В Ростовской государственной консерватории с третьего курса в учебный план каждого студента (в том числе у музыковедов) включена практика работы с учениками, которая длится ровно два года. За это время студент-практикант должен набраться качественного опыта, включающего множество профессиональных аспектов: музыкальных, психологических, методических, организационных и т. д.
Однако, соприкоснувшись немного с педагогическим процессом, за два года этой практики были обнаружены некоторые проблемы, препятствующие творческому процессу, полноценному росту учеников – и в музыкальном, и в психологическом плане. Они также мешают получению самим студентам качественного опыта и навыков в области музыкальной педагогики.
Для начала, стоит определить: каковы же цели педагогической практики для студентов и учеников?
Основная цель студентов-практикантов на старших курсах – это подготовить себя к целостному выполнению обязанностей учителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися. В процессе педагогической практики студентами должны сформироваться и развиться следующие профессионально-педагогические умения:
изучена личность учащихся, выстроена структура межличностных отношений;
психология познавательной деятельности ребенка;
умение определять и реализовывать развивающие и воспитательные задачи урока по предмету;
выбирать обоснованно оптимальную структуру урока, методы, формы и приемы обучения;
использовать самые разнообразные методы обучения;
анализировать процесс и результаты своей собственной работы.
дальнейшее развитие и совершенствование основ педагогического опыта, приобретенного в период практики на третьем-четвертом курсах обучения;
формирование специфических профессиональных педагогических умений;
применение и углубление знаний, приобретенных в процессе практической работы;
воспитание качеств активной личности учителя, формирование творческого и научного подхода к педагогической деятельности.
Но есть ведь и вопросы по навыкам организации учебных занятий, составляющие психологическую сторону процесса. Цель педагогической практики для ребенка – это, конечно же, его полноценное музыкальное развитие. Для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания, педагогическая деятельность также должна создать определенные условия. Реализация данной цели – результат педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению. Но как же сопоставить, если процесс заканчивается, не успев начаться?
Первая проблема связано с тем, что каждый год ученику меняют студента-практиканта и, соответственно, преподавателя-консультанта. Это психологически сложный момент для ребенка, так как, едва привыкнув к его уровню требований, к одной логике и определенному характеру выстраивания занятий, ко всем индивидуальным особенностям, как тут же появляется новый студент-практикант со своей программой, уровнем знаний, требованиями и т. д. На это уходит примерно полтора месяца. И это достаточно большой промежуток времени, если учесть, что в целом учебный процесс длится всего восемь месяцев.
Студенту-практиканту сложно в том плане, что группа может образоваться из учеников, которые учились у разных студентов. Соответственно, разный уровень знаний и практических навыков в освоении музыкальной дисциплины. Если группа состоит из детей разного уровня подготовки, приходится восполнять эти «пробелы» прямо на уроке, работая индивидуально с каждым учеником. Такой индивидуальный подход снижает эффективность применяемой методики, ориентированной на работу с группой.
Вторая проблема консерватории – это отсутствие специально оборудованных классов для проведения занятий. Учебный процесс по музыкальной литературе предполагают наличие классов со специальным техническим оснащением для просмотра видео и прослушивания музыки.
Конечно, на решение некоторых проблем требуется время и материальные возможности. Однако вполне реальным представляется отдавать ребенка «в одни руки» и не передавать его другому студенту-практиканту. Ведь в планы некоторых обучающихся входит получение дальнейшего профессионального музыкального образования. Поэтому вопрос организации является крайне важным, так как он влияет не только на уровень развития ребенка, но и становление его профессиональной музыкальной карьеры.
Литература:
Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. – Учеб. Пособие. – М., 1985.
Ушинский К. Д. Проблемы педагогики. М., 2002.