ПСИХОТИП ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОТИП ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Музыка. Самое распространенное, доступное, но, вместе с тем, сложное, разноплановое искусство. Оно заставляет нас переживать, страдать, ликовать, задумываться о вечном, помогает жить. С появлением человека на земле музыка становится его неизменным спутником, сопровождающим в любых жизненных ситуациях на всех этапах развития во всех сферах деятельности. Музыка облагораживает, обогащает и способствует духовному развитию человека.

Кто же является носителем этого искусства? Кем, в сущности, являются музыканты? Это бродячие менестрели или опытные капельмейстеры, музицирующие любители или солисты филармоний, наконец, современные поп- и рок-группы или профессиональные классические оркестры? Порой даже удивляет многообразие музыкальных стилей, видов и форм. Но при всей непохожести их объединяет музыкально-исполнительская деятельность. О личности музыканта-исполнителя и пойдет речь в данном исследовании.

Каким характером и какими психологическими свойствами обладает исполнитель? Как это отражается в его интерпретации художественного замысла произведения и в поведении на сцене? И какова реакция публики на выступления разных артистов?

Для начала вспомним классификацию типов личности Карла Юнга. Согласно его теории в личности сочетаются две основные направленности - экстраверсия и интроверсия, - причем одна из них является доминантной. С этой точки зрения легко отличить экстраверта, направленного в основном на внешний мир, открытого и легкого в общении от сдержанного, часто замкнутого и «погруженного в себя» интроверта.

Для более точной характеристики личности Юнг расширил свою типологию, включив в неё психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Мышление и чувство – рациональные функции. Мыслящий тип определяет ценности путем логических размышлений, чувствующий же полагается на свои эмоции.

Ощущение и интуиция являются иррациональными функциями. Они позволяют воспринимать различные события внешнего или внутреннего мира посредством органов чувств или, полагаясь на предчувствие. Интуиция создает целостное представление о предметах и явлениях, не опираясь только лишь на чувство, ощущение или интеллектуальный вывод.

Из этих четырех преобладающих функций и двух типов установки – экстраверсии и интроверсии – складываются «восемь наглядных психологических типов».

Эта классификация, позднее дополненная К. Бриггс и И. М. Бриггс, наглядно показана на схеме:

Экстравертный (Extraverted) — Интровертный (Introverted);

Мыслительный (Thinking) — Чувствующий (Feeling);

Интуитивный (Intuitive) — Ощущающий (Sensing);

Оценивающий, или Рациональный (Judging) — Воспринимающий, или Иррациональный (Perceiving).

Что касается искусства, то здесь типология представляет собой классификацию творческих манер, стилей, индивидуальных черт, художественных образов и т.п. К. С. Станиславский, называл эмоции, волю и разум "двигателями нашей духовной жизни". "...они едины в трех лицах, они неразъединимы, они участвуют совместно в той или иной мере почти в каждом действиив одних случаях - эмоция (чувство) является коневодом, запевалой, а остальные ему едва слышно вторят, в других случаях - ум, в третьих - воля являются инициаторами творчества и первенствуют".

Так или иначе, актеры, музыканты и любые другие деятели искусства раскрывают в своем творчестве свою индивидуальность с ее особенностями, ставя себя в определенные рамки ситуации и настраивая себя на определенный образ. Этим объясняется узнаваемость художника, его неповторимый почерк.

Экстраверт на сцене – настоящий артист во всех смыслах слова. Выступление “на публику” – его стихия. Он уверен в себе, открыт зрителям, способен продемонстрировать себя с лучшей стороны. За счет быстрой реакции и повышенной эмоциональности исполнение такого музыканта интересно, порой с долей импровизации, приводит к гарантированному успеху, сопровождаясь бисами и триумфом. Неслучайно среди знаменитых музыкантов преобладает экстравертный тип. Это вполне объясняется и потребностями публики, жаждущей “хлеба и зрелищ”. Такими были: Моцарт, Вагнер, Штраус, Лист, Рубинштейн, Прокофьев, Стравинский, Гилельс, Горовиц. В отличие от рядовых инструменталистов, непременно экстравертным складом должен обладать любой дирижер. Издержки профессии требуют наличия таких качеств, как воля, умение управлять большим коллективом и быстрота реакции.1

Среди современных пианистов обращают на себя внимание абсолютно экстравертной манерой исполнения Мацуев и Ланг Ланг. Их выступления захватывают и порой напоминают шоу, что особенно эффектно при наличии безукоризненной техники. Но при средней подготовке у музыканта-экстраверта случается перехлест эмоций, что приводит к развалу формы или техническим потерям, а иногда и непредвиденным сбоям в тексте. Это является следствием чрезмерного желания блеснуть, понравиться зрителям и становится недостатком.

Интровертный тип не менее распространен в искусстве. Это творец, он больше склонен к фантазии, глубже вникает в исполняемое произведение, постоянно ищет в нем новые смыслы. Хоть его выступление не столь зрелищно, т.к. направлено на слушателя, призвано затронуть его чувства и переживания, зато оно индивидуально, богато обрисовано тембральными красками и содержит в себе яркий образный стержень. Интроверты решают интерпретаторскую задачу субъективно, не следуя слепо традициям или авторитетным трактовкам. Яркими интровертами в музыке являются Шопен, Шостакович, Нейгауз, Игумнов, Софроницкий, Гульд, Ван Клиберн. Интровертный склад не лишает исполнителя эмоций, наоборот, – его эмоции идут из глубины души и поражают своей искренностью и уникальностью.

Мыслительный тип интроверта тщательно и скрупулезно выстраивает художественную концепцию произведения, анализирует и вкапывается, подобно археологу, в каждую деталь текста. Он является верным проводником между авторским замыслом и слушателями. Ван Клиберн также придерживался этого правила и говорил, что интерпретировать произведение можно только лишь в соответствии с указаниями композитора. К мыслителям или интеллектуалам можно отнести также Гл. Гульда, С. Рихтера, Н. Луганского и Гр. Соколова. Как правило, исполнение мыслителя стабильно, выверено, ясно, но иногда его обвиняют в чрезмерной сухости и академичности.

Напротив, чувствующих интровертов невозможно назвать ни сухими, ни даже стабильными, они впечатлительны и эмоциональны по природе. То же и в их исполнении: хрупкость, мимолетность, страстность, наивность. Они вызывают, как правило, чувство сопереживания у тех, с кем они общаются, - и в этом притягательная сила их творчества. Их исполнение живет на сцене, дышит свежестью импровизации и представляет собой только что родившийся образ, полет фантазии. К сожалению, эта зыбкость нередко приводит различным сбоям при исполнении и неудачам. Эпизоды такого рода не раз происходили с К.Н. Игумновым, В.В. Софроницким, Г.Г. Нейгаузом, М. Каллас и др. Однако, в том, что именно в этой творческой непредсказуемости и легкой душевной “ранимости” было особое артистическое обаяние.

Практичный тип сенсориков или ощущающий тип, как и рациональный, в чистом виде редко имеет отношение к искусству. Рационалисты чаще встречаются среди теоретиков и музыковедов.

Зато интуитов в музыкальном мире очень много. Со свойственной мечтательностью, способностью достраивать образы и видеть скрытое в очевидном эти люди всегда рискуют оказаться непонятыми в обществе. В истории искусства сплошь и рядом “непризнанные гении”. Интуитом был А.Н. Скрябин. Иррациональное начало его личности проявлялось и в жизни (в непрактичности в житейских делах и быту), и в творчестве, где уже в раннем возрасте прослеживался необычный, ни на что не похожий стиль, удивительно изящная порхающая манера игры на фортепиано. А так же в мировоззрении, склонности к мистификации. Но вместе с тем Скрябин был общительным светским человеком, экстравертного типа. Именно редкое сочетание экстравертной интуиции Скрябина объясняет его искрометный характер, уникальность и гениальный талант.

Прошлый век дал двух непревзойденных пианистов, С. Рихтера и Г. Гульда, очень разных, но одинаково значимых в истории фортепианного исполнительства. Как ни странно, они оба принадлежали типу интровертных мыслителей. Но при этом Рихтер был замечательным интуитом. Он стоял на позициях против анализа в музыке и, несмотря на явную логику в исполнении, интерпретация его полностью подчинялась сердцу. Эта направленность подходит под описание интуитивно-логического интроверта. Гульд же, обладая не менее развитой интуицией, предпочитал аналитическую ясность в работе над художественным произведением. Постоянно экспериментируя, он искал наилучшее звучание, истину. Поэтому его можно отнести к логико-интуитивному интроверту. Оба пианиста чувствовали себя скованно, некомфортно на концертном выступлении, нуждались больше в спокойном уединении, нежели исполнители-экстраверты. Гульд, в 32 года отказавшись от концертной деятельности, обрел свободу и возможность дальнейшего творческого развития в уединенном музицировании.

Итак, рассмотрев психотипы личности с позиции музыканта-исполнителя, можно сказать, что индивидуальность любой талантливой личности, будь то композитор, дирижер или солист-инструменталист, не укладывается точно в какой-то определенный тип. Но существует непременно преобладающая черта, которая, в определенных пропорциях сочетаясь с дополнительными качествами, определяет неповторимость художника, его жизненный путь, взгляды и творческий стиль.

Литература:

  1. Кирнарская Д. К., Киященко Н. И., Тарасова К. В., Цыпин Г. М., ред. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.

  2. Юнг К. Г. Психологические типы. Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001. – 350 с.

  3. Сирятская Т. А. Психология личности музыканта-артиста в аспекте исполнительской интерпретации. Харьков, 2008. – 205 с.

  4. Электронный ресурс: http://sotvori-sebia-sam.ru/svyatoslav-rixter/

  5. Электронный ресурс: http://sotvori-sebia-sam.ru/guld-glenn/

1 Станиславский К.С. Собр. соч. - М., 1957. - Т. 4. - С. 119.

 

Просмотров работы: 6200