Мотивация к обучению музыкальному искусству основывается на эстетических потребностях, а также потребности к самовыражению как центральных и присущих каждому человеку. Таким образом, речь идёт о социальной мотивации. Следует отметить, что эстетические потребности занимают высший уровень в иерархии потребностей, а потому не являются первостепенными и не столь активно проявляют себя в человеческой мотивации, как биологические потребности более низкого, первичного порядка. В связи с этим необходимо заботиться о том, чтобы мотивация к музыкальным занятиям носила наиболее комплексный характер, будучи связанной с задействованием максимального объёма как внутренних механизмов мотивации, так и внешних мотивов. Их структура и содержание, а также вовлечённость внимания и памяти в мотивационный процесс в значительной мере зависят от возраста человека, так как для каждой возрастной категории характерны свои особенности данных психологических свойств.
Если представители младших возрастных категорий характеризуются большим познавательным интересом, более ярко и активно реагируют на любой художественный материал, что значительно повышает их внутреннюю мотивацию к занятиям музыкой, то для представителей возрастной категории от 15 до 35(45) лет необходимо большее количество внешних стимулов к музыкальным занятиям. Преимуществом данной возрастной категории является способность гораздо дольше держать произвольное внимание, а также долговременную память, что позволяет ставить достижение целей в долгосрочную перспективу, по сравнению с представителями младшей возрастной категории, для которых центральные мотивационные цели должны быть поставлены конкретно в ближайшей временно́й перспективе. Если для ребёнка мотивирующим фактором служит, главным образом, очевидная цель, поставленная на уроке и требующая вложения усилий для её достижения с результатом, очевидным в ближайшей перспективе, то для взрослого человека большое значение имеют цели, поставленные на значительный временной период. Таковыми могут быть, в частности, подготовка к конкурсу или концертному выступлению, приобретение музыкальной профессии как основной или дополнительной для дальнейшей работы (в случае профессиональных занятий музыкой), либо освоение инструмента для каких-либо конкретных целей, реализуемых во временной перспективе.
Нередко даже человек, не получивший начального музыкального образования в юном возрасте, начинает проявлять интерес к занятиям по освоению какого-либо инструмента именно в силу потребностей социального престижа, принадлежности к той или иной социальной среде, в которой музыкально и художественно образованный человек оценивается высоко. Роль социального фактора существует и в среде профессионально обучаемых музыкантов, так как они принадлежат к социальному музыкальному сообществу, в котором существуют ценностные установки, побуждающие к активным занятиям и профессиональному росту. Социальный интерес как средство мотивации присутствует активно и в групповых формах музицирования, именно поэтому ансамблевая практика нередко служит формой музыкальных занятий, повышающей общую мотивацию и вызывающей неизменный интерес, как правило, возрастающий с возрастом, так как по мере взросления человек социализируется, всё более включается в общественное взаимодействие. В равной мере мотивирующим средством являются возможности раскрытия индивидуальности человека, в связи с чем необходимо учитывать в максимальной мере индивидуальные факторы каждой личности, её особенности, уровень музыкальной, культурной и общей образованности, направленность личности, для того, чтобы использовать возможные дополнительные социальные мотивы, связанные с данными особенностями (например, интерес или вовлечённость человека в конкретное социокультурное течение, уровень эмоциональности, коммуникабельность и т.д.)
Профессиональные мотивационные структуры неразрывно связаны с музыкальной деятельностью как профессией, то есть делом жизни, осуществляемым регулярно и, как правило, на коммерческой основе. Таким образом, включается, во-первых, категория профессионализма как такового, предполагающая наивысшую возможную степень владения инструментом и всем арсеналом приёмов художественной выразительности и эрудиции в сфере искусства, во-вторых – коммерческий интерес, связанный с возможностью получения дохода от профессиональной деятельности. Данные внешние мотивы в большей мере актуальны именно для старшей возрастной категории в силу её включённости в экономическую жизнь и потребности в материальном поощрении. Реализация же профессионального интереса возможна через предоставление человеку наиболее интересующей его информации и формированию осознанной потребности в проработке тех или иных технических навыков и художественных средств, подборе программы, вызывающей интерес и эмоциональный отклик. Также в целях повышения мотивации необходимо следить за тем, чтобы человек испытывал чувство профессиональной удовлетворённости от достигнутых результатов, что достигается благодаря моральным формам поощрения.
Организационные мотивы являются скорее вспомогательными, чем основными, однако так же не должны быть недооценены. Они состоят в наличии чёткого и стабильного расписания занятий, их регулярности. С одной стороны, наличие расписания предполагает регулярность задействования всех профессиональных навыков, в связи с чем они прочно закрепляются в памяти, в противном случае утеря навыков способствовала бы появлению негативных эмоций и снижению мотивации. С другой стороны, расписание как таковое создаёт дополнительную мотивацию к посещению занятий и подготовке к ним.
Одной из главных проблем в обучении взрослых людей музыке является отсутствие инструктивно-методического материала, адаптированного под данную возрастную категорию. Так же проблема состоит в регулярности занятий музыкой, т.к. взрослые люди, как правило воспринимают музыку как хобби, что само по себе замечательно, но занятость и постоянное отсутствие времени как для самостоятельных занятий, так и для занятий в присутствии преподавателя, мешают освоению музыкальным инструментом и не ведут к ожидаемым результатам и росту в музыкально-техническом аспекте. Обучение музыке взрослых может быть основано на методе индивидуального подхода и глубокого «погружения» в сферу информации, либо на постепенном овладении музыкальными знаниями. Музыкально – теоретический и практический материал «для взрослых» преподается в различных вариантах и во многом зависит от целей, которые преследует обучаемый и которые поставлены перед преподавателем: либо разучить на музыкальном инструменте какую - то понравившуюся мелодию «для себя и для собственной души», либо обладая определенными знаниями и навыками, обучаться дальше, с целью «поступить в среднее или высшее учебное музыкальное учреждение и стать профессиональным музыкантом».
Существует важнейшее различие в обучение музыке ребенка и взрослых. Ребенок, в большинстве случае учится «не по собственной инициативе», тем самым не требуя от преподавателя обеспечения каких - либо наглядных результатов. В отличие от этого, обучение музыке взрослых происходит с конкретной целью: сыграть любимую мелодию, научиться подбирать мелодии на определенном музыкальном инструменте (причем с предпочтением наименьшего количества занятий). Ради достижения своей цели, взрослый человек беспрекословно будет выполнять все задачи, поставленные преподавателем.
Список литературы:
1. Дубовицкая Т. Д. К Проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии - 2005 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/217/17812-k-probleme-diagnostiki-uchebnoj-motivacii.html
2.Мотивация или про «свободу воли» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/motivation/motivation1.php
3.Мотивация к учёбе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://englishmotherfucker.ru/artic_motivation.php
4.Философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2755/МОТИВАЦИЯ