РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается мышление, воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника - в игре.

Умственное развитие является важной стороной в становлении личности в частности, ее познавательной сферы. С помощью мышления осуществляется поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Главная цель работы по развитию у детей словесно - логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.

Вопросом развития мышления у детей занимались зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Бюлер, А. Бине) и отечественные педагоги - психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.).

Развитие мышления в дошкольном возрасте происходит параллельно с развитием речи. Проблема развития речи была рассмотрена и изучена многими учёными в различных науках, в таких как языкознание (В. Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Л.В. Щерба и др.), психолингвистика (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Р.М. Фрумкина, А.П. Клименко, А.Е. Супрун, Ю.А. Сорокин, Л.В.Сахарный и др.), психология (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.).

Проблемой теоретического обоснования общего недоразвития речи занимались Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.

В целом ряде исследований (Л.И. Божович; Л.С. Выготский; А.Н. Гвоздев; М.И. Лисина; А.К. Маркова; Г.Л. Розергард-Пупко; Н.Х. Швачкин; Д.Б. Эльконин) указывается, что развитие речи на разных возрастных этапах зависит от ведущей деятельности ребенка в данный период, потребности которой обусловливают появление новых функций речи и языковых средств.

Существует связь речевых нарушений с аномальным развитием понятийного мышления, операций сравнения, обобщения и абстракции (О.Н. Усанова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Василенко). Эти данные согласуются с представлениями Л.С. Выготского о системном, опосредованном строении высших психических функций. Преобладание одной какой-либо речевой недостаточности у ребёнка закономерно определяет общую картину недоразвития его речевой и учебно-познавательной деятельности.

Чаще всего общее недоразвитие речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. И все-таки одно лишь устранение первичного дефекта не решает все психологические проблемы.

Итак, проблема особенностей мышления у дошкольников с речевой патологией в настоящее время является достаточно актуальной и требующей дальнейшего изучения и разработки эффективных методик, направленных на коррекцию и развитие словесно-логического мышления у данной категории детей.

Анализ литературных данных по исследуемой проблеме, позволил нам сделать вывод о том, что в процессе игровой и учебной деятельности ребенка с общим недоразвитием речи происходит развитие мышления, которое по своей структуре, видам, формам имеет ту же основу, что и у нормально развивающихся детей. Для развития словесно-логического мышления детей с ОНР необходимо использовать возможности всех анализаторных систем организма.

Литература:

  1. Артемов А.С. Курс лекций по психологии. – М., 1996.

  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1993.

  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. – М., 2000.

  4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2001.

  5. Кацнельсон С.Д. Категории языка и мышления. – М., 2001.

  6. Немов Р.С. Психология. – М., 2000.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

  8. Шардаков В. С. Мышление школьников. - М., 1999.

Просмотров работы: 4363