На эти вопросы возможно ответить однозначно только в том случае, если придерживаться каких-то чётких позиций, принципов, и уже сложившихся стереотипов по этому поводу, также находится на стороне абсолютно независимой, но просвещённой в этой области. Так как моя сторона таковой не является, этот вопрос постараюсь рассматривать с разных позиций, и как можно объективнее.
Первая позиция.
Желание – скажет учитель. Самое главное желание! Ученик приходит на занятие, ему рассказывают о принципах и закономерностях. Прожужжат все уши по поводу формы, тематизма, фактуры и прочих непонятных терминов, не давая чёткого ответа на вопрос, что же это такое. И вот ученик приступит к работе. Не зная с чего начать, вымучает первое предложение, затем второе, (при этом, зачастую не имея понятия – что такое предложение и прочие составляющие какой-либо формы). Конечно, главнейшей задачей на первом этапе будет написание фортепианных прелюдий, а потом прелюдий для фортепиано. И после того как они очередной раз написаны, работа, наконец-то, сдвинется и ученик приступит к сюите для фортепиано, возможно, что разрешат добавить сольный инструмент - (скрипку, флейту, кларнет и т.д.), но как правило, это кларнет. Инструмент сложный, скажет учитель, транспонирующий, надо его изучить. И очередной раз это произведение будет очень радовать педагога, к сожалению, только его. (С психологической точки зрения не будет радовать и учителя, но в знак определённой благодарности, возможно, не осознавая, за прилежность и послушание ученика, будет всячески превозносить некие творения). Таким образом, мы видим, что складывается определённая модель общения, так называемого, процесса обучения. Ученик на первом этапе сомневается, возможно, не верит, но потом привыкает, и такое «сотрудничество» становится нормой. Почему «сотрудничество» ? Учитель подобно работодателю выдвигает свои правила и заработную плату. «Ты должен написать мне к следующему уроку предложение» (какой-то фрагмент, мотив и т.д.). Или: «ты должен закончить концерт до конца этого месяца». Произведение должно быть такое-то и такое-то. Платой же является его симпатия к произведению. Во время прослушивания произведения (публичного), слушатели обычно не стесняются переминаться, кашлять, скучать и ждать, когда же эта музыка «прервётся кадансом», и ученик не знает, «куда деть глаза», не понимая, что не так. А в это время учитель, с вдохновлённым выражения лица, сидит и наслаждается плодом своего произведения, в варианте ученика – а вот и плата. Так проходит обучение долгие годы. «Влюблённый» ученик в своего учителя, найдя в его лице единственного покровителя, кумира и наставника, даже и не подозревает о том, что его «используют», конечно, на психологическом уровне. В голове, а точнее в головном мозге, не реализовавшегося кумира сидит определённый принцип «Если не я, то и никто». Мечты, планы, надежды, всё осталось за невидимым, не постигнутым горизонтом. И светлые мысли, которые когда-то были мечтами, планами и т.д. обращаются в противоположные. В народе бы это назвали завистью, сказали бы «вставляет палки в колёса» и т.д и т.п., но при условии, что это осознанно. В данном случае не могу найти чётких, подходящих терминов для определения данного типа отношений.
Печальным фактом остаётся то, что по этой модели будет следовать и ученик, наученный работать именно так, не осознанно. Срабатывает схема плана обучения. Если мне сказали «-жи, -ши – пиши с буквой И» , то я тоже этому научу именно этим же способом, а по другому я и не умею.
Хотя описанные примеры встречаются не редко, по моему мнению, это крайности, и, в общем, являются проблемами неправильно поставленной педагогики, недостаточно специализированных кадров (если можно так говорить о нашей специальности) и в ограниченности мышления и желании мыслить.
Позиция вторая.
Дилемма «обучения композиции» заключается в том, что нет способа сделать это осмысленно без наложения рамок или правил, и очень легко впутаться в эти рамки и правила и принять их за стандарт совершенства.
Конечно, главным условием для обучения композиции является сам факт, что ребёнок - ученик уже пишет музыку. Пытаясь создать, из столь незначительного «багажа» полученных знаний, имеется в виду музыкальный материал. (Ведь не зная музыки Л.В.Бетховена можно написать мелодию, в стиле, очень схожую с музыкой великого композитора, и тем самым, не подозревать, что эта мелодия не оригинальна, а причиной невинного недоразумения оказывается всего лишь незнание музыки). Забегая вперёд, имеет смысл отметить тот неоспоримый факт, который непосредственно связан с обучением композиции, это слушание академической музыки. Музыки разных эпох, написанной в различных традициях и техниках. Чем больше ученик будет иметь представления о «Мире музыки» , тем спектр чувственности восприятия к созданию собственного сочинения становится уже, при этом наиболее вероятно достижение точности, а именно, приближено к идеалу, что в некой мере можно назвать самокритикой. Вторым аспектом обучения ученика является правильная трактовка музыкального материала и тщательный подбор на начальном этапе формирования индивидуальности. Третий момент заключается в разработке и использовании педагогической технологии обучения сочинению музыки, основанной на теории планомерного формирования умственных действий, включающей выявление и формирование необходимых на начальном этапе обучения умений и действий, составляющих деятельность сочинения музыки, и использование оригинальной системы творческих и технологических заданий. При этом необходимо постоянно помнить об индивидуальности подхода и приёмам общения с тем или иным учеником. Креативность в творчестве развивается посредствам не только тщательно продуманного подбора музыкальных произведений, для слушания и анализа, но и творческих заданий, которые будут планомерно формировать умственные действия, включающие выделенные умения и действия, входящие в состав деятельности сочинения музыки на начальном этапе обучения: (умение сочинить мелодию, сочинить аккомпанемент к мелодии, сочинение по модели, свободное сочинение на основе усвоенных умений). Помимо всего само собой разумеется, наличие четвёртого аспекта, это конечно же сама теория, которая должна иметь место, но ненавязчиво (особенно, если Ваш ученик ещё совсем маленький ребёнок). Это и эстетическая (художественная) ценность; логичность и завершенность произведения в целом, (а именно, форма); принадлежность к жанру, стилю, (некое понимание, которое приходит с определённым опытом); выразительность, своеобразие мелодии; разнообразие ритмического рисунка; логичность гармонизации; выразительность фактуры; оригинальность музыкального языка.
Вместе с тем, не стоит забывать о том, что процесс творчества – не до конца познанный и исследованный процесс. Попытки понять и объяснить феномен творчества предпринимались мыслителями с древнейших времен такими как: Платон, Сократ, Аристотель и другие. Так же современные исследования позволяют определить творчество как высшую и наиболее сложную форму человеческой деятельности, предполагающую мобилизацию всех физических, духовных сил и опыта человека, порождающую нечто новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Поэтому при преподавании в музыкальной школе и других музыкальных учреждениях такой «дисциплины» как композиция необходимо в первую очередь учитывать этот фактор и делать упор на развитие личности.