МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ РАЗЛИЧНОГО КОНТИНГЕНТА НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ РАЗЛИЧНОГО КОНТИНГЕНТА НАСЕЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель:

- выявление уровня экологической культуры и знаний в области экологии путем анкетирования среди школьников и населения;

Задачи:

- изучить литературу по методике выявления экологической культуры и знаний;

- составить анкеты для разных групп школьников и населения;

- провести анкетирование и анализировать результаты;

- выявить пути решения проблемы экологической неграмотности и бескультурья.

Методика выявления экологической грамотности и культуры (по Пономаревой О.Н):

  • методы контроля: устный.

  • анкетирование, соцопрос.

Экологическое образование -это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому.

Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде [1, С.5].

Основные принципы: всеобщность и непрерывность;интеграция (вертикальная и горизонтальная) формальных и неформальных воспитательных и образовательных культур;гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности, экологического сознания мышления и культуры.

Структура системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования (рис.1):

- дошкольное экологическое воспитание в семье и в специализированных воспитательных учреждениях;

- экологическое образование специалистов среднего звена (подготовка в техникумах, высших профессиональных и педагогических училищах);

- экологическое образование в высшей школе, а также экологическая подготовка педагогических и научных кадров;

- неформальное экологическое воспитание и образование, самообразование детей и взрослых [2].

Рис.1. Структура экологического образования и просвещения

Анкетирование проведено в 6 «в» и 7 «в» классах школы №23 г.Якутска, в 5 и 11 классах Дельгейской СОШ, в 8 и 11 классах Арылахской СОШ и среди студентов колледжа технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии (рис.2, 3, 4). В вопросе об участии в каких-либо экологических акциях дети Дельгейской и Арылахской СОШ ответили 100% «нет» - это потому, что в их школах подобные акции не поводились. Учащиеся 6 «в» и 7 «в» классов 23 школы, а также студенты колледжа, в большинстве случаев выбрали отрицательный вариант ответа – это можно объяснить тем, что они не были осведомлены и не привлекались к этим работам.

Рис.2. Какие экологические организации Вы знаете?

По данным опроса большинство учащихся 5 класса ДСОШ, 6 «в» класса школы №23 и 8, 11 классов АСОШ - не испытывают тревогу по поводу состояния окружающей среды, причиной такого ответа является отсутствие дисциплины «экология» в этих школах, а также практически не проводятся лекции на данную тему.

Рис.3. Испытываете ли Вы тревогу по поводу состояния окружающей среды?

Результаты анкетирования родителей следующие: 100% родителей - считают экологическое воспитание важным компонентом обучения; на вопрос «что такое экология» 75% ответили, что это наука, которая изучает окружающую среду и природу, 25% воздержались; 50% родителей осуществляют экологическое воспитание детей в семье посредством отдыха на природе, при этом только 75% знакомят детей с правилами поведения на природе, что крайне прискорбно, т.к зачатки экологической культуры «произрастают» в первую очередь из семьи.

Результаты анкетирования учителей: 100% учителей - считают формирование экологической культуры учащихся своей профессиональной задачей; 56% из них считают себя экологически культурными людьми, а остальные затрудняются ответить; часто задумываются о проблемах экологии в повседневной жизни – 89%; глобальные экологические проблемы волнуют 89% учителей, также 89% обращают внимание на информацию экологического характера в печатных изданиях. На вопрос «считаете ли Вы экологическую культуру одной из профессиональных черт учителя» - 67% дали положительный ответ, 11% отрицательный и 22% ответили «незнаю». Таким образом, на данные вопросы больший процент педагогов ответили положительно, мы видим, что идет постепенная экологизация сознания учителей, а они в свою очередь, прививают экологическое мышление своим ученикам.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  • проведена рефлексия учеников, получен следующий результат – около 90% (86 чел) учащихся усвоили полученный материал, расширили свой кругозор, стали более экологически культурными;

  • 100% родителей считают, экологическое воспитание важным компонентом обучения, 75% - в общих чертах, понимают, что такое экология, 50% родителей осуществляют эковоспитание в семье посредством отдыха на природе;

  • 100% учителей считают формирование экологической культуры учащихся своей профессиональной задачей, из них 67% сказали что, экологическая культура это профессиональная черта учителя.

  • Но несмотря на то, что в области экологического воспитания и образования в последние годы наметились прогрессивные сдвиги, многие школьники и студенты недостаточно осведомлены об экологических акциях, мероприятиях, экологических организациях и т.д.

Пути решения данных проблем следующие:

  • Словесные методы: рассказы, лекции, беседы среди разной группы населения;

  • наглядные: презентации; очистка территории школы, города, района от мусора; озеленение территории школы, города;

  • интерактивные методы: игровые – викторины, экологические игры; во время туристических (экологические) походов; в экологических лагерях; в процессе воспитания в семье;

  • не игровые - дискуссия, анализ конкретных экологических ситуаций и др.;

Список использованных источников:

  1. Закон РС (Я) «Об экологическом образовании и просвещении», Якутск, 2007. 16с.;

  2. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=441537

Научный руководитель: к.б.н., доцент Гоголева Парасковья Алексеевна.

Advisor: Ph.d., docent Gogoleva Parascovia Alekseevna

Просмотров работы: 2822