3%, отмечают они.

Просмотров работы: 5898