СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ-КОМФОРТНОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКЕ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ-КОМФОРТНОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКЕ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Небезызвестен тот факт, что создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе, тем более при работе с детьми (учениками, студентами).

Учителя бывают разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на то, чтобы урок шел «как по нотам». Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много, однако, есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные «хитрости» и приемы. Но очень часто педагоги так увлечены своими профессиональными приемами, что забывают о психологическом климате на уроке, который необходимо создавать для получения желаемого результата.

Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится педагога – полной отдачи творчеству и качеству обучения не дождаться! Создание психологически-комфортной атмосферы в музыкальном классе является одной из наиболее важных и сложных задач педагога, которая во многом зависит от психологического здоровья педагога. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию!

Что же такое комфорт?Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, которые обеспечивают удобство, спокойствие и уют. В свою очередь, психологический комфорт – условия жизни, при которых учащийся чувствует себя спокойно, у него не возникает необходимости защищаться и занимать «оборонительную позицию» на уроке. Психологически-комфортная атмосфера выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на ее фоне учащийся раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом, что является в свою очередь важным моментом в творческой работе.

К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках нередко приводит к нервным срывам. Все это говорит о том, что ученик не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача педагога – создать такое психологическое пространство в классе, чтобы в нем было хорошо каждому учащемуся. Главным критерием такого пространства является безопасная среда, создание психологически-комфортной атмосферы, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, поскольку в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а непосредственно на учебную деятельность, на творчество!

Педагогу не следует допускать развития комплексов у учеников своего класса, неуверенности в себе. Он не должен делить на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый учащийся должен ощущать веру педагога в свои силы. Так называемая «ситуация успеха» (Я могу!) учит преодолевать трудности, помогает осознавать свое продвижение вперед.

Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на уроке с учеником можно создавать с помощью таких приемов:

- снятие страха (использование фраз «Ничего страшного» или «С этой задачей ты сможешь справиться, если…»)

- педагогическое внушение («Я знаю, ты это можешь/умеешь»)

- авансирование («У тебя получится, так как…»)

- усиление мотива («Нам это очень нужно сделать/проучить…»)

- оценка детали («Это у тебя очень хорошо получается! Продолжай в том же духе!»)

Психологически-комфортная атмосфера на уроке, а также положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно.

Основополагающее значение на уроке, напрямую влияющее на его результативность, имеет степень взаимодействия ученика и учителя. Зависит он, прежде всего, от педагога, а именно – насколько хорошо в нем развито «чувство ученика». Что это такое? Это мера понимания учителя состояния сидящего у него на уроке ученика. Уровень данного понимания складывается из знания особенностей каждого учащегося, его возможностей, уровня притязания, интересов, активности, утомляемости и прочих различных «плюсов» и «минусов». Поэтому как хороший пианист-исполнитель чувствует каждую клавишу рояля и каждую ноту исполняемого музыкального произведения, так и пианист-педагог должен чувствовать своих учеников, их мысли, настроения, чувства и использовать эти знания на повышение уровня эффективности урока.

«Чувство ученика» - это то важное качество, благодаря которому педагог становится профессионалом. С одной стороны он, если и не знает точно, то хотя бы сможет предположить, чего следует ожидать от того или иного ученика. С другой стороны сможет наметить для себя примерные границы роста учащегося на некотором учебном отрезке и, соответственно, оценить свою работу: удалось ли ему, педагогу, помочь ученику достигнуть этих границ или нет.

Индивидуальный подход к ученику на уроке является одним из важных условий при создании психологически-комфортной атмосферы в классе. И это вовсе не означает, что учащемуся нужно ставить только положительные оценки, спрашивать только тогда, когда он хочет, хвалить его без повода и т. д. Прежде всего, психологически-комфортная атмосфера – это снятие страха перед уроком, развитие осознания учеником его собственной личностной значимости, наполнение смыслом работы. Иными словами, зная индивидуальные особенности каждого учащегося в своем классе, педагогу необходимо поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах, а правильный подбор учебного материала, в свою очередь, должен стать основой для их самореализации, быть интересным не только педагогу в работе над ним, но прежде всего учащемуся. Таким образом, результативность урока будет заключаться не только в прохождении и усвоении выбранной программы, но и в личностном росте учащегося, которому комфортное общение с педагогом поможет стать чуть спокойнее, чуть увереннее, добрее. Поэтому всего этого без использования метода индивидуального подхода и, как следствие, без создания комфортной атмосферы в классе добиться будет очень трудно!

Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что для создания психологически-комфортной атмосферы в классе педагог не должен пытаться за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы. Предусмотрительность и корректность поведения педагога на уроке заметно снижают напряжение в общении. Вместе с тем, педагогу необходимо тщательно готовиться к уроку, не допускать даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета, и тогда совместная деятельность педагога и учащегося (студента) будет работать на сближение, повышая авторитет преподавателя.

Памятка педагогу.

- Уважай учащегося!

- Не навреди! Ищи в ученике хорошее.

- Не приписывай успех себе, а вину ученику.

- Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

- Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

- Оценивай поступок, а не личность.

- Давай учащемуся ощутить, что веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

В завершении - притча.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, а скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»

 

Просмотров работы: 6359