Весь комплекс занятий в детской музыкальной школе (предметы: «Сольфеджио», «Хор», «Инструмент», «Музыкальная литература») развивает у учащихся художественное мышление и художественные представления, стимулирует творческую активность, воспитывает любовь к классической и народной музыке. Занятия на уроках сольфеджио раскрывают индивидуальность ребёнка, развивают его творческие способности. Чтобы эффективно формировать интерес к музыке у школьника, необходимо понять, каков он сегодня, как он относится к музыке, каковы его интересы.
Особенности психологии и проявлений творческих способностей младшего школьника
Младшим школьным возрастом считается возраст детей от 7 до 11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах. Это возраст спокойного и равномерного физического развития. Ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться.
Характерная особенность учащихся 1-4 классов - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. Затем углубляется, принимает характер организованного наблюдения.
Творческие способности детей младшего школьного возраста формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Всё это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремлённость, и интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.
Во-первых, деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и положительные эмоции, удовольствие, стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. При этом нужно активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьёзными, глубокими, устойчивыми и действенными.
Во-вторых, деятельность ребёнка должна носить творческий, а не только репродуктивный характер. При этом нужно так проводить занятия, чтобы перед детьми чаще возникали хотя бы несложные вопросы, и побуждать детей к попыткам самостоятельно отвечать на эти вопросы.
В-третьих, важно организовать деятельность ребёнка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Важно формировать у детей правильные отношения к своим способностям, успехам и достижениям, воспитывать у них правильную самооценку.
Способности учащихся можно развивать, задавая домашние задания творческого дифференцированного характера:
рассказать о музыкальном произведении;
подобрать примеры звучания музыки на страницах литературных произведений, поэзии, с живописных полотен;
сочинить музыку к стихам любимого поэта или своим собственным;
сочинить мелодию по заданному "зерну-интонации";
проиллюстрировать музыкальное произведение рисунками.
Творческие формы работы на уроках сольфеджио
Творческие формы работы на уроках сольфеджио выполняют роль своеобразного двигателя, запускающего весь механизм музыкального развития ученика. В каждом ребенке «заложена» внутренняя потребность к изучению окружающего мира, а созидание – самая интересная и захватывающая «игра», которую «изобрело» человечество. Нужно только естественным образом, без «насилия» и психологического давления «втянуть» начинающего ученика в эту удивительную «игру», способную целиком и полностью «захватить» его.
Одна из таких форм - разучивание песенок в диалоговой форме. Музыкальный диалог с преподавателем – первый, и очень важный этап «втягивания» ученика в творческий процесс. Он не только «заставляет» ученика активно вслушиваться в «реплики» преподавателя, но и позволяет проявить собственную творческую инициативу. Этого, как правило, вполне достаточно для того, чтобы «зацепить» ученика, пробудить у него интерес.
На следующем этапе можно предложить ученикам симпровизировать окончание фразы, придумать ритмические и мелодические варианты реплик и полных мелодий на заданный текст. Необходимо уточнить, что все эти упражнения проходят в устной форме. Стихотворные тексты подбираются с учётом лёгкости запоминания, или, ещё лучше, хорошо знакомые ученикам с дошкольного периода (А. Барто и т.д.).
Другой пример коллективного и индивидуального творчества на самом раннем этапе – сказка- игра «Интервалы». Преподаватель совместно с учениками сочиняет начало сказки о «семье» «Гномиков-интервалов». Идёт знакомство с первыми «гномиками»- секундой и терцией, обсуждаются их характеры, портреты. Детям предлагается сочинить продолжение сказки с иллюстрациями на инструменте (ученикам не представляет большой трудности находить на клавиатуре секунды и терции, но очень полезно и для слухового восприятия интервалов, и для осознания их ступеневой величины). Одновременно ученикам предлагается нарисовать портреты персонажей сказки. Очень важно, что дети изображают собственные зрительные ассоциации гармонических интервалов, а не «навязанных» преподавателем. По такому же принципу идёт сочинение сказки о «Трезвучиях». Иллюстрировать свои варианты на инструменте предлагается ученикам с соответствующей фортепианной подготовкой.
В завершение осталось указать на необходимость выполнения время от времени заданий на «свободное», художественное сочинение, не стеснённое конкретными педагогическими задачами (музыкальные иллюстрации к рисункам, сказкам, любимым литературным произведениям). При этом важно отметить, что не стоит бояться активной помощи преподавателя. Каким бы ни был захватывающим сам процесс творчества, без ощущения видимого и слышимого конечного результата, без эмоционального отклика слушателей, преподавателя, интерес и творческая инициатива ребёнка постепенно исчезнут.
Компьютерные технологии в развитии интереса к музыкальному искусству
Как показывает практика, использование компьютерных технологий в музыкальном образовании на протяжении последних лет стало эффективной частью занятий с учащимися. И их применение особенно целесообразно в преподавании музыкально-теоретических дисциплин.
В преподавании сольфеджио как и в преподавании предметов музыкально-исторического цикла имеются определенные трудности, которые возможно решить посредством внедрения в учебный процесс новых информационных технологий. Такие как необходимость индивидуального обучения, невозможность или малоэффективность самостоятельных (домашних) занятий учащихся, отсутствие тембров, ансамблевого звучания, недостаточная иллюстративность изложения теоретической части курса, отсутствие достаточного времени для полноценного усвоения материала, для выработки определенных практических навыков учащихся при ограниченном количестве времени.
Один из самых важных принципов применения новых информационных технологий в музыкальном обучении - принцип личностно ориентированного подхода, заключающегося в создании условий для приобретения лично значимых для учащихся профессиональных качеств. Данный принцип предполагает возможности свободу выбора содержания музыки (для учащегося), а также вариативность форм организации учебного процесса (для преподавателя). При этом обучение с использованием новых информационных технологий очень эффективно сочетается с традиционными методами.
Сегодня пользуется популярностью методика Хелен Хайнер «Компьютерный путь к Моцарту». Изначально педагог ставит перед учениками иную цель: воспитать слушателя, а не музыканта. Согласно методике Х. Хайнер, лучший способ музыкального развития ребенка - обучение игре на фортепиано. Причем Хайнер предпочитает для обучения электронное фортепиано, т.к. на нем можно играть разными голосами, что вызовет больший интерес у ученика, нежели обыкновенно фортепианное звучание. Дидактический принцип построен по принципу от простого к сложному. Главное для учителя - найти тот постепенный путь (не перепрыгивая через ступени), по которому ребенок сможет медленно, но верно подниматься наверх. В этом и состоит, по мнению американского учителя, его искусство. Обучение игре на фортепиано и изучение азов музыкальной теории на начальных этапах "завязано" на компьютерных программах, а точнее, играх. В этом, безусловно, есть негативное воздействие на ученика, но в современных реалиях подобный метод является наиболее эффективным. Есть и положительная сторона этой методики - она очень легко сочетается с более традиционными способами обучения музыке.
Литература:
1.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М., 1986.
2. Лежнева О. Практическая работа на уроках сольфеджио. – М., 2003.
3.Неугодникова Е. Этот волшебный мир музыки. – М ., 2001
4.Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов.- С-П., 1999
5. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. Избранные труды. М., 1985г. - Т.1.
6. Хайнер Л. «Компьютерный путь к Моцарту» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stepantsova.ucoz.ru/publ/l_khajner_quot_kompjuternyj_put_k_mocartu_quot/1-1-0-3