Выбор темы связан с тем, что я уже несколько лет занимаюсь ансамблевым музицированием (играю в дуэте). Принимаю активное участие в различных конкурсах, фестивалях, концертах. Исходя из собственного опыта убедился, как немало важны межличностные отношения между участниками ансамбля. Одним из основополагающих факторов в ансамбле является выбор партнёра. Это не только его музыкальные способности, но и психологические качества.
Сам термин «ансамбль» (от франц. ensemble – «вместе») – многогранное понятие, которое всегда подразумевает совместность, согласованность. В любом из понятий «музыкальный ансамбль» обязательным критерием всегда будет сбалансированность и целостность составляющих частей. Таким образом, в ансамбле участникам необходимо осуществить две совершенно различных задачи. С одной стороны, для каждой творческой личности важно максимально выявить собственную художественную индивидуальность, своеобразие творческого почерка. Но с другой стороны, для создания единого целого из этих двух индивидуальностей, как правило, разных по темпераменту, типам мышления, характеру, да и уровню мастерства, каждому из исполнителей нужно выработать в себе особые свойства. Прежде всего, для совместной игры необходимы не только самоотдача, но и преодоление каждым черт самолюбования, даже честолюбия и самолюбия – ради максимальной согласованности обоих исполнительских устремлений. Следовательно, дуэт лишь тогда обретает устойчивый характер и не распадается вскоре после создания, если его участники овладеют искусством компромисса, умением подчинить свои интересы интересам другого. Только в этом случае соединение двух индивидуальностей даст новое органичное целое.
Важнейшей, основополагающей психологической предпосылкой для игры в дуэте является единство эмоционального восприятия и интерпретации одного и того же явления и процесса. Личности с близким эмоциональным восприятием легче достигают единства во взглядах, мнениях, действиях, испытывают потребность в общении, нежели те, у которого единого поля эмоционального восприятия недостаёт. В этой связи для организации дуэта в стенах учебного заведения основополагающую роль играет выбор партнёра. Вступая в контакт любой человек всегда интуитивно ощущает симпатию и желание продолжать общение или же, напротив, стремление прекратить его. Разумеется, в желании общаться играет роль ряд особенностей ансамблистов - их интеллектуальный и культурный уровень, способности и возраст, тип мышления и темперамент, их различие ещё не всегда является препятствием в ансамблевой работе. Но при эмоциональной несовместимости ансамблистов их общение, как правило, прекращается уже на начальной стадии, а следовательно, ансамбль распадается. Поэтому для формирования устойчивого, ориентированного на многолетнюю работу дуэта прежде всего необходим выбор каждым из музыкантов своего партнёра.
Важную роль в выборе партнёра играет сочетание темпераментов. Как известно, существует четыре типа темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В основе темперамента холерика и сангвиника лежит сильный тип нервной системы. В процессе совместной деятельности с холериком, отличающимся повышенной возбудимостью, страстностью, нетерпимостью к однообразной, механической работе, не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Исполнители-холерики чаще всего отличаются большой отзывчивостью к музыке. Партнёр-сангвиник, восприимчив, обладает выдержкой, высокой работоспособностью и тонко чувствует музыку. В совместной работе с флегматиками и меланхоликами необходимы такт, чуткость, доброжелательность. У сдержанных и усидчивых флегматиков надо стимулировать активность, деятельность, восприимчивость и эмоциональное отношение к своему делу. Излишняя строгость, завышенные требования снижают работу у меланхоликов.
В совместной ансамблевой работе игнорировать особенности каждого из темпераментов нельзя. Формы проявления своего внутреннего «я» у ансамблистов с различными темпераментами противоположены. Поэтому в коллективе лучше будут гармонировать ансамблисты с близкой по типу нервной конституцией - например, холерик и сангвиник, флегматик и меланхолик.
При выборе партнёра для создания длительно функционирующего ансамбля важен не только близкий по типу, но и достаточно сильный темперамент – лишь сочетание таких темпераментов способно эмоционально захватить слушателя.Однако это не означает, что флегматики и меланхолики мало пригодны для ансамблевой формы музицирования. Поскольку человек, как правило, сочетает в себе черты различных типов темпераментов с преобладанием какого-либо одного, на любой основе можно воспитать все необходимые профессиональные качества ансамблиста. Партнёры могут и дополнять друг друга по характеру – один из них может быть общительным, а другой замкнутым, один настойчивым, а другой нерешительным и т.д. Более того, полезно соединить исполнителя с ярким темпераментом и характером с тем, которому свойственна эмоциональная сдержанность, либо же романтического по натуре музыканта с исполнителем, тяготеющим к классической ясности и уравновешенности.
Любой дуэт - это не только неразрывное, единое художественное целое, в котором индивидуальное «я» каждого из участников перерастает в общее творческое «мы», но и диалог. В таком диалоге всегда доминирует принцип равноправия. Устойчивым, художественно убеждающим слушателя будет лишь тот дуэт, в котором отсутствует принцип единоначалия.
Однако равноправие музыкантов в дуэте вовсе не означает отсутствие лидера коллектива. Если в коллективе нет музыканта, способного его возглавить, он долго не существует. Психологи определили следующий комплекс качеств лидера музыкального ансамбля: яркие исполнительские данные; хорошие организаторские способности и умение повести партнёра за собой, убедительность аргументации; воля и целеустремлённость; доброжелательность и самокритичность. Недопустимы для лидера: отсутствие своего мнения; двуличность; неумение оперативно сделать выбор; эгоизм и высокомерие. Наличие лидера в дуэте может быть переменным – когда один из участников дуэта является автором переложения, на первых порах он обычно становится лидером, поскольку уже успел досконально вникнуть в его сущность. В дальнейшей репетиционной работе, когда у его партнёра постепенно вызревает собственная точка зрения на интерпретацию, лидерство может перейти к другому. Форма лидерства имеет много конкретных проявлений, вытекающих из содержания совместной деятельности. Наилучший лидер всегда тот, кто ненавязчиво, незаметно для себя и партнёра управляет общей работой. Мысли о своём доминирующем положении так же вредны, как и размышления о собственном подчинённом месте в коллективе. Они ведут к самоуспокоенности лидера и потере инициативы у его партнёра. Наиболее устойчивыми являются ансамбли, где партнёры становятся единомышленниками в результате творческого спора, дискуссии, всестороннего обмена мнениями. Тогда они продуктивно работают в проблемных ситуациях и взаимодополняют друг друга.
Список литературы:
Имханицкий М.И., Мищенко А.В. Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики. Репертуарно – методическое пособие для учебных заведений искусств и культуры. Выпуск 3. – Москва: РАМ им. Гнесиных, 2004.