РОЛЬ АКУШЕРКИ В ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕЙ МАТЕРИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ АКУШЕРКИ В ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕЙ МАТЕРИ

Сучек К. А., Филинова А.А, Минькова Г.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когда речь заходит о здоровом образе жизни, все представляют себе аспекты крепления биологического и физиологического здоровья: отказ от вредных привычек, соблюдение режима рационального питания и чередования труда и отдыха. О сохранении психического здоровья мы задумываемся гораздо реже. Тем более о его формировании. И если и гиена - неотъемлемое составляющее нашей повседневной жизни, то о психогигиене знают немногие. Изменения в душевной сфере женщины, привносимые материнством, профилактика психических расстройств - одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки.

Подробно, по многим аспектам изучаются механизмы зачатия, развития и рождения плода. Нередко различные курсы и «школы» подготовки к родам делают основной акцент на успешном прохождении родового процесса (наименее болезненно, без физических травм), что, несомненно, очень важно. Периоду же беременности традиционно уделяется меньшее внимание, да и то, с тех лишь позиций, как он влияет на развитие будущего ребёнка.

Лнчностная сфера будущей матери как бы уходит на задний план. А после родов, когда женщина особенно нуждается в посторонней опеке и внимании, она зачастую вообще оказывается без профессиональной психологической помощи. Выявлено, что дети от матерей, страдающих послеродовой депрессией, попадают в группу высокого риска по развитию эмоционально-поведенческих отклонений и задержек развития (Г.В. Скобло, Л.Л. Баз, 1998), психических нарушений в сфере общения и психологических проблем в подростковом возрасте Г. Филиппова, 1999).

Беременность - один из самых волнующих и важных периодов жизни любой женщины, который сопровождается огромными физическими и психологическими изменениями в организме будущей матери.

Актуальностьвыбранной нами темы «Роль акушерки в формирование психологического здоровья будущей матери» обусловлена многими причинами: неуклонно растущее число разводов, принудительное повышение рождаемости за материнский капитал, высокая частота

полеродовой депрессии, увеличение сиротеющих детей при живых родителях, девальвация ценностей института брака.

Целью данной работы является:

Будущие акушерки знают методы психогигиены и психопрофилактики для беременных; обеспечивают сотрудничество с пациентками, психологической службой в целях сохранения психологического здоровья матери и ребёнка.

Мы поставили следующие задачи:

  1. Углубленно изучить психологические проблемы беременных;

  2. Изучить литературу по основам психогигиены и профилактики психических расстройств беременных;

  3. Изучить осведомлённость будущих акушерок по данным вопросам;

  4. Информировать будущих акушерок по основам психогигиены и профилактики психических проблем беременных;

  5. Подготовить информационный материал для будущих матерей.

Объект исследования

  1. Студенты медицинских колледжей отделения «Акушерское дело».

  2. Беременные женщины.

Предмет исследования

Применение методов психогигиены и психопрофилактики для решения проблем беременных.

Методами исследования явились:

  1. Изучение литературы

  2. Проведение интервьюирования, анкетирования

  3. Статистическая обработка данных

Анализ литературы показывает, что среди психотерапевтических практик при работе с беременными в основном используются когнитивно-поведенческая терапия, краткосрочная динамическая психотерапия (Pines D., 1997), телесно-ориентированная психотерапия Tuchs,1974; Stolze,1977;). Многими «школами» используются арттерапия, элементы ароматерапии, пение. В.Н. Сидоренко и Е.А. Клепацкая (1998) в своих исследованиях показали, что применение медицинской музыкотерапии в первый период родов (на схватках) а в послеродовый период улучшает психосоматическое состояние женщин, улучшает их настроение, сон, общее состояние и течение послеродового периода.

Мы предложили следующую анкету акушеркам:

  1. Возраст

  2. Род деятельности

  3. На ваш взгляд, какой самый благоприятный возраст для беременности?

  4. Как Вы относитесь к беременности?

  5. Как Вы считаете, необходимо ли планировать беременность?

  6. Чего, по-Вашему, боятся девушки, думая о беременности?

  7. Какие психологические проблемы могут возникнуть у беременных? Какими способами они их решают?

  8. На ваш взгляд, какую роль играет поддержка близких во время беременности?

  9. Как, по-Вашему, стрессовые ситуации влияют на здоровье малыша?

  10. Как Вы думаете, необходимо ли беременным посещать занятия по психологической подготовке?

Результаты анкетирования были следующие:

На вопрос: «На ваш взгляд, какой самый благоприятный возраст для беременности?»

22% ответило, что благоприятный возраст для зачатия 23-26 лет. 15% опрашиваемых считают 19-23 года.

100% считают, что необходимо планировать беременность

«Чего, по-Вашему, боятся девушки, думая о беременности?»

15% думают, смерть малыша и сам процесс родов

11% рождение больного ребёнка

  • 100% ответили, что проблема беременных страх родов и боли.

  • 100% считают, что поддержка близких очень важна во время беременности.

  • На вопрос: «Как Вы думаете, необходимо ли беременным посещать занятия по психологической подготовке?»

37%необходимо посещать занятия

14 % «можно и не посещать»

Анализирую результаты анкетирования, мы сделали следующие выводы:

  1. Респонденты не знаю сущность психологических проблем беременных;

  2. Часть анкетируемых считают, что занятия по психологической подготовки не столь важны для благоприятного течения беременности.

При интервьюирование беременных мы задали следующие вопросы;

1. Какие психологические проблемы, страхи у Вас имеются/имелись во время беременности? Какими способами Вы их решаете/решали?

2. . Какую роль акушерка играла при решении Ваших психологических проблем во время беременности?

3.. На ваш взгляд, какую роль играет поддержка близких во время беременных?4. Как, по-Вашему, стрессовые ситуации влияют на здоровье малыша?

5. Обращались ли Вы к психологу во время беременности?

Анализируя результаты интервьюирования, мы сделали следующие выводы: 1. Основными страхами являются:

  • Незапланированная спонтанная беременность.

  • Возможные осложнения во время беременности, которые могут повлиять на здоровье будущего ребенка.

  • Боязнь родов: ожидание боли, ощущение беспомощности, отсутствие власти над собственным телом.

  • Страх о здоровье будущего ребенка.

  • Один из самых распространенных страхов - эстетические страхи: боязнь тех изменений, которые происходят с лицом и фигурой - вернется ли прежняя форма?

  • Страх стать плохой матерью: сомнение в собственной способности правильно ухаживать за ребенком.

  • Боязнь ответственности за судьбу ребенка: никто в такой мере не отвечает за жизнь и здоровье другого человека, как мать за дитя.

  • Страх будущего: различных перемен в семье, связанных с появлением ребенка - от материальных и жилищных сложностей до изменения отношений с мужем и крушения профессиональной карьеры.

  • Социальные страхи: беззащитность, восприимчивость к отношению окружающих, потеря друзей.

2. Акушерки проводили беседы, консультировали беременных по интересующим их проблемам, но не полностью освещала методам преодоления различных проблем, стрессовых ситуация и страхов.

3. Немногие беременные обращаются к психологу, так как не считают это необходимостью, и пытаются решать проблемы наедине с собой.

Подводя итог своей работы, считаем:

1.Психологическая готовность к беременности имеет очень большое значение, которое

сложно переоценить. Такую подготовку, лучше начинать до наступления беременности.

Во-первых, это важно для семьи в целом. К рождению ребенка необходима основательная психологическая подготовка не только будущей мамы, но и папы. Мужчина и женщина должны заранее внутренне готовы к изменению своего прежнего социально статуса.

Чем раньше будет начата работа по адаптации к беременности и подготовке к родам, тем лучше. В нашей жизни много событий, на которые мы привыкли реагировать эмоционально, а женщина по своей природе особенно чувствительна и впечатлительна. Ожидание материнства 2т в себе, с одной стороны, радость, безмерное счастье, а с другой - немалый стресс для организма, который может сопровождаться и внезапными слезами, и эмоциональными лесками.

2. Задача акушерки информировать беременных по основам писихогигиены и психопрофилактики.

Начальная психологическая подготовка будущих мам обычно включает в себя разнообразные тренинги, обучающие умению реагировать на различные стрессовые ситуации спокойно. Это умение приходит тогда, когда женщина принимает ответственность за здоровье будущего малыыша.

3. Подготовить супруга к рождению ребёнка.

Очень хорошо, когда к рождению ребёнка готовятся будущие папы. Пара может приходить, как отдельности, так и вместе. Такие занятия зачастую очень сильно меняют их прежние отношения, они становятся существенно глубже и ближе. Ведь в ходе подобных занятий ответственность начинает принимать на себя не только женщина, но и мужчина, что способствует более теплому, эмоциональному фону взаимоотношений.

4. Научит методам релаксации: арттерапия, аромотерапия, пение, юмор и др.

5. Обучить будущих акушерок, проведению консультативной работы с беременными (памятки, буклеты, видеофильмы и др.)

6. Акушерке, работающей с беременными, хорошо бы выполнять роль семейного консультанта.

Например, часто возникает такая ситуация, что мужчина тяжело переживает, что его "вторая половинка" больше сосредоточена на будущем ребенке, и поэтому в семье могут возникать конфликты на почве неизбежных ограничений, налагаемых беременностью. Так, беременная женщина уже не может вести такой активный образ жизни, как раньше. Если мужчина проявляет солидарность и все время проводит дома, то у него может накапливаться раздражение. А если муж все же уходит, например, в гости один, то отрицательные эмоции, обиды зачастую возникают у женщины. Подобные проблемы чаще встречаются в молодых семьях, где, зачастую, рождение ребенка происходит незапланированно. Когда этот шаг осознан обоими партнерами, подобных ситуаций, как правило, не возникает.

Практическая значимость работы

В течения года нами была проведена работы «Адаптация к стрессовым ситуациям», которая дала положительную динамику. Так большинство будущие медицинские работники научились применять безопасные методы борьбы со стрессом и правильно выходить из различных ситуаций.

Просмотров работы: 3819