ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Румянцева Ю.С. 1
1Российский Государственный Аграрный Университет - МСХА им. К.А. Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уважаемые коллеги,

К обсуждению хочу представить такую тему как «Бухгалтерский учет затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции переработки овощей». Исследование проблем учета затрат на производство, а также анализ методов калькуляции себестоимости позволят оптимально сформировать эффективные стратегические планы развития предприятия.

В условиях непрерывной реформации российского бухгалтерского учета и повсеместного применения международных стандартов финансовой отчетности, учет хозяйственных операций в сельском хозяйстве требует особого внимания. Актуально именно то, что в настоящее время отсутствуют унифицированные формы для учета затрат на производство продукции пищевой промышленности, а многие агрохолдинги сейчас, закупая линии для переработки овощей и картофеля, увеличивают ассортимент продукции.

Конечно, переработанные овощи (в консервированном, квашеном, нарезанном и пр. видах) не являются продуктами первостепенного потребления, но их производство и продажа рентабельны, а у покупателей такая продукция все же пользуется спросом. Овощи и фрукты занимают важное место в рационе жителей развитых стран мира. Консервированная продукция – овощи, бобовые, фрукты, салаты-закуски – наряду со свежими овощами и фруктами, пользуется большой популярностью как в нашей стране, так и во многих развитых странах. Спрос на плодоовощные консервы с каждым годом растет, но на российском рынке его удовлетворяют в большем объеме иностранные производители.

Существует ряд факторов и условий, влияющих на потребление плодоовощной консервации. Это, прежде всего, стабильность экономической ситуации – снижение доходов населения сразу сказывается на уровне потребления. Большое значение имеет фактор сезонности – в зимнее время спрос на консервацию, как правило, возрастает. Правда, в последнее время увеличение доступности свежих овощей и фруктов в сетях современных супермаркетов ограничивает этот спрос.

В России в настоящее время ежегодно потребляется, в среднем, всего 4 кг плодоовощной консервации. Российский рынок консервированных продуктов, объем которого в стоимостном выражении оценивается в 2,3 – 2,5 млрд. долл., характеризуется высокой долей импорта – более 50%. Консервация плодоовощной продукции экспортируется в незначительных объемах, преимущественно в страны СНГ.

Овощные консервы, представленные на российском рынке, классифицируются, как правило, по трем группам:

  • натуральные (зеленый горошек; фасоль стручковая, спаржа натуральная – стручки, консервированные в солевом (3%) растворе; кукуруза сахарная натуральная, деликатесная; томаты натуральные целые консервированные (томаты в томатном соке) и т. п.);

  • закусочные (овощи резаные в томатном соусе; овощная икра: кабачковая, баклажанная, тыквенная и др.);

  • маринованные (овощи и фрукты маринованные – плоды, консервированные в заливе, содержащей сахар, соль, кислоту (преимущественно уксусную) и пряности; салаты овощные; консервированные квашеные (засоленные, моченые) овощи и фрукты).[1]

В отдельную категорию выделяются так называемые обеденные консервы – первые и вторые консервированные блюда из овощей, которые употребляются в пищу после кратковременной тепловой обработки.

Вообще, по прогнозам экспертов, российский рынок овощной консервации развивается динамично: его ежегодный прирост составляет от 20 до 30% в стоимостном выражении.

Общее увеличение потребления овощных консервов можно объяснить несколькими причинами. Несмотря на то, что в России существует ярко выраженная традиция приготовления домашних заготовок, ускоряющийся ритм повседневной жизни, особенно ощутимый в крупных городах, не оставляет времени хозяйкам на такой вид деятельности. Кроме того, рост занятости женщин, препятствует дальнейшему развития старинной традиции, что приводит к ситуации, когда потребители вынуждены прибегать к покупке данной продукции в магазинах.

Наибольшим спросом у наших соотечественников пользуются зеленый горошек и кукуруза – в среднем их потребляют 79 и 73% российских семей соответственно. По объемам продаж эти виды консервации занимают первое и второе места. Третье место принадлежит консервированным огурцам – они пользуются спросом у более чем 40% российских семей. Далее следуют консервированные ананасы, шампиньоны и персики.

Российский рынок плодоовощных консервов характеризуется крайне высокой долей импорта при довольно низком уровне экспорта данной продукции.

В структуре отечественного рынка импорт составляет две трети от всей представленной продукции (60-65%). В основном это продукция китайских и испанских производителей, которые поставляют консервированный горошек и кукурузу (рис. 1).

Рисунок 1 – Доля импорта на российском рынке плодоовощных консервов.

Источник: Intesco Research Group, 2012

В настоящее время большая часть российского рынка плодоовощных консервов, обеспечивается зарубежными компаниями, среди которых лидируют французские, венгерские и немецкие предприятия. Некоторые иностранные компании имеют собственные производственные мощности на территории России. Зарубежные экспортеры, как правило, ориентируются на определенные специализированные сегменты рынка. Так, венгерские производители, в основном, поставляют консервированные огурцы, томаты и фасоль, французские – кукурузу, горошек, бамбук, компании из азиатского региона – ананасы, персики и другие фрукты.

В результате динамичного роста рынок плодоовощной консервированной продукции в России не только расширил горизонты для иностранных компаний, но и дал возможности развиваться отечественным предпринимателям. За последние несколько лет в России появились новые производители, которые строят свою работу по западным стандартам и могут составить конкуренцию иностранным производителям аналогичной продукции. На сегодняшний день практически во всех регионах нашей страны есть производители, которые ориентируются на местный рынок и имеют на нем значительную долю продаж. Эти производители инвестируют большое количество средств в развитие производства, а также стремятся усилить позиций региональных брендов на рынке.

Одной из особенностей отечественного производства является то, что местные компании используют региональные ресурсы для производства консервированной продукции и ее дальнейшей реализации внутри страны. Более же крупные предприятия, которые нацелены на национальный уровень, размещают у зарубежных партнеров заказы на производство определенного вида продукции, которая не выращивается в России в больших объемах из-за неподходящих климатических условий. Это такая продукция как зеленый горошек, томаты. В качестве стран-партнеров выступают Болгария, Венгрия, Индия, Китай, Польша, Таиланд и другие.

Таким образом, на российском рынке плодоовощных консервов есть где развернуться, тем более это выгодно предприятиям, выращивающим овощи в открытом грунте или в теплицах. Дополнительные затраты на организацию цеха по переработке овощей не слишком велики. Именно эти условия объясняют значимость создания четкой методологии и разработки унифицированных форм бухгалтерской отчетности для калькулирования себесоимости сельскохозяйственной переработанной продукции.

В настоящее время существует проблема разработки форм ведения бухгалтерского учета по всем статьям затрат на предприятиях пищевой промышленности. К сожалению, в данный момент в практике российского бухгалтерского учета не выработаны единые формы для учета затрат на производство продукции перерабатывающей промышленности. Особенно это актуально в период обострения потребительского спроса на такую продукцию, как овощные консервы. Несмотря на то, что 50 % потребляемых консервов из овощей приходится на домашние заготовки, спрос на данный вид продукции увеличивается с каждым годом. Таким образом, формирование эффективной системы бухгалтерского учета актуально в случае ее использования в пищевой промышленности, включая отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию. Учитывая, что доходная составляющая компаний АПК формируется главным образом от реализации производимой продукции, то возникает потребность в проведении подробного анализа затрат компаний и порядка организации их учета.

При исчислении себестоимости продукции, как правило, используются следующие счета бухгалтерского учета:

20 «Основное производство»;

21 «Полуфабрикаты собственного производства»;

23 «Вспомогательные производства»;

25 «Общепроизводственные расходы»;

26 «Общехозяйственные расходы»;

28 «Брак в производстве».

Учет затрат основного производства ведется на активном счете 20 «Основное производство». Данный счет является калькуляционным и дает возможность исчислить фактическую себестоимость произведенной продукции.

Прямые затраты организации собираются в течение месяца на счетах 20 – «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты» и 23 – «Вспомогательные производства» по статьям затрат и статьям калькуляции. Сумма затрат по объектам калькулирования собирается на счете 20 «Основное производство».

К прямым затратам основного производства относятся: стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, тары и упаковки, топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих, соответствующие отчисления на социальные нужды. В течение месяца прямые затраты учитываются на основании первичных документов в себестоимости конкретных видов продукции (работ, услуг). Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции. Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по видам производств. Расходы вспомогательных производств списываются на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 91 «Прочие доходы и расходы» согласно предоставленным отчетам о фактически выполненных работах, услугах. Учет расходов на продажу ведется на счете 44 «Расходы на продажу». Однако, если предприятие входит в группу компаний или агрохолдинг, то учет по данному счету может не вестись, так как вся произведенная продукция реализуется через Торговый Дом холдинга.

Эта методика является наиболее понятным способом калькулирования себестоимости, но она не является самым простым из них.

В данной работе мне хочется привлечь внимание к существующим проблемам бухгалтерского учета в сельском хозяйстве, в том числе в пищевой промышленности.

Должен быть решен комплекс задач по усовершенствованию современной методологии бухгалтерского учета, а также порядка учета затрат и калькуляции себестоимости продукции переработки овощей. С практической точки зрения представляется возможность применения разработанной системы, рекомендаций и принципов учета затрат на производство в рамках конкретной организации. В последствии, при удачной апробации, выработанные формы могут повсеместно использоваться для учета затрат на предприятиях АПК.

Просмотров работы: 3426