Цель:
- выявление уровня экологической культуры и знаний в области экологии путем анкетирования среди школьников и населения;
Задачи:
- изучить литературу по методике выявления экологической культуры и знаний;
- составить анкеты для разных групп школьников и населения;
- провести анкетирование и анализировать результаты;
- выявить пути решения проблемы экологической неграмотности и бескультурья.
Методика выявления экологической грамотности и культуры (по Пономаревой О.Н):
методы контроля: устный.
анкетирование, соцопрос.
Экологическое образование -это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому.
Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде [1, С.5].
Основные принципы: всеобщность и непрерывность;интеграция (вертикальная и горизонтальная) формальных и неформальных воспитательных и образовательных культур;гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности, экологического сознания мышления и культуры.
Структура системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования (рис.1):
- дошкольное экологическое воспитание в семье и в специализированных воспитательных учреждениях;
- экологическое образование специалистов среднего звена (подготовка в техникумах, высших профессиональных и педагогических училищах);
- экологическое образование в высшей школе, а также экологическая подготовка педагогических и научных кадров;
- неформальное экологическое воспитание и образование, самообразование детей и взрослых [2].
Рис.1. Структура экологического образования и просвещения
Анкетирование проведено в 6 «в» и 7 «в» классах школы №23 г.Якутска, в 5 и 11 классах Дельгейской СОШ, в 8 и 11 классах Арылахской СОШ и среди студентов колледжа технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии (рис.2, 3, 4). В вопросе об участии в каких-либо экологических акциях дети Дельгейской и Арылахской СОШ ответили 100% «нет» - это потому, что в их школах подобные акции не поводились. Учащиеся 6 «в» и 7 «в» классов 23 школы, а также студенты колледжа, в большинстве случаев выбрали отрицательный вариант ответа – это можно объяснить тем, что они не были осведомлены и не привлекались к этим работам.
Рис.2. Какие экологические организации Вы знаете?
По данным опроса большинство учащихся 5 класса ДСОШ, 6 «в» класса школы №23 и 8, 11 классов АСОШ - не испытывают тревогу по поводу состояния окружающей среды, причиной такого ответа является отсутствие дисциплины «экология» в этих школах, а также практически не проводятся лекции на данную тему.
Рис.3. Испытываете ли Вы тревогу по поводу состояния окружающей среды?
Результаты анкетирования родителей следующие: 100% родителей - считают экологическое воспитание важным компонентом обучения; на вопрос «что такое экология» 75% ответили, что это наука, которая изучает окружающую среду и природу, 25% воздержались; 50% родителей осуществляют экологическое воспитание детей в семье посредством отдыха на природе, при этом только 75% знакомят детей с правилами поведения на природе, что крайне прискорбно, т.к зачатки экологической культуры «произрастают» в первую очередь из семьи.
Результаты анкетирования учителей: 100% учителей - считают формирование экологической культуры учащихся своей профессиональной задачей; 56% из них считают себя экологически культурными людьми, а остальные затрудняются ответить; часто задумываются о проблемах экологии в повседневной жизни – 89%; глобальные экологические проблемы волнуют 89% учителей, также 89% обращают внимание на информацию экологического характера в печатных изданиях. На вопрос «считаете ли Вы экологическую культуру одной из профессиональных черт учителя» - 67% дали положительный ответ, 11% отрицательный и 22% ответили «незнаю». Таким образом, на данные вопросы больший процент педагогов ответили положительно, мы видим, что идет постепенная экологизация сознания учителей, а они в свою очередь, прививают экологическое мышление своим ученикам.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
проведена рефлексия учеников, получен следующий результат – около 90% (86 чел) учащихся усвоили полученный материал, расширили свой кругозор, стали более экологически культурными;
100% родителей считают, экологическое воспитание важным компонентом обучения, 75% - в общих чертах, понимают, что такое экология, 50% родителей осуществляют эковоспитание в семье посредством отдыха на природе;
100% учителей считают формирование экологической культуры учащихся своей профессиональной задачей, из них 67% сказали что, экологическая культура это профессиональная черта учителя.
Но несмотря на то, что в области экологического воспитания и образования в последние годы наметились прогрессивные сдвиги, многие школьники и студенты недостаточно осведомлены об экологических акциях, мероприятиях, экологических организациях и т.д.
Пути решения данных проблем следующие:
Словесные методы: рассказы, лекции, беседы среди разной группы населения;
наглядные: презентации; очистка территории школы, города, района от мусора; озеленение территории школы, города;
интерактивные методы: игровые – викторины, экологические игры; во время туристических (экологические) походов; в экологических лагерях; в процессе воспитания в семье;
не игровые - дискуссия, анализ конкретных экологических ситуаций и др.;
Список использованных источников:
Закон РС (Я) «Об экологическом образовании и просвещении», Якутск, 2007. 16с.;
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=441537
Научный руководитель: к.б.н., доцент Гоголева Парасковья Алексеевна.
Advisor: Ph.d., docent Gogoleva Parascovia Alekseevna