Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия Республики Саха (Якутия) является одним из важнейших аспектов национальной безопасности в области охраны здоровья населения и экологической безопасности. Гигиенические проблемы, обусловленные загрязнением территории населенных мест отходами производства и потребления, остаются в числе приоритетных , в том числе чрезвычайно остро стоит вопрос медицинских отходов . [1],[4]
В ходе проведенного исследования выяснилось, что за 2012 г. в медицинских организациях Республики Саха (Якутия) образовано 6 969,2 тонн медицинских отходов, из них неопасных отходов класса «А» – 5743,2 тонны (82,4%), эпидемиологически опасных отходов класса «Б» - 1001,2 тонны (14,3%), чрезвычайно эпидемиологически опасных отходов класса «В» – 219,7 тонн (3,2%), токсикологически опасных отходов класса «Г»- 5,1 тонна (0,1%). В течение ряда лет в медицинских организациях республики не образуются радиоактивные отходы класса «Д» (таблица №1). Таблица №1
Распределение медицинских отходов по классам опасности
№ пп |
Виды отходов |
Количество образованных отходов (т/год), всего |
Динамика к 2011 г. |
||
2010г. |
2011г. |
2012г. |
|||
Всего, в т.ч.: |
5010,0 |
6926,0 |
6 969,2 |
+ 43,2 |
|
1 |
Класса А |
4046,6 |
4771,0 |
5743,2 |
+ 972,2 |
2 |
Класса Б |
601,2 |
1872,0 |
1001,2 |
- 870,8 |
3 |
Класса В |
340,7 |
261,0 |
219,7 |
- 41,3 |
4 |
Класса Г |
21,5 |
22,0 |
5,1 |
- 16,9 |
5 |
Класса Д |
0 |
0 |
0 |
- |
По таблице, видно, что с 2010 года к 2011 количество образованных медотходов классов «А»(эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО) и «Б» (эпидемиологически опасные отходы) значительно увеличилось. Так, отходов класса «А» образовалось больше на 724,4 т., класса «Б» – на 1270,8 т., класса «Г» ( токсикологически опасные отходы ) – на 1,5 т. Только отходы класса «В» (эпидемиологически чрезвычайно опасные отходы) уменьшились на 79,7 т. Далее видно, что с 2011 к 2012 году увеличивались только отходы класса «А» на 972,2 т., остальные – сократились: класс «Б» – на 870,8 т., класс «В» – на 41,3 т., класс «Г» – на 16,9 т.
Для лучшего восприятия данных, рассмотрим диаграммы №1,№ 2,№3, №4.
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Диаграмма №4
Что касается общей динамики количества образовавшихся медицинских отходов с 2010 по 2012 гг., то следует отметить, что их объем с каждым годом увеличивается. Главным образом, за счет отходов класса «А». Так, c 2010 года к 2011 количество медотходов увеличилось на 1916 т., а с 2011 к 2012 – на 44 т.
Проведенный анализ состояния обращения с медицинскими отходами, показал, что в медицинских организациях, ответственность в основном, ложится на главных врачей, которые своими приказами назначают лиц, ответственных за организацию сбора, разрабатывают инструкции по схеме сбора, утилизации, дезинфекции и уничтожения отходов, заключают договоры на вывоз медицинских отходов.[3]
В тоже время имеется ряд нерешенных проблем, связанных с финансированием медицинских организаций:
1. низкое оснащение оборудованием для термического и аппаратного обезвреживания отходов;
2. недостаточное оснащение средствами малой механизации и специальным оборудованием (стойки-тележки, транспортные внутрикорпусные тележки, многоразовые педальные баки и пр.);
3. дефицит помещений для оборудования участков по обращению с отходами класса Б и В.
В 2012 г. по предложению Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) внесены дополнения в подпрограмму «Безопасность учреждений здравоохранения» Государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2016гг.» в части обеспечения медицинских организаций оборудованием для аппаратного, в том числе термического обезвреживания медицинских отходов.
Также для решения этой острейшей проблемы, стоящей по всей республике можно, учитывая огромные затруднения районных учреждений здравоохранения в решении данных вопросов, уместным было бы предложить Министерству здравоохранения РС(Я) создание Центра по контролю за движением медицинских отходов и организации помощи районным отделениям здравоохранения в утилизации и уничтожении образующихся медицинских отходов.
Акимкин В.Г. Организационно-эпидемиологические аспекты обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2005. - № 2. - С. 4-7.
Закон об отходах производства и потребления №89-ФЗ от 24.06.98 (ред. 28.07.2012).
Утилизация и переработка медицинских отходов // http://revolution.allbest.ru/manufacture/00153494_0.html
Чарнецкий А., Кофман Д., Биндер Я., Востриков М., Гутников А., Стомпель С. Утилизация медицинских отходов в России. Кризис системы экологической безопасности страны и пути его преодоления // http://www.narcom.ru/ideas/common/72.html