Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.[3]
В настоящее время готовность ребенка к школьному обучению выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю.
Первые исследования психологических особенностей детей поступающих в школу были опубликованы во второй половине XIX века в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, А.П. Нечаева, Е.Н. Водовозовой и других. По мнению многих ученых этого периода, готовность детей к обучению в школе не выделяется как самостоятельная научная проблема и рассматривается в контексте общих проблем возрастной и педагогической психологии, но при этом само понятие «готовность к обучению школе» в данный период еще не использовалось.
В это время определилась сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания.
В отечественной психологической и педагогической литературе традиционно используется термин «готовность детей к обучению в школе» («готовность к школе»), получивший широкое распространение благодаря работам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой и др. Это понятие имеет достаточно широкое содержание и отражает все аспекты индивидуального развития ребенка - биологический, психологический и социальный.
Во второй половине XX века в психологической науке определились основные направления готовности к обучению в школе, в зависимости от выделяемого авторами аспекта психологического развития ребенка.
В первую очередь выделялась личностно-мотивационная готовность к обучению в школе. Л.И. Божович выделила познавательную потребность и потребность в определенных социальных отношениях как базовые в психическом развитии ребенка.
Многие авторы отмечают значение умственного развития для начала школьного обучения - интеллектуальную готовность к обучению в школе. А.Л. Венгер экспериментально установил, что важным показателем готовности к обучению в первом классе является сформированность наглядно-образного мышления. Уровень развития логического мышления оказывается менее существенным. [4]
Другое направление исследований связано с изучением форм общения ребенка со взрослыми и детьми - коммуникативная готовность к обучению в школе. Так, М.И. Лисина, выделяя коммуникативную готовность как основной компонент готовности к обучению в школе, подчеркивает, что деятельность ребенка никогда не осуществляется изолированно от взрослого, а всегда содержит элемент кооперации с ним. Важнейшим новообразованием 6-7 летнего возраста, считает автор, является появление внеситуативно-личностного общения, когда ребенок может воспринимать взрослого как учителя и занять по отношению к нему позицию ученика. [5]
Самым последним выделилось направление исследований - изучение эмоциональной готовности к обучению в школе. Т.А. Нежнова, Е.В. Филиппова, исследуя феномен «школьной тревожности» (комплекс отрицательных переживаний, связанных со школой и учением), отмечают, что эмоциональное отношение к школе и учению является важным показателем формирования учебной деятельности и готовности к обучению. Эмоциональное неблагополучие у школьников проявляется такими отрицательными последствиями, как потеря интереса к учебе, трудности общения с учителем и одноклассниками, снижение успеваемости.[1]
Так, во второй половине XX века в отечественной психологии исследование готовности к обучению в школе представляет собой выделение отдельных аспектов школьной готовности.
Вместе с тем целый ряд авторов таких, как А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Ю.З. Гильбух и др. отмечают необходимость изучения феноменов школьной готовности как целостного, системного образования, но осуществление такого исследования сталкивается с трудностями методологического характера, так как предполагает использование нетрадиционного для детской психологии системного подхода в исследовании психики.
По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
2. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.[2]
Таким образом, обобщая все изложенное можно сказать, что школьная готовность - это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям.
Список литературы:
Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. - М., 2007;
Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - М. 2009;
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2004;
Дубровина И.В., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., 2005;
Лисина М.И. Поблема онтогенеза общения. - М., 2008;
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1999.