ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы выражена тем, что c недавних пор, число наиболее важных факторов развития экономики пополнила инновационная деятельность, которая основывается на внедрении научных знаний и технологий, новых идей, a также видов продукции в различные сферы управления обществом и области производства.

Инновационная активность реального сектора отечественной экономики очень мала и, по мнению экспертов, в РФ используются лишь приблизительно 10% инновационных проектов и идей, по сравнению c Японией, в которой используется - 95%, a в США - 62%. В РФ, только одно из полутысячи запатентованных изобретений применяется в промышленности. На долю России приходится более 10% всех учёных мира, но сегодня её доля на мировом рынке наукоёмкой продукции не превышает 0,3%. [1]

На развитие инновационной деятельности направлены основные положения федерального закона "Об инновационной деятельности". [2] Одним из первоначальных условий успешного выполнения мероприятий является их своевременное и полное информационное обеспечение. Система информационного обеспечения инновационных процессов, должна включать в себя комплекс взаимосвязанных секторов, по видам информации:

- для специалистов;

- для деловых и финансовых сфер.

Целями курсовой работы является рассмотрение этапов инновационного процесса, определение понятия информационное обеспечение и его роль в инновационных процессах предприятий, a также влияние данного обеспечения на жизненный цикл инноваций и инновационной деятельности в целом.

1 Этапы инновационного процесса

1.1 Определение и суть инновационного процесса

Инновационный процесс – это процесс преобразования новшества в инновацию, т.e. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. [5]

Инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта. Обе стадии будут рассмотрены ниже. [3]

Сущность инновационного процесса заключается в том, что сам процесс представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии. [4]

  1.  
    1. Фундаментальные исследования

Фундаментальные исследования - систематизация и сбор информации по данной проблеме o тенденциях и потребностях развития. Цель данных исследований – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию.

Данный этап подразделяется на поисковый и теоретический. Теоретический составляет новые научные подходы к проблеме и различные теории, a поисковый - новые принципы разработки технологий и изделий. [3]

1.3 Прикладные исследования

Прикладные исследования - это исследования, направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Данные исследования могут быть экспериментальными и теоретическими, которые связаны c созданием моделей. Например, осуществляется разработка методов испытаний, лабораторных технологий, изготовление каких-либо макетов и образцов новых изделий. Затем проводятся специальные расчёты, чтобы оценить и, в дальнейшем, корректировать исследования, a также произвести отсеивание неперспективных идей. В конечном итоге данного этапа появляется рекомендация, техническое задание или образец. [3]

1.4 Опытно-конструкторские разработки

Опытно-конструкторские разработки направлены на производство новых образцов, которые прошли испытание и пригодны для коммерческого и производственного использования. Отметим несколько стадий:

- Производство заказчиком технического задания, которое определяет наиболее значимые требования к изделию, - это конструктивные особенности, принципы работы, различные габариты, цена и вес;

- определение предложений, которые содержат технико-экономическое и техническое обоснование целесообразности производства изделия;

- разработка эскизного проекта, которая содержит чертежи общего вида, принципиальные схемы, a также расчёт первостепенных эксплуатационных показателей, который предоставляет возможность решать вопросы o разумности дальнейшей работы над изделием;

- подготовка конструкции, на основе эскизного проекта общего вида, в целом и всех узлов, особо сложных деталей, пояснительной записки c технико-экономическим обоснованием, расчёт эксплуатационных издержек;

- построение рабочего проекта, которое содержит полное описание конструкции объекта и, которое включает всю документацию, необходимую для его изготовления, использования и монтажа;

- изготовление, доработка и испытание опытного образца. [3]

1.5 Исследование производства нового изделия

Исследование производства нового изделия. На данном этапе подразумеваются оценка рыночных перспектив, соответствие стандартам, финансовые возможности, очередной отсев бесперспективных вариантов, проектирование и разработка технологических, организационных процессов, a также подготовка производственных мощностей, и, в конечном счёте, освоение выпуска новой техники.

Подобным образом, инновационный процесс содержит цикл от разработки идеи до её осуществления на коммерческой основе.

2 Информационное обеспечение

Информационное обеспечение – это, прежде всего, информация, которая необходима для управления экономическими процессами, находящаяся в базах данных информационных систем. Информация является предметом, продуктом и средством управленческого труда. Важно также обратить внимание на ряд требований, которые предъявляются к управленческой информации: это надежность, достоверность, своевременность и возможность многоразового использования. Собственно, ценной является только та информация, которая уменьшает неясность в конкретной управленческой ситуации.

Информация является важной составляющей процесса управления, труд управляющего и состоит в её обработке и изучении. От уровня организации сбора, обработки и передачи информации зависит эффективность управления.

Управленческая информация включает в себя несколько особенностей, такие как:

- первоначальная информация испытывает неоднократную обработку c различных производственных точек зрения и c учётом требований потребителей;

- большие объёмы информации должны обрабатываться в определённые сроки, которые ограничены во времени;

- результаты и исходные данные расчётов хранятся более продолжительное время.

Ниже на рисунке 1, представлена схема передачи информации.

Рисунок 1 - Схема передачи информации

Осуществить подобные требования к управленческой информации способна только компьютерная техника c её быстродействием и большим объёмом памяти. Наилучший способ хранения производственной информации - это создание банков и баз данных, т. e. функционально организованных массивов компьютерной информации, которые осуществляют централизованное обеспечение группы пользователей или совокупности решаемых в системе задач. При подобном способе использования и создания массивов информации, когда одна группа специалистов обрабатывает и вводит в банк данных информацию, a другие специалисты её используют в разных производственных моментах, то осуществляется интерактивный, т. e. активный c двух сторон режим работы. Информационные базы данных, как правило, формируются путём объединения первоначальных статистических показателей деятельности предприятия в файлы увеличенного размера c необходимыми реквизитами. Базы данных всегда подлежат обновлению согласно c ходом технологического процесса и c учётом требований потребителей информации, которые решают немалый комплекс информационно связанных управленческих задач.

3 Потребность в информации на стадиях жизненного цикла инноваций

Инновации становятся информационно обширнее и затрагивают интересы большего числа звеньев внутренней и внешней среды. Инновационный процесс нуждается в изменениях принципов обмена стратегической информацией. Стратегическая информационная потребность участников инновационного процесса - представляет собой формирование прогнозных служб маркетинговой и технико-технологической направленности для создания информационных банков, накопившие мировую и внутреннюю информацию о результатах и темпах научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок.

В процессе образования идеи об инновации немалое значение имеет внешняя информация. Источники подобной информации имеются, обычно, вне предприятий. Для инноваций типа "новая продукция", как правило, в пищевой и лёгкой промышленности, характерны результаты маркетинговых исследований, как источники информации. Информация делается таким же товаром, как и сама продукция предприятий. В процессе принятия решения об инновации, значимость информационной поддержки этого процесса возрастает. Качество принимаемого решения во многом зависит от объективности, универсальности, надёжности и точности информации, которая используется при принятии решения. На этой стадии внешняя информация об инновации должна быть увязана c внутренней. Ожидаемые параметры нововведения должны быть соотнесены c возможностями предприятия, его готовностью к инновации. Возможности предприятия - это его положение на рынке, финансовое состояние, производственный и кадровый потенциал.

В связи c недостатком полной информации o нововведении на стадии разработки вытекают побочные эффекты, приводящие к изменениям технологии или к дополнительным затратам.

Чуть ниже, хотелось бы акцентировать внимание на внутренней информации, и её непосредственное влияние на предприятие, поскольку внутренняя информация, связанная c оценкой собственных возможностей предприятий, в процессе принятия решения также имеет немаловажное значение. Предприятия, на которых внедрены системы управления, основанные на компьютерных технологиях, в этом смысле оказываются в наиболее выгодном положении. Имеющиеся информационные технологии позволяют в небольшой промежуток времени получить достоверную и полную информацию o состоянии производства, потребителях, поставщиках, наличии ресурсов. Из проверенных предприятий, лишь на немногих внедрена настоящая и полная компьютеризация управления. Исходя из личного опыта работы на предприятии с подобной системой управления, ярким примером может служить предприятие ФГУП "ЦентрИнформ", где последовательно внедряется комплексная автоматизированная система. [6] Более конкретно говоря, можно сказать, что в портфеле решений предприятия имеются инновационные программы, современное оборудование, средства для защиты и оптимизации бизнеса, a также собственные разработки в области информационной безопасности на основе НИОКР. Данное предприятие также использует современные технологии, оборудование нового образца и компьютеры, которые есть в каждом отделе в достаточном количестве и, которые способны обрабатывать огромное количество информации, и, соответственно, помогать в любой работе предприятия. Для удобства, на предприятии используются различные утилиты и программы, имеющие лицензионное программное обеспечение, которые, в свою очередь, способствуют более эффективному способу передачи, обработки или хранению той или иной информации. Также хотелось бы отметить, что информационное обеспечение значительно повлияло на инновационные процессы предприятия. На момент прохождения практики, данное предприятие ограничивалось лишь предоставлением таких услуг, как: отчётность по каналам связи, защита информации, электронная цифровая подпись и занималось внедрением современных информационных и защитных технологий, лишь в интересах государства, юридических лиц и клиентов предприятия. Сейчас предприятие активно сотрудничает с разными потребителями и предоставляет широкий спектр услуг, тем самым, расширив своё поле деятельности, вплоть до внедрения электронно-торговых площадок, обеспечения информационной безопасности любых коммерческих организаций и постройки нескольких новых центров обработки данных, которые ориентированы на решение различных бизнес-задач, путём предоставления информационных услуг, хранения, обработки и распределения больших потоков информации. Следует заметить, что объединение вычислительных ресурсов и средств хранения данных в ЦОД позволяет, в значительной мере, сократить совокупную стоимость владения IT-инфраструктурой, за счёт возможности эффективного использования технических средств, например, перераспределения нагрузок, а также за счёт сокращения расходов на администрирование. [7]

На большинстве предприятий автоматизированы отдельные функциональные области управления, т. e. процесс внедрения электронно-вычислительной техники носит прикладной характер. Внутренняя информация играет роль оценки затрат предприятия на инновации, способов и источников финансирования нововведения, эффективности проектов, a также расчётов сроков окупаемости.

3.1 Оказание информационной поддержки инновационной деятельности

Оказание информационной поддержки включает в себя несколько пунктов, такие как:

- обновление и создание банков данных, научно-технических результатов и потенциальных возможностей, a также научно-технических программ и проектов, касающихся перспективных направлений;

- отбор и поиск инновационных проектов, рассмотрение предложений по производству наукоёмкой продукции для физических и юридических лиц, которые заинтересованы в их финансировании;

- реализация связи c базами данных и удаленными информационными центрами, включая зарубежные, c использованием иностранных телекоммуникационных систем;

- предоставление доступа заинтересованных организаций и лиц к информационным базам данных, a также к информационным ресурсам Интернета в инновационной сфере деятельности;

В процессе производства, реализации инновационных проектов, руководителям и специалистам предприятий, которые участвуют в их осуществлении, приходится планировать и принимать разнообразные решения, для обоснования которых крайне важны различные данные o состоянии внешней среды.

При этом необходимо обеспечить:

- возможность накопления сведений o научно-технической разработке;

- возможности для каждого из участников инновационного процесса брать как специальную, так и общую информацию;

- получение доступа к различным источникам информации, которые являются необходимыми для принятия решения, a при её отсутствии - к потенциальным контрагентам, которые могут располагать или подготовить данную информацию;

- присутствие сведений o потенциальных партнёрах по реализации инновационного процесса на всех этапах его осуществления в разрезе основных функций;

- выполнение некоторых «интеллектуальных» функций.

В последнем пункте имеется в виду, что при отсутствии в базах данных объектов c параметрами, которые необходимы участнику инновационного процесса, выдавать не только отрицательный ответ, но и давать ещё:

- список объектов частично соответствующих запросу (например, по отдельным параметрам);

- адреса субъектов, осуществляющие разработку таких объектов.

4 Состав информации, который должен обеспечиваться персоналом

Состав внешней информации, который должен обеспечиваться персоналом или участниками инновационного процесса на предприятии, определяется несколькими группами факторов.

Во-первых, это типы задач, которые решают участники инновационного процесса. В составе задач могут быть многократно и однократно решаемые задачи. Информационная система должна быть способной непосредственно обеспечивать внешней информацией задачи, постоянно решаемые участниками инновационных процессов и обращение к иным источникам информации для решения специальных задач.

Во-вторых, это характер решений, которые вырабатывают участники. Решаться могут как «рутинные», характерные большинству инновационных процессов задачи, так и специфические задачи. К рутинным задачам, обычно, относят процедуры принятия решений и определяют перечень условий, a также состав параметров, которые необходимы для принятия тех или иных решений. Можно сказать, что в рамках информационной системы для обеспечения решения данных задач могут формироваться и поддерживаться соответствующие базы данных и «прецедентов» решения подобных задач, создаваться алгоритмы и программные комплексы, формализующие процедуры получения необходимых данных.

Для решения специфических задач могут быть взяты специальные методы, и каждый раз требуется уникальный набор показателей, которые обеспечивают принятие рассчитанных решений.

В-третьих, это, так называемая, зависимость информационных потребностей участников данного процесса от применяемых ими методов решения задач. У каждого из участников имеется определённый набор доступных ему методов решения соответствующих задач, на момент подготовки решений, который определяется:

- существованием готовых к применению на практике методик решения задач;

- характеристиками, имеющихся у него программных продуктов и технических средств, которые позволяют осуществить существующие методики решения задач;

- уровнем его квалификации;

- временем, затраченным для получения решения данных задач;

- требуемым качеством получаемых решений.

В-четвертых, это, как правило, возможности участников самостоятельно разрабатывать и поддерживать необходимые им специальные базы данных. При создании отдельными участниками инновационного процесса таких баз данных, информационная система может выполнять либо функции пополнения этих баз, за счёт предоставления находящейся в ней информации, либо функции доступа к другим информационным системам.

Следует принять во внимание, что в рамках системы сначала должны формироваться информационные массивы, которые позволяют решать задачи нескольким различным участникам.

Когда информация является одним из наиболее важных видов товаров, в условиях современной рыночной экономики, решение проблем информационного обеспечения участников инновационного процесса, так или иначе, зависит от их финансовых возможностей.

Для многих не представляется возможным получение полных массивов необходимой информации и самостоятельная реализация поиска нужных данных.

Получается, участникам данных процессов нужны сведения, которые имеются в разных базах данных.

Для стадии фундаментальных исследований, которые были рассмотрены выше, эти базы данных имеют следующее содержание:

- направления фундаментальных исследований, которые направлены на получение новых знаний, и которые, впоследствии, могут быть положены в основу прикладных разработок в определенных областях;

- полученные в процессе фундаментальных исследований по конкретным направлениям полезных идей, моделей.

Для стадии прикладных исследований и разработок это базы данных:

- o направлениях прикладных и поисковых исследований, которые направлены на определение полученных полезных идей, моделей;

- o разработках по превращению результатов прикладных научных исследований в замыслы новых товаров, их лабораторные модели или экспериментальные образцы;

- o степени защищённости осуществляемых исследований и разработок (заявки на патенты, их получение или другие документы o праве на объекты интеллектуальной собственности).

Для стадии опытно-конструкторских работ это базы данных:

- o применяемых схемно-компоновочных и других конструктивных решениях;

- o деталях, узлах, материалах и других компонентах, использующиеся при производстве и применении новой продукции;

- o различных условиях, например, технологических, которыми должны обладать новая продукция и технологии (в том числе и те, которые находятся в стадии обсуждения и разработки);

- o степени защищенности имеющихся конструктивных и технологических решений и правообладателях;

- o потенциальных исполнителях НИОКР и других участниках процессов, которые связаны с инновациями.

- o появляющихся на рынках новых услугах, продуктах, (a также технологий, которые готовятся к производству в ближайшее время);

- o возможных источниках и условиях финансирования применения новых товаров;

- и, конечно же, o схемах финансирования для предприятий, которые осуществляют применение новой продукции.

Необходимо взять во внимание тот факт, что часть данных этих баз, собственно, используется не только на указанной стадии, но ещё и на иных стадиях инновационного процесса предприятия, потому что в отношении одних и тех же объектов на разных стадиях могут приниматься промежуточные, предварительные и окончательные решения.

Разделение информационного пространства на два уровня является выходом из положения, когда нет возможности прямого получения полного объёма необходимой информации, т. e.:

- конкретная информация для принятия решений в рамках реализуемого инновационного процесса.

- общая информация o направлениях исследований, научно-технических разработках, потенциальных партнёрах по инновационной деятельности.

На уровне конкретной информации возможны два различных подхода.

Во-первых, приобретение информации у владельцев, которые располагают данной информацией.

Во-вторых, формирование баз данных c бесплатным доступом. При таком раскладе, расходы на создание таких баз должны осуществлять государственные структуры или сообщества, которые объединены по профессиональному или другим признакам. Как правило, это могут быть базы, которые содержат нормативно-правовые условия реализации инновационной деятельности.

На уровне общей информации o направлениях исследований, информация представляет интерес не только для потребителя, но и для «продавца» информации, поэтому для этого уровня возможна реализация концепции свободного доступа к информации пользователями и бесплатного пополнения баз данных заинтересованными владельцами соответствующей информации.

К тому же, использование информации второго уровня информационной среды позволит пользователю существенно сократить сферу и время поиска источников необходимой ему информации и, как итог, расходы на её получение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация является основой не только для предприятия «ЦентрИнформ», но и многих других тоже, и является, в тоже время, стратегическим и тактическим ресурсом инновационного процесса.

Как стратегический ресурс развития предприятия, информация является основным фактором для манёвра, позволяет прогнозировать и отслеживать изменения, оценивать возможности инноваций, значительно понижать риск и неясность в принятии управленческих решений.

Как тактический ресурс, информация даёт возможность руководителю предприятия осуществлять экономически обдуманные решения по управлению процессом в условиях, когда запас ресурсов ограничен.

В инновационном процессе предприятия принимают участие пять основных субъектов:

- директор предприятия;

- заместители директора;

- начальники отделов и центров;

- специалисты различных подразделений;

- работники.

Характер взаимодействия субъектов определяет эффективность инновационного процесса. При этом качество информирования главных субъектов является основой их взаимодействия в целях осуществления их интересов, с помощью участия в процессе реализации инноваций.

Формирование системы управления инновационными процессами предприятия, определение содержания и состава управленческой информации, реализуются за счёт выявления и использования зависимостей и закономерностей поведения объектов и субъектов инновационных процессов; построения адекватной действительности информационных моделей, основой которых являются структурно-функциональный анализ, динамическое ситуационное моделирование и прогнозирование.

Основой повышения эффективности информационного обеспечения управления инновационными процессами предприятия является превышение скорости обобщения и систематизации информации над скоростью осуществления инноваций, что достигается не столько совершенствование механизмов обмена информацией между субъектами инновационных процессов, сколько методов преобразования информации в знания или интеллектуальный капитал предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бодякин В.И., Проблемы поддержки инновационной деятельности в России на современном этапе. // Российский ресурс. URL: http://www.dvpt.ru/?page=analytics050

2 Федеральный закон «Об инновационной деятельности». // Минсвязь России. (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) URL: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685#doc_save;

3 Электронный сайт. Свободная энциклопедия Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%ED%EE%E2%E0%F6%E8%EE%ED%ED%FB%E9_%EF%F0%EE%F6%E5%F1%F1;

4 Электронный сайт. Содержание и структура инновационного процесса. URL: http://gendocs.ru/v7315;

5 Завлин П.Н., Васильева А.В. Оценка эффективности инноваций. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1998. 216 с.

6 Учебное пособие отделов предприятия ФГУП «ЦентрИнформ». URL: http://www.ci54.ru/#;

7 Учебный центр «Информзащита» Книга. 21-я редакция, 2012 г.;

Просмотров работы: 10673