Способности по определению Б. Теплова – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности [3, стр. 368].
«Ядром» способностей являются задатки – врождённые психофизиологические особенности, которые служат основой развития способностей.
В профессии музыканта-исполнителя несомненно важными являются:
Сенсомоторные способности – двигательные. От них зависит вся работа исполнительского аппарата музыканта.
Мнемические – способности памяти.
Перцептивные – способности восприятия.
Аттенционные – способности удерживания внимания во время музыкальной деятельности.
Имажитивные – способности воображения.
Мыслительные способности – музыкальное мышление, как исполнительское, так и теоретическое.
Коммуникативные – способности общения: сценическое общение с публикой, общение внутри исполнительского коллектива, общение учителя и ученика.
К числу основных непосредственно музыкальных способностей можно отнести музыкально-слуховые представления или «внутренний слух», ладовое чувство и музыкально-ритмическое чувство.
Исполнительская деятельность требует от музыканта множества различных способностей, и они могут всячески комбинироваться у разных людей. С возрастом, в зависимости от накопления музыкального опыта и, конечно, от качества музыкального обучения человека структура музыкальных способностей варьируется: в разных возрастных группах мы всегда обнаружим разные пропорции опорных, ведущих и "фоновых" элементов структуры музыкальных способностей.
Психологическая структура музыкальных способностей у исполнителей также соотносится с конкретной музыкальной специальностью, стоит только сравнить инструменталистов и певцов, с выбором музыкального инструмента и конкретного рода деятельности, в частности сольный ли это исполнитель или оркестровый. Для примера, способность различать тонкие градации высоты звука в структуре музыкальных способностей у скрипачей, дирижеров или флейтистов является основополагающей в сравнении, допустим, с пианистами, у которых более отшлифован гармонический и фактурный слух.
Такую же изменчивость мы видим и в соотношении так называемых элементарных и сложных музыкальных способностей. Элементарные музыкальные способности, такие как чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма, определяют возможность полноценного восприятия музыки, пения и музицирования на инструменте. Элементарные музыкальные способности выполняют функцию, подобную функции ног и рук, без которых нельзя играть на рояле, но само по себе только лишь их присутствие еще ничего не предопределяет в музыкальном творчестве.
Чувство формы, чувство стиля, музыкальная обучаемость уже непосредственно связаны с осуществлением профессиональной музыкальной деятельности, поэтому необходимо отнести их к сложным музыкальным способностям.
Элементарные музыкальные способности начинают гораздо раньше обнаруживаться, развиваться и стабилизироваться. Более сложные – позднее, но зато быстрее по темпам. С возрастом и накапливанием музыкального опыта наблюдается все большая зависимость и взаимопроникновение элементарных и сложных музыкальных способностей.
Получается, что структур музыкальных способностей существует столько, сколько есть на свете людей. Наверняка известно только то, что в одних случаях формирующиеся тонкие взаимосвязи между различными психическими свойствами и функциями приводят к их взаимоусилению, в других – к блокированию друг друга, а в третьих - к компенсации, то есть восполнению недостатков.
Компенсация психических функций – это уравновешивание каких-то пробелов или недостаточно сформированных функций при помощи других ярко проявленных психических свойств индивида, что даёт ему возможность полноценно адаптироваться к предназначенной деятельности. В частности, люди, лишённые зрения, могут сориентироваться в пространстве при помощи хорошо развитого слуха, высокой чувствительности кожи. Компенсации встречаются не только при патологиях, но и при обычном развитии личности.
Явление компенсации помогает людям с разнообразными способностями добиваться значительных результатов и приобретать удовлетворение от своей деятельности. При компенсации идёт строительство иных психологических механизмов, которые могут обеспечивать все действия, выполняемые человеком.
Даже самый талантливый музыкант не может быть абсолютным совершенством во всем, нельзя найти в равной степени высокого уровня развития всех музыкальных способностей, которые только требуются. Любой, даже очень даровитый человек будет иметь какие-либо слабые стороны. В необходимости соответствовать жестким профессиональным требованиям и тяготея к самосовершенствованию, ярко проявленные способности как бы "затмевают" недостающие или те, потенциал развития которых ограничен.
Компенсация проявляется только в таких условиях, когда заметна слабость или неполноценность значительного для данной деятельности свойства психики, и эта деятельность реализовывается вследствие усиления и обострения другого, сильно выраженного свойства психики. То есть создаётся новый психологический механизм, а не перестраивается уже имеющийся.
Аналогично происходит и с компенсациями в структуре музыкальных способностей. Итак, отметим основные векторы формирования компенсаций в структуре способностей человека.
Компенсация недостающих способностей за счет знаний и умений.
Вырабатывание способности чтения нот с листа – самый наглядный пример. Ничтожно малый процент музыкантов от природы имеет такой талант. У всех остальных он компенсируется знанием стереотипных фактурных формул, особыми навыками быстрой ориентировки в добавочных линейках. Оркестровые музыканты нарабатывают эту способность с опытом, а, следовательно, с участием компенсации.
Успеха в деятельности можно добиться, формируя индивидуальную манеру, свойстиль работы, заключающийся в применении самых сильных сторон психологической индивидуальности человека и в маскировке слабых.
Например, исполнитель, не способный быстро выучивать новые произведения может выигрывать в скорости за счет высокого уровня организации своего труда: скрупулезного планирования, регулярности, целенаправленности действий. Данные компенсации вырабатываются по мере приобретения профессионального опыта.
Иногда компенсации происходят и за счет тех способностей, которые не имеют прямой взаимосвязи с недостаточно развитыми.
Так, исполнительская культура звука, глубина и своеобразие интерпретации, хороший выбор репертуара, жанра и стиля зачастую компенсирует недостаточные виртуозные способности исполнителя.
Существуют компенсации отдельных элементов музыкальных способностей. В частности, структура музыкального слуха зачастую обусловливается как раз компенсаторными соотношениями его составляющих – звуковысотного и тембрового, ладомелодического и ладогармонического. К примеру, у кого-то в гармоническом слухе может превалировать фактурно-гармоническая или темброгармоническая сторона, а у другого – мелодико- или ладогармоническая. Но при этом все они могут иметь замечательный гармонический слух.
Говоря о компенсаторности способностей музыканта-исполнителя, необходимо учитывать степень жёсткости требований к деятельности человека. Если поставленные цели предельно высоки, то абсолютная компенсация недостаточных способностей, скорее всего, маловероятна. Тогда как если требования вполне лояльны, то возможно компенсация будет в какой-то степени полной и в этом случае люди с различными способностями могут благополучно заниматься одной и той же деятельностью.
И всё же конкретно в искусстве проблема компенсации способностей не так однозначна, потому как успешность определяется не количественными, а качественными показателями. Часто, как бы это ни казалось странным, "недостатки" в творческой деятельности могут оказаться сильными сторонами и неповторимыми чертами индивидуального стиля.
Литература:
1. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Трикста. 2008.
2. Кирнарская. Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004.
3. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Психологический словарь. – М.: Наука, 1985.