НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 


Выступление учащихся музыкальных школ, училищ и ВУЗов – важный момент воспитания музыканта. Это могут быть экзамены, отчётные или классные концерты, праздничные вечера.

Исполнение произведения на сцене создаёт такие возможности для проявления творческого воображения, инициативы, которые в условиях классной работы отсутствуют. При работе с педагогом в классе, ученик не сможет приобрести такие качества, как артистизм, творческая инициатива, которые он получает при общении со слушателями.

И только выступая перед зрителями, ученик понимает, насколько глубоко он разобрался в материале изученного произведения. Он впервые остаётся «наедине с музыкой», без сопровождения исполнения замечаний педагога. В зале он слышит свою игру иначе, так как в зале другая акустика, в отличие от класса. Ему открываются новые музыкальные краски.

Ученик чувствует ответственность за свои действия. Он должен не подвести себя и своего преподавателя, доставить радость слушателям.

А при хорошем контакте со слушателями, когда ученик чувствует одобрение своей игры, выступление сопровождается приятными впечатлениями, радостным творческим подъёмом. Такое выступление запоминается надолго и способствует формированию желания играть на сцене.

Каждое выступление сопровождается волнением. Это неудивительно, ведь ученик попадает в такие условия, которые резко отличаются от привычных ему. Новая обстановка, другая акустика, вместо знакомой ему рабочей обстановки класса. Всё внимание зрителей устремлено на него. Конечно, от этого появляется волнение.

Но у каждого человека это волнение проявляется по-разному, может привести к разным последствиям.

У одних сценическое волнение может привести к не очень благоприятным результатам. Это связано с изменением эмоционального состояния – возникают отрицательные эмоции, переходящие в панику. Нарушается мышление, появляется зажим игрового аппарата.

Напряжение эмоциональной сферы может послужить неожиданными провалами в памяти. Причём возникают они в тех местах, которые в классе ученик исполнял уверенно. Исполнение сопровождается неустойчивым ритмом, снижается выразительность. В этот момент ученик думает не о выразительности, а о том, как бы скорее доиграть до конца, не забывая текст.

В других случаях волнение действует иначе. Ученик может сильно волноваться перед выступлением, но, выходя на сцену, волнение у него проходит и наступает эмоциональная стабильность. Это позволяет ученику уверенно показать проделанную работу. Всему этому есть причины. Их много и они разнообразны. Всё же их можно свести в две основные группы – ошибки в ходе подготовки сочинения к исполнению на сцене и недостаточное внимание педагога к особенностям личности ученика.

К причинам первого рода относятся следующие. Во-первых, это неправильная оценка уровня подготовленности ученика. Нередко ученик выходит на сцену с не совсем готовым произведением. И, конечно, слушателям заметны различия между выученными фрагментами и недоработанными, а самому музыканту сложно управлять исполнением, переключая внимание с более отшлифованных моментов к менее отшлифованным.

Во-вторых, завышенная оценка педагогом успехов ученика. Иногда освоение более сложных технических моментов уже является для педагога основанием для исполнения произведения на сцене, несмотря на недоработанность музыкально-образного плана.

В-третьих, недостаточное внимание педагога к повышенной напряженности психологического состояния ученика перед выходом на сцену. Если своевременно не будут приняты меры по нормализации этого состояния, то на сцене ученик потеряет привычное для себя течение времени, т.е. может начать играть всё в очень быстром темпе (появляется подсознательное желание скорее выйти из неблагоприятных условий) или же действует чрезвычайно медленно, с трудом осуществляя исполнительские действия.

В-четвёртых, выучивание произведения, путём механического зазубривания текста, - при любой случайной ошибке такая подготовка приводит к расстройству удачно начатого выступления.

Не очень хорошие последствия могут возникнуть также в результате неправильного распорядка занятий в последние дни перед выступлением. Вопрос этот очень важен, даже важнее, чем иногда думают. Ему нужно уделить больше внимания. От этого во многом зависит состояние исполнителя на эстраде, а от этого – качество исполнения.

Каков же должен быть предконцертный режим?

Играть в последние дни перед выступлением, конечно, нужно, но меньше, чем обычно и с меньшим внутренним напряжением, ведь необходимо беречь силы для предстоящего выступления. Важно, чтобы руки и голова при выступлении не были утомлёнными. Поэтому большую ошибку делают те, кто в последние дни перед выступлением занимаются большое количество часов, пытаясь закрепить исполняемую программу или исправить какую-то обнаружившуюся недоделку. Это свидетельствует о невнимательности и небрежности в процессе подготовки. Если же недоделка настолько серьёзна, что без её исправления невозможно исполнение произведения на сцене, то, конечно же, лучше отказаться от участия в концерте и тщательно, не торопясь, всё проработать. Но если же отложить выступление невозможно, то лучше временно закрыть глаза на недоученный момент и оставить пока так, как есть. А после концерта нужно вновь взяться за тщательную работу над всем, что покажется неудовлетворительным в исполнении.

Последнюю же репетицию нужно провести за несколько часов до выступления. Она должна быть непродолжительной. И не нужно учить отдельные места пьесы, не стоит повторять её несколько раз и играть быстро, с увеличением, в полную силу, как на концерте. Иначе получится, что все силы будут потрачены раньше времени и на концерте произведение будет исполнено без должного подъёма. Нужно поиграть спокойно, внятно, в умеренном темпе.

Впрочем, иногда последняя репетиция требуется для того, чтобы освоиться с незнакомым инструментом и акустикой, попытаться приспособиться к ней. В этом случае это можно проделывать в основном не на тех произведениях, которые будут исполняться на концерте, а на других пьесах из программы.

Что касается внеигрового режима последних дней перед выступлением, то конечно нужно сказать, что не стоит резко изменять привычный распорядок дня. Нужно, например, хорошо выспаться. Сон – хороший восстановитель физических и духовных сил. Однако, не стоит злоупотреблять этим средством, думая, что чем больше поспать, тем лучше. После такого сна человек чувствует себя не отдохнувшим, а разбитым. И игра будет вялой, лишенная «нерва», понизится острота слуха.

В день выступления желательно избегать всего, что вызывает чрезмерное утомление. И работать, и отдыхать нужно в меру.

Причинами сценического волнения другого рода выступают особенности характера личности учеников. Одни из них обладают сильным типом нервной системы, другие слабым. У одних осуществляется «внутренний» конфликт за деятельностью, у других «внешний».

Сила нервной системы человека – это такое свойство, которое характеризует функциональную выносливость, работоспособность нервных процессов. Для людей с сильной нервной системы человека характерна меньшая утомляемость и соответственно большая работоспособность, им свойственно большее самообладание в ситуациях, которые требуют большой ответственности и внимания. Такие ученики обладают большим сопротивлением к различным неожиданным отвлекающим моментам, при которых люди со слабой нервной системой могут сорвать своё выступление.

У учеников с сильным типом нервной деятельности волнение может вызвать повышенное напряжение мышц, ускоренное сердцебиение. Выйдя на сцену такие ученики, несмотря на отмеченные проявления волнения, могут показать результат не хуже, чем показывали в классе.

Для учеников со слабой нервной системой волнение связанно с другими причинами. У них наблюдается меньшее количество энергетического потенциала, холодные руки, бледность. Оказавшись на сцене, они исполняют всё в более медленных темпах, показывают менее качественное исполнение сложных технических моментов, однако при этом можно увидеть большую старательность выполнения художественных моментов исполнения, качественно выполняется нюансировка. Неудачи учеников с такой нервной системой надолго лишают их уверенности в себе, чего нельзя сказать об учениках с противоположным характером – они быстро забывают неудачное выступление.

Для рассмотрения причин успешного и неуспешного выступления на сцене серьёзное значение имеют различия людей по направленности их личности. Для одних людей характерна открытость внешнему миру и окружающим (экстравертированность), для других замкнутость, сосредоточенность на своём внутреннем мире (интровертированность).

Экстраверты малоконфликтны, внимательны к другим и исполнительны, им свойственна активность в общении, высокая контактность, иногда несдержанность в поступках и суждениях, гибкость поведения, живой интерес к жизни. Людей с таким типом нервной системы тревожит, скорее, не сам факт выступления на сцене, а результат исполнения, то как отреагируют на него люди. Им свойственно спокойное ожидание выступления и взволнованное состояние после.

Интроверты, в отличие от экстравертов, мало контактны и не очень общительны, любят уединение и размышление, все происходящие события переживают в себе, редко делятся ими с окружающими их людьми. Порой, даже близкому человеку сложно проникнуть в душу интроверта. Перед выступлением они проявляют излишнюю обеспокоенность и волнение. Сам факт выступления они воспринимают как вынужденное общение со слушателями.

Несмотря на такую классификацию людей по типам личности, нет сомнения в том, что в каждом человеке сочетаются черты разных типов.

Грамотный педагог обязательно будет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Это и возрастные особенности, и особенности характера, нервной системы. И в соответствии с ними вырабатывается определённая система подготовки ученика к выступлению перед публикой.

О том, чтобы ученик меньше волновался перед выступлением, педагог должен позаботиться заранее. А именно, уже на этапе выбора репертуара. Здесь следует учитывать насколько содержание и образный состав произведения соответствует характеру и внутреннему миру юного музыканта. Если сочинение недостаточно ему понятно, то изучение его осуществляется путём механического запоминания. В этом случае возрастает напряженность ученика, что приводит к утрате выразительности исполнения.

Далее, изучение произведения проходит в несколько этапов, описание которых выходит за рамки поставленного вопроса.

Наша задача рассмотреть особенности психологической подготовки к выступлению.

Педагогу следует учесть, что за несколько дней до выступления ученик начинает вести себя иначе, чем обычно. Он перестаёт учитывать замечания учителя и не замечает недостатков своего исполнения, желая сохранить неизменным то, что уже выучено. Возникает отрицательное отношение к своему исполнению (особенно это касается людей с низкой самооценкой). У ряда учеников можно наблюдать рассеянность на уроках, снижение активности исполнения. Также усиливается беспокойство по поводу предстоящего выступления, появляются мысли о неудачном выступлении.

Для нормализации состояния учеников в предконцертный период и снятия у него нервного напряжения эффективным способом выступает мысленное проигрывание произведения, причём ученику нужно при этом образно представлять себя на сцене перед слушателями, представлять свои уверенные, свободные действия и особенности звучания в зале. Такой способ «проигрывания» позволяет лучше приспособиться к требованием выступления перед слушателями и наработать контроль за исполнением. В работе над сочинением без инструмента также важно мысленно отработать моменты, связанные с поведением на сцене – как и откуда выходить, как и где кланяться, как садиться за рояль.

Важное значение в предконцертный период имеет репетиция в зале. Чтобы эффект от репетиции был наибольшим, педагогу нельзя допустить, чтобы она состоялась за два-три часа до выступления, так как в силу своей неопытности ученик постарается исполнить на репетиции как можно лучше, потратит все силы и не сумеет на концерте показать всё, на что он способен. Нужно сделать так, чтобы репетиция состоялась не позже, чем за день до концерта.

Основная задача, которую можно решить только на репетиции - это приспособление исполнения к особенностям зала. Нужно определить диапазон звучания в наиболее важных разделах сочинения, проверить темпы, особенно там, где имеются ускорения и замедления. Не надо на репетиции отрабатывать или доучивать те или иные разделы сочинения или повторять его целиком несколько раз.

Педагогу следует беречь творческие силы ученика и не превращать репетицию в подобие урока. Лучше всего один раз исполнить сочинение в среднем темпе, спокойно и отчётливо, с умеренной силой звучания и прикрытой выразительностью, чтобы ученик слушал себя будто со стороны, из зала.

Нужно вселить в него уверенность, подбодрить, выделив его удачные действия, одобрив общее настроение, выделив что-то индивидуальное в исполнении. И только на этом фоне нужно высказать некоторые общие замечания, смысл которых состоит в том, чтобы повысить общую сосредоточенность внимания.

Сразу после выступления педагогу следует обязательно положительно оценить действия ученика. Даже, если была неудача, всё равно следует найти какие-то положительные моменты, - пусть даже не совсем значительные и внешние, как, например, выход на сцену. Ни в коем случае, чтобы не понизить самооценку ученика, нельзя давать ему понять, что он выступал зря. Тем более, это неверное утверждение, ведь любое выступление, даже неудачное, пополняет исполнительский опыт. Отмечу, что сценическое выступление ученика пополняет и опыт педагога, заставляя его продумывать и пересматривать свои действия, направленные на подготовку ученика, выяснять, что было верно, а что ошибочно.

Сразу после выступления ученик находится во власти исполнения, внутри него ещё звучит музыка, и он не может до конца воспринимать указания на недостатки исполнения. Поэтому все замечания, которые касаются недостатков исполнения нужно оставить на другой день.

Некоторым ученикам педагог может рекомендовать через некоторое время после выступления вновь исполнить это же произведение, но в медленном темпе, специально поправляя все допущенные на сцене недочёты.

В настоящее время проводится огромное количество различных конкурсов, начиная с межшкольных и краевых, заканчивая международными. Участие в них приносит детям помимо сценического опыта, ещё и огромное количество ярких впечатлений, новых знакомств и воспоминаний, которых хватит ещё надолго. Благодаря этому дети будут тянуться к музыке и сами проявлять желание выступать на сцене. А что помогает привить детям любовь к музыке, как не яркие впечатления и приятные эмоции. Ведь человек не сможет полюбить то, что ему не нравится. Поэтому, задача педагога во многом состоит в том, чтобы не превратить занятия музыкой в рутину и скучное времяпрепровождение, а сделать их увлекательными и незабываемыми.

Список использованной литературы:

  1. Коган Г.М. «У врат мастерства». Изд. Музыка-Москва, 1969

  2. Коган Г.М. «Работа пианиста». Изд. Музыка-Москва, 1969.

  3. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». Изд. 5-е. – М.: Музыка, 1988.

 

Просмотров работы: 1563