На основе молока и молочных продуктов разработаны лечебные и диетические продукты, в том числе детские для больных и недоношенных детей, путём удаления из смеси части лактозы («Энтипы»), путём внесения различных добавок (гидролизата молочных белков, таурина, полиненасыщенных жирных кислот, селена, железа и лизоцима) и молочнокислых бактерий (ацидофильных палочек и бифидобактерий).
Молоко и молочные продукты традиционно занимают одно из ведущих мест в пищевом рационе граждан нашей страны, в силу, как привычек потребления россиян, так и относительно недорогой стоимости данной категории продуктов питания.
Целью данной исследовательской работы является проанализировать потребление молока, выявить какой количество потребляется населением, какие продукты более потребляемые и на каких продуктах делать основной упор.
Потребительский спрос является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие молочного животноводства и молочной промышленности в России.
В структуре потребительских расходов населения молочные продукты занимают около 4 % — это второе место после мяса и мясных продуктов (на них приходится около 9 %) в группе расходов на покупку продуктов для домашнего питания.
Основной тенденцией на мировом рынке молочных продуктов является прирост потребления питьевого молока, ферментированных молочных напитков и сыров. На рынке сливочного масла наблюдается стагнация. Аналогичная тенденция сложилась и в России.
Потребление молочных продуктов различается по группам населения. Как показывают выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенные Росстатом, рост потребительского спроса на молокопродукты происходит, прежде всего, за счет населения со средним и низким уровнем дохода. Если в 2004 г. 46 % всех потребительских расходов на молочные продукты было сосредоточено в 1–6 децильных группах населения, то в 2008 г. на них уже приходилось 49,5 % этих расходов (рисунок 1).Если рассматривать распределение потребления среди населения в сельской и городской местности, то основным драйвером положительной динамики спроса на рынке молока является городское население (рисунок 34). Именно эта часть населения в большей степени подвержена влиянию активного продвижения новых молочных продуктов
с помощью рекламы, развитию современных форма торговли (супермаркетов и гипермаркетов). В то же время, в 2007–2008 гг. падение душевого потребления молочных продуктов произошло именно за счет городских жителей. Население в сельской местности, как правило, имеет подсобные хозяйства, продукция которых используется в основном для собственного потребления. Именно поэтому сельский потребитель в меньшей степени подвержен изменениям конъюнктуры рынка, эластичность потребления молока в сельской местности ниже. Малые формы хозяйствования в сельской местности имеют социальную значимость,
поскольку в период падения национального уровня потребления молочных продуктов они обеспечивали сельскому населению более высокие показатели потребления по сравнению с городскими жителями.
Рисунок 1 Потребительские расходы домашних хозяйств на молоко и молочные продукты по 10-процентным (децильным) группам населения, 2004–2008 гг.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что структура потребления молочных продуктов изменяется с ростом благосостояния респондента. Так среди респондентов с максимальным уровнем среднемесячного дохода потребление молока несколько ниже, чем в среднем по выборке.
Проанализировав полученные в результате исследования данные, можно указать на следующие типы потребления молочной продукции:
Сельский. Здесь значительная часть молочной продукции производится непосредственно в домашнем хозяйстве. Среди молочных продуктов доминируют те, которые редко встречаются в крупных городах, - простокваша, ряженка. В то же время, йогурт почти не известен на селе, - его употребляют в пищу лишь 1% респондентов из данной группы. Близкий к сельскому типу потребления молочной продукции присутствует и в малых городах (до 100 000 жителей). Основными местами покупки молочных продуктов здесь являются рынки сельхозпродукции и продовольственные магазины.
Городской. Этот тип распространен в городах с населением от 100 тыс. до миллиона жителей. В их рационе практически отсутствуют такие деревенские продукты, как простокваша, ряженка, несколько ниже потребление творога. Потребление кефира остается почти на том же уровне, что и в селе, но в тоже время, возрастает потребление йогуртов и сметаны. Основными местами покупки молочных продуктов для горожан являются неспециализированные продуктовые магазины (здесь покупают молочные продукты около 50% опрошенных данной категории), рынки сельхозпродукции, и специализированные молочные магазины. Менее заметную роль играют городские мелкооптовые рынки.
Проведем группировку регионов Российской Федерации по уровню потребления молока и молочных продуктов на душу населения в 2011 году (таблица 1).
Таблица 1 Интервальный ряд распределения регионов РФ по уровню потребления молока и молочных продуктов на душу населения за 2011 год.
№ группы |
Группы регионов по потребление молока и молочных продуктов на душу населения в2011году, кг |
Число регионов |
1 |
178 - 209,5 |
2 |
2 |
209,5 - 241 |
5 |
3 |
241 - 272,5 |
7 |
4 |
272,5 - 304 |
6 |
5 |
304 - 335,5 |
4 |
6 |
335,5 - 367 |
2 |
Итого |
Х |
26 |
Интервальный ряд распределения регионов РФ по уровню потребления молока и молочных продуктов на душу населения за 2011 год имеет неравномерное распределение по числу регионов в каждой группе. Следовательно нужно сделать группировку(таблица 3).
Таблица 3 Интервальный ряд распределения регионов РФ по уровню потребления молока и молочных продуктов на душу населения за 2011 год.
№ группы |
Группы регионов по потребление молока и молочных продуктов на душу населения в2011году, кг |
Число регионов |
1 |
до 230 |
5 |
2 |
230-250 |
4 |
3 |
250-270 |
5 |
4 |
270-290 |
5 |
5 |
290-310 |
3 |
6 |
свыше 310 |
4 |
Итого |
Х |
26 |
По данным таблицы 3 составим гистограмму распределения регионов РФ по уровню потребления молока и молочных продуктов на душу населения за 2011 год (рисунок 2).
Рисунок 2 Гистограмма распределения регионов РФ по уровню потребления молока и молочных продуктов на душу населения за 2011 год.
Для установления связи между факторным( потребление молока и молочных продуктов на душу населения) и резусными(денежные доходы населения) признаками по каждой группе рассчитать среднее значение этих признаков. Составим сводную таблицу 3:
Таблица 3 Группировка регионов по уровню потребления молока и молочных продуктов на душу населения в 2011 году.
№ группы |
Группы регионов |
Число регионов |
Потребление молока и молочных продуктов на душу населения (в год; килограммов), тыс.кг |
Среднедушевые денежные доходы населения, в мес., руб. |
|
I |
до 230 |
5 |
0,112 |
8,48 |
|
II |
230-250 |
4 |
0,092 |
7,29 |
|
III |
250-270 |
5 |
0,245 |
13,98 |
|
IV |
270-290 |
5 |
0,226 |
11,48 |
Продолжение таблицы 3
V |
290-310 |
3 |
0,131 |
6,62 |
VI |
свыше 310 |
4 |
0,127 |
5,89 |
Итого |
Х |
26 |
0,143 |
8,37 |
Таким образом между потреблением молока и молочных продуктов на душу населении и среднедушевыми доходами населения в 2011 установлена зависимость, т.е при переходе из группы в группу увеличиваются показатели потребления и при этом увеличивается показатель доходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В разных регионах Росси потребляется молоко и молочные продукты в разных количествах, а также потребляются разные виду молочных продуктов питания.
Мы выяснили, что наибольшее количество молока потребляется в 7 регионах. Также что между потреблением молока и среднедушевыми доходами населения в 2011 году установлена зависимость, т.е. увеличиваются показатели потребления и при этом же увеличивается показатель доходов.
При изучении статистической сводки и группировки мы выяснили методом выравнивания ряда динамики по среднему абсолютному приросту с 2001 по 2011 годы выявлена тенденция увеличения начисления среднемесячной номинальной заработной платы работников организации в Сибирском Федеральном округе, причем ежегодно в среднем на 3. Так же выявлена тенденция роста начисления среднемесячной номинальной заработной платы работников организации в Сибирском Федеральном округе, в среднем ежегодно на 7078,5 тыс.руб.
Первая10-процентная группа — население с самыми низкими доходами, последняя 10-процентная группа — население с самыми высокими доходами.
Источник: по данным Росстата.